9.07.2015, 11:05
«Черная метка» для МЗКТ
В последнее время в ряде российских печатных и электронных СМИ вновь появились сообщения о готовности Камского автозавода в рамках программы по импортозамещению наладить серийное производство специальных колесных шасси и тягачей (СКШТ), аналогичных продукции Минского завода колесных тягачей (МЗКТ).
Одним из оснований для подобных утверждений авторы такого рода статей считают информацию о скором создании крупного предприятия по выпуску автотехники военного назначения посредством присоединения завода специальных автомобилей (ЗСА), входящего в состав ОАО «КамАЗ», к его же бывшему дочернему предприятию «Ремдизель», которым с 2012 года владеют частные лица. «Ремдизель» занимается выпуском броневиков «Выстрел», сборкой итало-российского армейского вездехода «Рысь» и ремонтом армейских грузовиков.
По мнению сторонников этой версии, в пользу нее говорит и утечка информации с закрытого показа техники на недавнем форуме российских вооружений «Армия-2015». В сети «ВКонтакте» была опубликована фотография опытного седельного тягача с колесной формулой 8 x 8 с защищенной кабиной, разработанного, по утверждению ряда блогеров, в рамках проекта «Платформа-О». Там же была вывешена фотокопия плаката с изображением всех перспективных машин данного проекта.
Согласно информации специализированных изданий, научно-исследовательские работы (НИР) «Платформа» и опытно-конструкторские работы (ОКР) «Платформа-О» по созданию «высокомобильной модульной платформы различного назначения трех типов» в соответствии с заданием Министерства обороны России ОАО «КамАЗ» ведет с 2010 года.
Разработке подлежат: седельный тягач с колесной формулой 8 x 8 для буксирования прицепных систем массой 90-165 т и балластный тягач с колесной формулой 8 x 8 для буксирования прицепных систем массой до 75 т; платформа с колесной формулой 12 x 12 грузоподъемностью 50 т; платформа с колесной формулой 16 x 16 грузоподъемностью 85 т.
Практически никто из аналитиков не сомневается, что машины эти предназначены для замены аналогичной продукции, которую сегодня выпускает Минский завод колесных тягачей. Предприятие в Минске, несмотря на хорошую репутацию, в глазах руководства РФ имеет один, но существенный «недостаток» – оно находится в другом, пусть и союзном, государстве. Поэтому на рубеже текущего десятилетия было принято решение о разработке в России аналогов белорусских машин.
Тягачи-невидимки
Между тем, несмотря на то что с момента начала разработки прошли годы и на нее ушли немалые средства, «живого» образца высокомобильной модульной платформы никто из экспертов до сих пор не видел. Об особенностях ее конструкции и ходе работ можно было судить исключительно по информации, которую в микроскопических дозах сообщали прессе представители КамАЗа.
Из информации, ставшей достоянием общественности, следовало, что проектируемые на предприятии СКШТ будут строиться по модульному принципу. Набор исходных модулей будет состоять из ряда унифицированных узлов и агрегатов: кабины, силовой установки, всеколесного рулевого управления, единой гидравлической системы всеколесного рулевого управления, системы подрессоривания и торможения, опорно-ходового модуля и электромотор-колес. Относительно последних разъяснялось, что речь идет о специальном дизель-электрическом приводе с электромоторами, которые встроены прямо в колеса транспортных средств. Из перечисленных выше модулей, словно из кубиков, и должны были собираться все специальные автошасси и тягачи по проекту «Платформа-О».
Первая более-менее связная информация о них была обнародована 4 года назад, во время показа перспективной армейской автомобильной техники министру обороны РФ на полигоне в подмосковных Бронницах 10 июня 2011 года. На специальном планшете аккредитованные на мероприятие журналисты могли увидеть конструктивную схему создаваемого семейства шасси.
Опять-таки плакатом пришлось довольствоваться представителям СМИ и в ходе пресс-тура на КамАЗ, состоявшегося 14 марта 2013 года, с той лишь разницей, что на этот раз были оглашены заводские индексы СКШТ, разрабатываемых в рамках ОКР «Платформа-О»: шасси с колесной формулой 16 х 16 получило обозначение КамАЗ-7850, шасси с колесной формулой 12 х 12 – КамАЗ-78509 и седельный тягач с колесной формулой 8 х 8 – КамАЗ-78504.
Сами же машины – в виде натурных образцов – снова показаны не были. И, как отметил главный редактор «Автомобильного каталога» и один из ведущих экспертов в области автотехники спецназначения Александр Привалов в своей публикации в еженедельнике «Военно-промышленный курьер» (http://vpk-news.ru, выпуск № 20 (488) от 29 мая 2013 года) это отнюдь не случайно.
Колеса не той системы
По его мнению, с первых же шагов определения облика будущих российских СКШТ для армии и Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) разработчики КамАЗа допустили серьезные просчеты. И самый главный из них состоит в том, что, вопреки успешному опыту МЗКТ, ставка была сделана только на конструкцию с использованием мотор-колес. Но у этой схемы недостатков оказалось намного больше, чем преимуществ. Причем некоторые из недостатков не могут быть устранены в принципе.
Так, при движении через препятствия, которые в изобилии встречаются на пути военной спецавтотехники, возникают большие динамические нагрузки на неподрессоренные мотор-колеса, что может вызвать перемещение статора относительно ротора (или ротора относительно статора) и соприкосновение обмоток электродвигателя мотор-колеса, что неизбежно повлечет выход узла из строя.
Еще одна головная боль – выход электротрансмиссии из строя при низких температурах в случаях, если приходится обесточить оборудование (например, для маскировки). Через некоторое время после обесточивания влага начинает конденсироваться на обмотках электромоторов, что при последующей подаче электропитания может привести к замыканию со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Но и это еще не все: большое излучение в инфракрасном спектре, сложность эксплуатации во влажном климате, проблемы с преодолением бродов, неустойчивость к электромагнитному импульсу и т. д. – все эти проблемы либо не могут быть решены в принципе, либо требуют серьезной дополнительной проработки на уровне прикладной науки, а возможно, и на уровне фундаментальных исследований. Так что не стоит удивляться тому, что по сию пору нигде в мире, включая США, не удалось создать работоспособные СКШТ с мотор-колесами.
В связи с этим Александр Привалов задает риторический вопрос: «Куда и как далеко уедет АПУ (автономная пусковая установка. – Прим. авт.) ПГРК (подвижного грунтового ракетного комплекса) на камазовском СКШ с мотор-колесами в случае выполнения реальной боевой задачи, да еще в условиях применения противником ядерного оружия?».
И тем не менее начиная с 2009 года КамАЗ в буквальном смысле идет напролом, пытаясь протолкнуть свои будущие машины не только в РВСН, но и в другие виды и рода войск, а также разработчикам вооружения и военной техники (ВВТ). Последние же не спешат начинать работы с камазовскими СКШТ на мотор-колесах по причине отсутствия последних в природе, а «по старинке» размещают свои новейшие разработки на шасси МЗКТ.
По причине наличия отсутствия
Надо сказать, что аналогичным образом поступили и конструкторы-ракетчики в Московском институте теплотехники (МИТ). По их заданию еще в 2008 году vинский завод подготовил для МИТ технический проект шасси МЗКТ-79291 (12 х 12) мощностью 650 л. с. под АПУ перспективного ПГРК РС-26. А 3 июля 2013 г. шасси под новейший российский ракетный комплекс стратегического назначения «Рубеж» впервые было представлено широкой публике на параде в честь День независимости в Минске.
К этому же времени среди специалистов прекратились разговоры о том, что АПУ этого комплекса может быть выполнена на шасси КамАЗ-7850, созданном по программе «Платформа-О». Использовать такое шасси при создании ПГРК «Рубеж» оказалось невозможным, в первую очередь, «по причине задержки готовности такого типа шасси». И говорить о том, когда будет налажено их серийное производство, не брался никто.
В связи с этим есть все основания полагать, что шасси МЗКТ-79291 станут базой не только для ПГРК «Рубеж», но и для перспективной российской мобильной системы ПРО/ПВО С-500. Однако нельзя забывать, что на транспортерах Минского завода колесных тягачей базируются не только вновь создаваемые, но и многие серийные образцы выпускаемых сегодня в России видов вооружений и военной техники.
Так, согласно данным Центра анализа мировой торговли вооружениями (ЦАМТО), опубликованным в 2014 году, в РВСН поступило 16 межконтинентальных баллистических ракет (МБР) ракетного комплекса (РК) «Ярс». Из них 12 МБР – подвижного грунтового и 4 – шахтного базирования, обладающих повышенными возможностями по преодолению существующих и перспективных систем ПРО. В 2015 году предполагается поставить в войска еще 24 МБР РК «Ярс» мобильного и стационарного базирования.
Это гарантирует МЗКТ новые заказы, так как пусковые установки и шлейф транспортных машин российских ПГРК «Ярс» размещаются именно на колесных шасси МЗКТ-79221 (16 х 16). Это притом что машины обеспечения боевого дежурства этих ПГРК монтируются на шасси МЗКТ-7930 (8 х 8).
На базе МЗКТ-7930 также размещаются пусковые установки и средства боевого обеспечения оперативно-тактических ракетных комплексов (ОТРК) «Искандер-М» и «Искандер-Э». МЗКТ-7930 является носителем радиолокационных станций зенитной ракетной системы (ЗРС) С-400; пусковых установок и транспортно-заряжающих машин противокорабельных береговых ракетных комплексов «Бастион», «Бал-Э», «Клаб-М»; мостоукладчиков ТММ-6 «Гусеница-2» и др.
Для того чтобы «пересадить» все эти виды ВВТ на другую колесную базу, России потребуются огромные затраты времени и денег, которых ей в текущей ситуации уже не хватает. Не менее важно и то, что вся инфраструктура, обеспечивающая функционирование ПГРК, c советских времен приспособлена под колесные шасси МЗКТ. В случае замены «матчасти» ее придется серьезно адаптировать или даже перестраивать.
Как «отжать» целый завод
Тогда возникает естественный вопрос: к чему упомянутые выше информационные «сливы» о скорой замене белорусских СКШТ на российские? На него, возможно, сам того не осознавая, предельно откровенно ответил главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.
По его словам, «сливы» эти могут быть санкционированными сверху: КамАЗ постоянно обвиняют в том, что он потратил большие суммы денег на «Платформу» и ничего не сделал. И раз пошли такие утечки, то в них могут быть «заинтересованы структуры повыше КамАЗа и «Ростеха» (владельца автозавода). И вполне возможно, что последний «слив» – это «черная метка» белорусам: «либо делаете, что надо, на наших условиях, либо будете все это в Китай и Северную Корею отправлять».
Таким образом, похоже, что мы снова имеем дело с информационным шантажом. Первая попытка была предпринята в 2011 году, когда в российских СМИ прошла серия публикаций о том, что Минобороны РФ намерено вскоре отказаться от использования белорусских СКШТ в качестве носителей новейших ПГРК и уже в 2014 года эти комплексы будут размещаться на шасси семейства «Платформа» Камского автозавода. В дальнейшем машины данного семейства должны будут поступить на вооружение всех видов и родов войск РФ, а МЗКТ лишится российских военных заказов.
Но 2014 год минул, реченное не сбылось, и вот теперь предпринят новый заход. Цель прежняя: не мытьем, так катаньем взять под свою «крышу» Минский завод колесных тягачей, дабы выполнение программы перевооружения Вооруженных сил РФ (и РВСН в особенности) не зависело от перемен настроения президента РБ Александра Лукашенко. С целью достижения желаемого руководство РФ предпринимает различные меры «мягкого» и «твердого» принуждения.
Здесь, очевидно, нелишним будет напомнить, что принципиальное решение о создании белорусско-российского холдинга с участием МЗКТ было достигнуто еще 11 марта 2013 года на встрече вице-премьера Правительства РФ Аркадия Дворковича и первого вице-премьера РБ Владимира Семашко. Позднее оно было подтверждено на уровне премьер-министров и президентов двух стран.
Но каждая из сторон стремилась выжать из этой сделки максимум выгоды, и торг относительно условий создания СП принял достаточно жесткий и затяжной характер. Если представители Беларуси всячески набивали цену на свой «товар», то российские переговорщики столь же упорно ее сбивали. Недовольный предложениями россиян Александр Лукашенко 6 декабря 2013 года предпринял демарш, высказавшись против передачи им контрольного пакета акций МЗКТ.
И вот теперь начался второй акт «драмы». Похоже, что, пользуясь сложным экономическим положением союзника, Кремль намеревается дожать-таки строптивого союзника, начав с информационной «артподготовки».