• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Из-за падения цен на нефть экспортный рынок для белорусских продавцов нефтепродуктов сегодня стал гораздо менее маржинальным, чем отечественный. Как следствие, на внутреннем рынке обострилась конкуренция за потребителя.

Еще недавно трудно было представить, что белорусские НПЗ станут состязаться за право поставить максимально больший объем топлива на отечественный рынок. Однако сегодня ситуация выглядит именно так. Более того, чтобы помочь «Нафтану» поправить финансовое положение, руководство концерна «Белнефтехим», по имеющимся данным, в мае выделило этому заводу большую квоту на поставки топлива внутри страны.

Следует отметить, что возросла привлекательность поставок моторного топлива на белорусский рынок и для российских компаний. Поскольку цены на бензин и дизтопливо в Беларуси заметно выше, чем в России, то некоторым российским компаниям стало выгодно продавать бензин в Беларуси. В последние месяцы эта тенденция стала устойчивой. Если, к примеру, в январе 2015 года поставки автомобильного топлива из России в Беларусь составляли лишь около 1 тыс. тонн, то уже в марте они превысили 6,5 тыс. тонн.

При этом рост поставок российского моторного топлива в Беларусь происходит на фоне падения продаж нефтепродуктов на отечественном рынке: за 4 месяца текущего года продажи упали почти на 23%. Участники рынка объясняют эту ситуацию прежде всего тем, что в этом году «транзитчикам» стало выгоднее заправлять машины в России, где цены на топливо ниже, чем в Беларуси. А ведь еще год назад все было наоборот!

В объединении «Белоруснефть», доля которого на отечественном рынке нефтепродуктов сейчас составляет 68,7%, отмечают усиление конкуренции. Среди основных конкурентов госоператора на топливном рынке Беларуси – компании «Астотрейдинг» и «Газпромнефть-Белнефтепродукт». В «Белоруснефти» отмечают, что в условиях обострившейся конкуренции сохранить свою долю на рынке можно, лишь используя агрессивную маркетинговую политику: с помощью скидок на розничном рынке, как это делают конкуренты. Неужели дождались, и теперь законы рынка будут диктовать правила игры?

Табу на повышение акцизов

Снизить привлекательность рынка белорусского моторного топлива могло бы недавнее предложение Минфина, который выступил с инициативой повысить акцизы на нефтепродукты примерно на 20%. Свое предложение министерство аргументировало необходимостью в непростой экономической ситуации увеличить бюджетные поступления.

Напомним, с начала этого года ставки на нефтепродукты в среднем были снижены на 20%: на автомобильный бензин – на 11,3%, на дизельное топливо – на 34,1%.

Учитывая убедительные аргументы Минфина, трудно было представить, что правительство «завернет» эти предложения. Но именно так и случилось – по крайней мере пока.

В условиях падения валютной выручки от экспорта нефтепродуктов (за 5 месяцев – на 32% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года) правительство не позволило Минфину повысить акцизы на нефтепродукты.

Кроме того, у правительства были и другие весьма веские основания возразить фискальному ведомству. Дело в том, что повышение акцизов на нефтепродукты означает рост дополнительной финансовой нагрузки для нефтеперерабатывающих заводов, которые сегодня озабочены проблемами скорейшего завершения модернизации и остро нуждаются в денежных ресурсах. Очевидно, что налоговая реформа в нефтяной отрасли заставила руководство Беларуси взять нефтеперерабатывающие заводы под особую опеку. Теперь вице-премьер Владимир Семашко каждый месяц приезжает на «Нафтан» и Мозырский НПЗ, чтобы лично сверить график модернизации на каждом заводе.

К тому же если раньше повышение акцизного налога можно было частично переложить на автолюбителей, то кто же позволит это сделать в канун президентской кампании?

В налоговый маневр внесут дополнения

Между тем Правительство РФ, кажется, окончательно определилось с оценкой решения о проведении налоговой реформы в нефтяной отрасли – оно было правильным.

«Наши оценки показывают, и теперь уже компании, по крайней мере подавляющее число компаний, с ними согласны, что налоговый маневр оказался достаточно удачным… В целом структура налоговой системы в нефтяной отрасли сегодня вполне адекватна», – заявил в июне вице-премьер Аркадий Дворкович в интервью телеканалу «Россия 24».

Тем не менее правительство рассматривает ряд дополнений в налоговый маневр.

В частности, обсуждается переход пилотных нефтяных компаний на налог на финансовый результат. По мнению Правительства РФ, это дополнение позволит стимулировать более глубокую степень добычи, разработки месторождений.

Помимо налога на финансовый результат, российское правительство собирается вернуть дифференциацию акцизов на моторные топлива евро-4 и евро-5, что должно стимулировать желание компаний инвестировать в более глубокую переработку российских НПЗ.

Надо полагать, факт дифференциации акцизов на моторное топливо в России должен обрадовать и белорусских экспортеров. В последние пару лет акцизы на топливо евро-5 в России были ниже, чем на менее качественное горючее, что было хорошим стимулом для белорусских НПЗ для наращивания поставок на российский рынок.

Справка «БР»

Беларусь в январе – мае 2015 года по сравнению с январем – маем 2014 года увеличила экспорт нефтепродуктов на 21%, до 7,58 млн. тонн. Но в стоимостном выражении экспорт нефтепродуктов из Беларуси сократился на 32%, до 3,155 млрд. долларов. На снижение валютной выручки от экспорта нефтепродуктов повлияло падение цен на нефть.

Наиболее крупные объемы нефтепродуктов Беларусь поставила в Великобританию – 4.533,8 млн. тонн (в 2,5 раза больше, чем в январе – мае 2014 года) на сумму 1,712 млрд. долларов (+30%), в Нидерланды – 702,6 тыс. тонн (-28%) на сумму 268,8 млн. долларов (-55%), в Украину – 1,137 млн. тонн (-18%) на сумму 645,9 млн. долларов (-51%).

Тэги:

, , , ,

В скачках курса доллара виноват Евразийский банк развития?

Возможной причиной значительных колебаний курсов иностранных валют на Белорусской валютно-фондовой бирже в последнее время может быть смена маркет-мейкера биржевого валютного рынка: со 2 сентября белорусский Банк Дабрабыт утратил этот статус и им стал Евразийский банк развития. Пока Национальный банк не объяснил, что происходит на рынке РБ, поэтому приходится рассматривать возможные варианты объяснения происходящих событий. Одной

Прогноз курса рубля на неделю 23-27 сентября

Возможно изменение курса доллара на БВФБ на доли процента как в сторону уменьшения, так и роста. В понедельник 23 сентября курс может подняться на доли процента. Прогнозируемого обвала курса доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе не произошло, однако средневзвешенный курс американской валюты все же снизился, хотя и всего на 0,5% – до 2,0412

Средства ПВО: простой ответ на сложный вопрос

Предприятия ВПК Беларуси разрабатывают средства противодействия ударным малогабаритным беспилотным летательным аппаратам. Практически сразу после атаки дронов и крылатых ракет хуситов на НПЗ Саудовской Аравии в СМИ началась полемика на тему защиты от кустарно изготовленных БПЛА и таких же крылатых ракет. Из которой однозначно следовал вывод о том, что на сцене появился очень серьезный противник для

Украинский рынок: бонус для белорусского дизтоплива и риски для бензина

Основной и самый высокомаржинальный украинский рынок для экспорта светлых белорусских нефтепродуктов может в скором времени преподнести сюрпризы. Сюрприз со знаком плюс – рост поставок дизтоплива в связи с новой возможностью транспортировки по трубе, со знаком минус – введение пошлин на белорусские бензины. Белорусский бензин «под напряжением» В последние годы Украина несколько раз пыталась ограничить импорт

Фольксваген выпускает первый народный электромобиль

Автомобильный концерн Volkswagen на Международном автосалоне во Франкфурте-на-Майне представил свой первый серийный электромобиль, созданный на собственной платформе, который, как надеются в концерне, станет третьим народным автомобилем после «Жука» и «Гольфа». Модель называется ID.3. Ее запас хода в зависимости от батареи составляет от 330 до 550 км. Автомобиль действительно, будет сравнительно дешев: в базовой комплектации с пробегом в 330 км он

Беларусь и реформа госпредприятий: зуб болит давно, а пойти к врачу — страшно

Белорусские власти по-прежнему медлят с реформой предприятий госсектора, что сейчас является ключевым вопросом структурных реформ в стране. Не убеждает и, казалось бы, «убийственный» аргумент: реструктуризация госпредприятий (то есть, даже не приватизация, чего власти опасаются больше всего) будет стоить в несколько раз дешевле, чем их господдержка. Международные организации давно пытаются убедить руководство Беларуси, что реформа госсектора

Курс рубля рухнул почти на 4%. Что это было?

Обвал курса белорусского рубля, произошедший в конце августа – начале сентября, скорее всего, вызван действиями Нацбанка и коммерческих банков, решивших ослабить белорусскую валюту в целях поддержки экспорта. Может ли это повториться? Странные вещи происходили в августе-сентябре на Белорусской валютно-фондовой бирже. В первой половине августа на бирже резко выросло предложение валюты, что привело к падению курсов

Налоговая оптимизация и 33 статья Налогового кодекса. Часть 2

Риски нетипичных договоров Вторым основанием для дополнительных начислений налогов является ситуация, когда основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора). На практике данная ситуация является наиболее интересной и неоднозначной, как с юридической, так и с экономической точки зрения. По сути данная ситуация предполагает, что контролирующие органы в