8.07.2015, 9:27
Нефтяного секвестра не будет
В III квартале Беларусь получит 5,6 млн. тонн нефти – под полную загрузку отечественных НПЗ.
По данным Белрынка, объем поставок российской нефти на III квартал уже согласован. Он составит 5,6 млн. тонн, что соответствует графику поставок на текущий год и необходимо для полной загрузки НПЗ.
По имеющимся данным, вопросы поставок нефти в Беларусь на III квартал стороны обсуждали несколько раз, но их общий итог для белорусской стороны позитивен. «Да, были некоторые вопросы, связанные с поставкой белорусских нефтепродуктов на российский рынок… Но эти вопросы нам удалось согласовать», – сказал корр. «БР» профильный чиновник, не вдаваясь в детали переговорного процесса.
Правда, во II квартале Беларусь импортировала из России чуть больше нефти – около 5,7 млн. тонн. Дело в том, что об увеличении поставок во II квартале примерно на 100 тысяч тонн больше просила белорусская сторона. В III квартале такой необходимости нет, поскольку в июле «Нафтан» останавливает часть своих технологических установок на капремонт, вслед за чем здесь упадет и объем переработки.
Имидж дороже
Напомним, поставки российской нефти в Беларусь в этом году привязаны к объемам продаж белорусских бензинов на российском рынке, то есть Беларусь может импортировать из России 23 млн. тонн нефти при условии, что поставит в РФ 1,8 млн. тонн бензинов.
Стороны договорились, что каждые три месяца будут сверять выполнение графика поставок белорусского бензина на российский рынок. И если объем недопоставки превысит 10% от квартального графика, то российская сторона может снизить поставки нефти в Беларусь на количество, которое исчисляется путем умножения коэффициента 5 на объем недопоставленного белорусского бензина.
В первые два месяца текущего года Беларусь исправно выполняла свои обязательства. Однако когда стало очевидно, что экспорт бензина в РФ приносит существенные издержки – примерно 100 долларов на тонне в сравнении с другими рынками, – от поставок на соседний рынок пришлось отказаться.
Тем более что от подобной ситуации белорусские чиновники предусмотрительно застраховались: подписали с российской стороной протокол, в соответствии с которым получили право не поставлять нефтепродукты в Россию, если цена на российском рынке существенно ниже среднеевропейской.
Однако когда этот протокол заработал на практике, российская сторона оказалась к такому повороту событий не готова и предложила подготовить специальную методику определения разницы цен на топливо на российском рынке и внешних рынках для взаимной корректировки объемов поставок нефти и нефтепродуктов.
По нашим данным, согласовать такую методику стороны пока не смогли.
Так что, несмотря на желание профильного российского министерства – Минэнерго – наказать белорусов за неисполнение обязательств за недопоставку бензинов, Москва этого, как видим, не сделала.
Причин тому, как можно предположить, несколько. С одной стороны, российский рынок пока сильно не нуждался в белорусском бензине (хотя, надо отметить, что российские чиновники видели в белорусских поставках прежде всего своего рода ценовой «амортизатор»).
Но, вероятно, главная причина лояльности России в другом. На фоне мероприятий по урегулированию ситуации в Украине, интеграционных устремлений по расширению ЕАЭС, а также приближающихся президентских выборов в Беларуси Москва посчитала разумным воздержаться от давления на нефтяной рычаг.
Но это не означает, что угроза нефтяного секвестра для Беларуси полностью миновала. Когда будет нужно, Кремль о нем напомнит.
А пошлину – в белорусский бюджет
По имеющейся информации, в ближайшее время Беларусь и Россия приступят к переговорам по распределению экспортных пошлин на нефтепродукты в 2016 году. Ожидается, что в скором времени состоится встреча вице-премьера Беларуси Владимира Семашко с вице-премьером РФ Аркадием Дворковичем, которые проведут соответствующие переговоры по этому вопросу.
Позиция белорусской стороны остается прежней: весь объем экспортных пошлин на нефтепродукты в 2016 году, как и в 2015 году, нужно оставить в белорусском бюджете.
Чтобы отстоять эту позицию, белорусские чиновники запаслись аргументами. Серьезного роста цен на нефть в ближайший год не ожидается, поэтому объем экспортных пошлин на нефтепродукты в 2016 году вряд ли превысит 1,5 миллиарда долларов. А коль так, то претендовать на эту сумму белорусская сторона имеет право. Ведь при подписании Договора о создании ЕАЭС белорусская и российская стороны договорились, о том, что Беларусь до 2024 года будет гарантированно получать в свой бюджет 1,5 млрд. долларов экспортных пошлин на нефтепродукты.
Напомним, в 2014 году Беларусь перечислила в российский бюджет 2,9 млрд. долларов экспортных пошлин на нефтепродукты, по итогам 2013 года – 3,3 млрд. против 3,85 млрд. долларов в 2012 году.
Сценарная зависимость от цены на нефть
Отметим, что правительство Беларуси рассматривает два варианта концепции Прогноза социально-экономического развития на 2016-2018 годы – благоприятный и неблагоприятный, в зависимости от перспектив развития мировой экономики, а также стран – основных торговых партнеров Беларуси. При этом оба сценария включают разные тренды мировой цены на нефть.
По мнению авторов концепции, при неблагоприятном сценарии геополитическая напряженность и санкции против российских компаний сохранятся или усилятся. При этом мировые цены на нефть марки Urals повысятся с 57 долларов за баррель в 2016 году до 61 доллара за баррель в 2017 году и до 65 долларов за баррель в 2018 году.
При благоприятном сценарии мировые цены на нефть марки Urals повысятся с 70 долларов за баррель в 2016 году до 75 долларов за баррель в 2017 году и до 80 долларов за баррель в 2018 году.
От мировой цены на нефть зависит цена для Беларуси импортируемой российской нефти, а также физический объем экспорта белорусских нефтепродуктов и валютная выручка, что в определенной степени влияет на курс белорусского рубля.
В частности, при неблагоприятном для белорусской экономики сценарии экспорт отечественных нефтепродуктов в ближайшие 3 года может снизиться с 16,4 млн. до 15,3 млн. тонн, а экспортные цены на нефтепродукты вырасти с 409 до 468 долларов за тонну.
Для справки
Беларусь снизила валютную выручку от экспорта нефтепродуктов в РФ за январь – май 2015 года на 76%, или на 330,2 миллиона долларов, по сравнению с аналогичным периодом 2014 года – с 436,2 млн. до 106 млн. долларов.
В физическом выражении Беларусь снизила поставки нефтепродуктов в РФ в январе – мае 2015 года на 60% по сравнению с январем – маем 2014 года – с 736,7 тыс. до 293,1 тыс. тонн.