• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Известно, что перед правительством давно поставлена задача по диверсификации внешней торговли. Она настолько важная и насущная, что однажды Лукашенко, осерчав, предложил своим министрам и всем чиновникам вообще стать негоциантами.

Мол, приезжаешь в любую страну – завершай каждую формальную и неформальную встречу предложением купить что-нибудь белорусское. Трактор, самосвал или гарнитур от «Милавицы». Да хоть кулек сахара, хоть баночку хрена от Минсельхозпрода.

Время идет, задача решается. Интересно: как?

Недавно на этот вопрос исчерпывающе ответил министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц. Он сообщил журналистам, что Евросоюз фактически отгородился от белорусского экспортера огромными пошлинами, поэтому мы не можем конкурировать с европейским ассортиментом.

Как говорится, аналогичная ситуация наблюдается в США. По словам министра, «мы обозначили некие позиции, которые должны продвигать на рынок США. Это 11 позиций, среди которых молочная, винно-водочная продукция, кондитерские и пушные изделия, льняные ткани и готовые изделия из льна». А пока оборот в торговле сельскохозяйственной продукцией с США составляет всего 2,5 млн. долларов. С чем эту сумму сравнивать? Память подсказывает, что в прежние времена были колхозы-миллионеры. В то время по официальному курсу доллар стоил 60 копеек. То есть два таких колхоза могли подмять под себя все поставки в Америку, которые курируются ведомством г-на Зайца.

Больше оно продаст сухих сливок и порошкового молока, водки и плодово-ягодного вина или меньше, американцы этого не почувствуют.

То есть никакого прорыва в США и ЕС не будет. Можно предположить: ныне, присно и во веки веков. То есть нет и не будет никогда.

Философский вопрос. К сожалению, Беларусь не может вести стратегическую игру с такими гигантами. Но можно приветствовать зоркость Минсельхозпрода, который сумел-таки увидеть в США мощный глобальный рынок, на который надо (!) выходить. Можно определенно сказать, что у американцев нет никакого коммерческого интереса в белагропроме, но ему надлежит демонстрировать неизбывную лояльность этой стране, хорошие манеры и здоровый цвет лица. Иначе американцы, испугавшись, зашлют в Беларусь гуманитарную помощь.

Печально известные нам «ножки Буша»…

Достойно удивления и неизбывное усердие, с которым Минсельхозпрод пытается решать вышеназванную и прочие задачи. Как рассказал Леонид Заяц журналистам, необходимо обеспечить приток валюты от экспорта продтоваров в размере не менее 7 млрд. долларов: «Это очень серьезная, амбициозная цифра, но мы работаем в этом направлении». То есть гарантий успеха нет. Мол, все «связано с внешними факторами, которые от нас не зависят». Внешние факторы – это девальвация валюты в Казахстане и России, странах – партнерах Беларуси по Евразийскому экономическому союзу.

Еще недавно утверждалось, что эта интеграция принесет несколько валютных миллиардов Беларуси уже сейчас. Но получилось не совсем так. Сельскохозяйственный экспорт в Россию не вырос в стоимости, а упал. Вместо увеличения притока валюты случилась недоимка. Что ж сделаешь?.. Как сказал министр, основным рынком была и остается Россия, как «рынок более премиальный, более объемный, более масштабный. Мы дорожим этим рынком и всячески стараемся закрепиться на нем».

Эффект масштабности. Если уж хлынут денежки, то потоком, но могут обмелеть, как арык в засушливый год. А других арыков у нас нет.

В общем, ни новых подходов, ни очевидных успехов в диверсификации рынков пока нет. Поэтому можно объяснить желание чиновников использовать «китайскую карту» в своей ведомственной игре. Только она позволяет создать иллюзию трудной, но продуктивной работы. Так, г-н Заяц сообщил, что сертификаты на экспорт в КНР получили 15 предприятий, а экспорт на рынки третьих стран с начала года вырос на 8%. При этом он самокритично признается: «Это нас не удовлетворяет, но мы находимся в поисках более глобальных рынков, например Китая».

Отметим, что все связанное с Китаем воспринимается как своеобразный глобализм, хотя КНР часто в международной политике играет роль активного антиглобалиста. Но, независимо от ее позиции, она остается глобальной. Попробуем оценить шансы Минсельхозпрода в этой игре. Как сообщил г-н Заяц, 55% своей сельскохозяйственной продукции Беларусь экспортирует, а 45% реализует на внутреннем рынке, что позволяет удовлетворять его потребности. Разумеется, это суждения оценочные, изменяющиеся. Тем не менее считаем, что 45% производства хватает для внутреннего потребления – для 9,5 млн. едоков. Следовательно, за счет экспортных поставок могут «кормиться» 12-13 млн. человек чужеземцев. Из них 7-8%, которые поставляются «на рынки Ближнего Востока, Азии, Америки», могли бы обеспечить едой около 2 млн. человек.

В Азии, если взять только Китай и Индию, заинтересоваться в белорусском продовольственном экспорте могли не менее 2,5 млрд. человек. Но они обязательно умерли бы от голода, если бы свои заботы о прокорме передоверили ведомству почтенного г-на Зайца.

Говорят, Беларусь – маленькая страна. Это не так, вполне средняя по европейским меркам страна, которой почему-то хочется поиграть в стратегическое партнерство с Китаем да Индией. Некогда Ленин шутил, что если поднимутся угнетенные массы этих стран, то капитализму наступит полный кирдык.

Слава богу, они не поднялись…

Что касается конкретной суммы (7 млрд. привлеченной валюты), то вся минсельхозпродовская бухгалтерия всякий раз напоминает знаменитую апорию Зенона: «Догонит ли Ахиллес черепаху?». На этот счет существуют метафизические соображения. Но в этом ведомстве они подтверждаются статистически. Не догонит. Наш Ахиллес даже не способен сделать один шаг на этом пути. Судите сами. В I квартале текущего года экспорт продтоваров составил 767,6 млн. долларов и уменьшился по сравнению с I кварталом 2014 года на 277,7 млн. долларов. Стоимость экспорта в I квартале 2014 года составляла 1,04 млрд. долларов и за год увеличилась до 4,5 млрд. долларов.

Отметим, что от квартала к кварталу экспорт возрастал, но не настолько, чтобы опровергнуть тенденцию, которая четко обозначилась в I квартале.

I квартал текущего года, падение в котором связано с ценами экспорта, тоже определил тенденцию. Из квартала в квартал экспорт будет медленно расти, но не настолько, чтобы вдруг резко увеличиться. Таким образом, годовой экспорт в текущем году составит примерно 4 млрд. долларов.

Далеко от тех объемов, которыми озадачился Минсельхозпрод.

В общем, сомневаться в этом не стоит. И всякий раз после очередного провала вспоминается реплика одного из персонажей «Ивана Чонкина»: «Ориентируетесь вы правильно, но север не там…».

Тэги:

, , , , , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 16-20 сентября

На текущей неделе можно ожидать нового обвала курса доллара на БВФБ, причем довольно существенного, примерно на 2%. Но существует и другая возможность – снижение примерно на 0,5% (если белорусский рубль теперь привязан к российскому). В понедельник 16 сентября возможно небольшое ослабление как доллара, так евро и российского рубля. Прогноз курса доллара на прошедшей неделе не

В скачках курса доллара виноват Евразийский банк развития?

Возможной причиной значительных колебаний курсов иностранных валют на Белорусской валютно-фондовой бирже в последнее время может быть смена маркет-мейкера биржевого валютного рынка: со 2 сентября белорусский Банк Дабрабыт утратил этот статус и им стал Евразийский банк развития. Пока Национальный банк не объяснил, что происходит на рынке РБ, поэтому приходится рассматривать возможные варианты объяснения происходящих событий. Одной

Назначены новые директора ОАО «Планар» и «Гомельстекло»

Рассматривая сегодня, 12 сентября, кадровые вопросы Александр Лукашенко дал согласие на назначение генеральным директором ОАО «Планар» Сергея Авакова, гендиректором ОАО «Гомельстекло» — Петра Максимчикова. Сергей Аваков ранее работал  на посту директора ОАО «КБТЭМ-ОМО», который также входит в холдинг «Планар». Ранее должность гендиректора ОАО «Планар» занимал Геннадий Ковальчук. Петр Максимчиков  поднялся до уровня гендиректора с должности

Беларусь и реформа госпредприятий: зуб болит давно, а пойти к врачу — страшно

Белорусские власти по-прежнему медлят с реформой предприятий госсектора, что сейчас является ключевым вопросом структурных реформ в стране. Не убеждает и, казалось бы, «убийственный» аргумент: реструктуризация госпредприятий (то есть, даже не приватизация, чего власти опасаются больше всего) будет стоить в несколько раз дешевле, чем их господдержка. Международные организации давно пытаются убедить руководство Беларуси, что реформа госсектора

Курс рубля рухнул почти на 4%. Что это было?

Обвал курса белорусского рубля, произошедший в конце августа – начале сентября, скорее всего, вызван действиями Нацбанка и коммерческих банков, решивших ослабить белорусскую валюту в целях поддержки экспорта. Может ли это повториться? Странные вещи происходили в августе-сентябре на Белорусской валютно-фондовой бирже. В первой половине августа на бирже резко выросло предложение валюты, что привело к падению курсов

Налоговая оптимизация и 33 статья Налогового кодекса. Часть 2

Риски нетипичных договоров Вторым основанием для дополнительных начислений налогов является ситуация, когда основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора). На практике данная ситуация является наиболее интересной и неоднозначной, как с юридической, так и с экономической точки зрения. По сути данная ситуация предполагает, что контролирующие органы в

Какие конъюнктурные шоки опасны для белорусской экономики?

Правительство Беларуси прогнозирует в 2020 году скромный роста ВВП – 2,5% против намеченных 4% в этом году. Но при этом уточняет, что рассчитывает на такой рост «в условиях отсутствия конъюнктурных шоков». Каких шоков белорусской экономике стоит опасаться в первую очередь? Правительство Беларуси на заседании 30 июля одобрило основные макроэкономические показатели на 2020 год. Рост ВВП

Налоговая оптимизация и 33 статья Налогового кодекса. Часть 1

Одной из наиболее существенных новаций налогового законодательства 2019 года стало принятие 33 статьи Налогового кодекса, которой определены новые формы налогового контроля. Так, пунктом 4 статьи 33 определена возможность корректировки налоговой базы и (или) сумма подлежащего уплате налога, если по результатам проверки было выявлено хотя бы одно из трех оснований. Каждое основание характеризует определенную грань работы