Отечественному ВПК не следует игнорировать рыночную конъюнктуру

На параде в честь 70-летия Великой Победы 9 мая 2015 года в Минске среди других перспективных образцов вооружения и военной техники белорусской армии впервые были публично показаны новейшие бронеавтомобили «Лис-ПМ», производство которых налажено в Беларуси.

На данный момент бронеавтомобили «Лис-ПМ» собираются на Минском заводе колесных тягачей по российской лицензии. При их изготовлении используются узлы и агрегаты, поставляемые из России. Прототипом «Лиса» является бронеавтомобиль ГАЗ-2330 «Тигр», разработанный и выпускаемый предприятиями Группы ГАЗ. Однако доля белорусских комплектующих неуклонно растет. Уже сейчас она составляет 85% и в будущем должна увеличиться еще больше.

Здесь нельзя не отметить, что российский «Тигр» (как, соответственно, и белорусский «Лис») являются в своем роде «наследниками» американского армейского защищенного внедорожника HMMWW M998 (High Mobility Multi-Purpose Wheeled Vehicle Model 998), разработкой которого начиная с 1979 года занималась компания American Motors.

Что снег, что песок...

Что снег, что песок…

С 22 марта 1983 года этот автомобиль официально поступил на вооружение американской армии. Был заключен один из самых больших контрактов в истории армии США: за 55 тыс. ед. государство отдало около 1,2 млрд. долларов. Затем последовали поставки во многие другие страны.

Правда, чтобы упростить произношение, в обиходе машину переименовали в Humvee. Однако поистине всемирную известность приобрела его гражданская версия, получившая название Hummer («Молот»), которая, несмотря на высокую цену, продолжительное время пользовалась достаточно высоким и устойчивым спросом среди зажиточных покупателей (ввиду чего это наименование перешло и на военный прототип).

Вероятно, под влиянием истории этого успеха тем же путем решила пойти и Группа ГАЗ. Как и в предыдущем случае, отправной точкой стал армейский бронированный внедорожник.

Воздадим хвалу Абдуле

В 1999 году король Иордании Абдула II с целью повышения боеспособности своих вооруженных сил создал для их развития специальную компанию, получившую название King Abdullah II Design and Development Bureau (KADDB). Одной из рекомендаций KADDB стало переоснащение иорданской армии новыми специальными внедорожниками. Состоявший на ее вооружении Hummer не устраивал арабов по причине как высокой цены самого автомобиля, так и стоимости его обслуживания – Hummer не выдерживал тяжелых условий пустыни.

Заниматься этой проблемой должна была компания Bin Jabr Group Ltd (BJG) из ОАЭ, которая готова была потратить на разработку нового армейского внедорожника 60 млн. долларов. Специалисты BJG сформулировали общие технические требования к этой машине, главное из которых — она должна превзойти Hummer по большинству характеристик.

В качестве генподрядчика для реализации данного проекта был выбран Горьковский автозавод, ныне входящий в Группу ГАЗ. Главным исполнителем и координатором работ стала дочерняя фирма Горьковского автозавода ЗАО «Промышленные компьютерные технологии» (ПКТ).

Как определили разработчики, главной причиной низкой надежности знаменитого американского внедорожника в тяжелых дорожных условиях стало использование в его конструкции «легковых» узлов и агрегатов, имеющих относительно невысокие прочностные характеристики. А посему было решено для создания альтернативы «американцу» применить узлы и компоненты армейского бронетранспортера БТР-80 и броневика «Водник».

Это позволило выполнить заказ за достаточно короткий период времени: были созданы бронированная и небронированная версии машины, получившей заводской индекс ГАЗ-2975.

В 2000 году опытные образцы автомобилей и конструкторская документация были переданы компании Bin Jabr Group, которая осталась довольна результатами испытаний прототипов. А в 2001 году машины, получившие обозначение Tiger HMTV, с большим успехом были продемонстрированы на оружейной выставке в Абу-Даби.

Тем не менее по неизвестной причине заказчик российских «тигров» их не выкупил. Правда, вскоре в Иордании в Аль Дулайле было организовано совместное арабо-иорданское предприятие Advanced Industries of Arabia (AIA – 80% его акций принадлежит BJG), которое с июня 2005 года начало производство нескольких версий бронеавтомобилей AR-17 Nimr, разработанных совместно с Renault на базе Tiger HMTV.

Горьковский же автозавод получил право оставить себе все наработки по новому внедорожнику и распоряжаться ими как угодно. И вскоре практически готовый к реализации проект бронеавтомобиля был востребован в России: большой интерес к его высоким техническим характеристикам проявили силовые ведомства, а также представители нефтегазовой отрасли.

Учитывая пожелания потенциальных заказчиков, первоначальный проект был значительно переработан. В 2002 году эта модификация под обозначением ГАЗ-2330 «Тигр» была представлена на Московском международном автомобильном автосалоне MIMS-2002. А с конца 2002 года ее серийное производство началось на Арзамасском машиностроительном заводе (АМЗ), входящем в Группу ГАЗ. И хотя изначально «Тигр» разрабатывался как сугубо армейская машина (мощная, высокопроходимая, оснащенная солидной броней), вскоре возник спрос на его гражданскую версию со стороны любителей экстрима и активного отдыха, да и просто тех, кто имеет средства, чтобы выделиться в транспортном потоке.

Так что в настоящее время на Арзамасском машиностроительном заводе, помимо полицейских и военных версий «Тигра», изготавливается (пусть и по индивидуальным заказам) также гражданская – ГАЗ-2975.

Анатомия кошачьих

Невоенный «Тигр» имеет шасси рамной конструкции, на нем монтируется основная часть агрегатов и кузов. Кузов — цельнометаллический, однообъемный, пятидверный с грузовым отсеком — рассчитан на перевозку четырех человек и до 1500 кг груза. Грузовое отделение отгорожено от пассажирского перегородкой, оборудовано сиденьями, на которых можно дополнительно разместить 2-4 человек.

Броневик во фраке.

Броневик во фраке.

Несмотря на военное происхождение, он имеет необходимые «прибамбасы», упрощающие вождение по дорогам и вне их: гидроусилитель руля, независимую торсионную подвеску всех колес с гидравлическими амортизаторами и стабилизаторами поперечной устойчивости, раздаточную коробку с возможностью блокировки межосевого дифференциала, с самоблокирующимися межколесными дифференциалами повышенного трения, колесные редукторы, систему автоматической подкачки шин, предпусковой подогреватель, электрическую лебедку.

Что касается силовой установки, то здесь вариантов пока не так много. Наиболее популярные: проверенный дизель ЯМЗ-5347-10 (215 л. с.) с механической коробкой передач, либо Cummins B-180 (180 л. с.) с той же механикой, либо Cummins B-205 с турбонаддувом (205 л. с.), трудящийся в паре с автоматической трансмиссией родной фирмы.

Теперь о салоне. Помимо стандартной – спартанской, существует также VIP-версия его внутреннего дизайна. При таком варианте в отделке салона использованы натуральная кожа и высококачественная пластмасса. Кузов оборудован кондиционером с фильтром, подогревом сидений и декоративной подсветкой. В крыше имеется люк с электроприводом. Мощная стереосистема оснащена шестью динамиками. Автомобиль имеет и другие атрибуты повышенной комфортности: анатомический руль, регулировку сидений, подлокотники для пассажиров и подстаканники на центральной консоли.

«Тигр» может комплектоваться электростеклоподъемниками, дополнительным и независимым отопителем и даже ABS.

Но элементы роскоши не влияют на ходовые качества этого «бойца». Благодаря шасси от БТР «Тигр» обладает способностью передвигаться в условиях полного бездорожья, преодолевая самые сложные препятствия: снег глубиной 50 см, водные преграды до 1,5 м, рвы 50 см, вертикальные стенки до 40 см, косогоры 20 градусов. Не имеет большого значения и несущая способность поверхности – легко преодолеваются и болота, и пески. Более того, спецназовцы, использующие эту технику, утверждают: «Тигр» пройдет там, где увязнет БТР.

Пока не упущенные возможности

Если говорить о недостатках «Тигра», то главный – это цена, которая варьируется в пределах 100-120 тыс. долларов. Основная причина в том, что в настоящее время гражданские машины делают поштучно, основные мощности Арзамасского завода загружены военными заказами. Но даже несмотря на это, многие российские депутаты, высокопоставленные чиновники и представители культурной элиты уже приобрели этот внедорожник. В их числе Владимир Жириновский, Дмитрий Рогозин, Никита Михалков и др.

Как отмечают эксперты, снизить цену позволит только наращивание объемов производства, что, учитывая сегодняшние реалии (выполнение программы перевооружения российской армии), произойдет нескоро.

Воспользоваться этой рыночной ситуацией вполне мог бы Минский завод колесных тягачей, у которого на дочерних предприятиях существуют избыточные мощности. Наладив сборку аналога военной версии «Тигра», он вполне в состоянии потянуть и гражданскую. Тем более что есть возможность повысить степень локализации производства.

А ведь заказы МЗКТ могли бы благоприятно сказаться на экономическом положении ряда ведущих белорусских предприятий. Например, позволили бы Минскому моторному заводу наконец-то освоить производство двигателей Д-249, которые ничем не уступают российским дизелям серии ЯМЗ-534.

Если бы дело происходило на Западе, то уже завтра наши покупатели могли бы прицениться к гражданским внедорожникам «Лис» со 100-процентной местной комплектацией. Но как это будет в условиях нашей чудесной экономической модели, неизвестно.

Тэги:

, , ,

ВВП Беларуси растет выше прогноза

Национальный статистический комитет осуществил первая оценка валового внутреннего продукта за январь – апрель 2024 г. Объем ВВП  в сопоставимых ценах  вырос на 5,1% к уровню января – апреля 2023 г. В текущих ценах составил 73 млрд. рублей. Индекс-дефлятор ВВП в январе – апреле 2024 г. по отношению к аналогичному периоду предыдущего года составил 108,4%. В

Доллар подешевел на торгах на БВФБ 3 июня

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Доллар подорожал на торгах на БВФБ 30 мая

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Доллар продолжил дешеветь на торгах на БВФБ 28 мая

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,