2.07.2015, 19:24
Диагноз: начинается деиндустриализация Беларуси
И левые, и правые сходятся в том, что происходит деиндустриализация белорусской экономики. Расхождения имеются только в том, что именно требует лечения и в чем оно может заключаться.
По данным Белстата, за I квартал индекс промышленного производства снизился на 7,5% и одновременно экспорт товаров предприятиями Министерства промышленности сократился на 40,3%. Автор этих строк был модератором дискуссии на площадке ePramova и использовал показатели статистики, чтобы узнать мнение участников, являются ли эти данные свидетельством серьезного кризиса белорусской промышленности или даже началом деиндустриализации нашей страны.
Заместитель председателя Объединенной гражданской партии Лев Марголин увидел в происходящем черты деиндустриализации: «Я думаю, что это справедливо в первую очередь в тех отраслях производства, которыми всегда гордилась Беларусь: машиностроение, транспортное машиностроение». По словам представителя ОГП, падение экспорта не случайное, так как эти предприятия всегда были настроены на российский рынок и вместе с негативными процессами в РФ сократился экспорт этих предприятий.
Однако Лев Марголин обращает внимание на другой симптом упадка отрасли: «Главное, что беспокоит: на машиностроительных предприятиях работает большой процент пенсионеров». По словам правого политика, молодые и перспективные специалисты туда не идут из-за низких зарплат, а чем хуже специалисты, тем хуже качество и ниже конкурентоспособность продукции. «Не исключено, что если не делать определенные шаги, то через год-два мы не сможем возобновить производство на этих предприятиях», – считает Лев Марголин.
В чем корень проблем
Позиция руководителя Гродненской областной организации Белорусской партии левых «Справедливый мир» Павла Станевского совпадает при оценке происходящего в промышленности, но отличается в диагностировании причин проблем и, соответственно, поиска путей их разрешения.
«Деиндустриализация у нас катится комом после развала Советского Союза… Да, остались крупные предприятия еще на плаву, но тот подход, тот неэффективный менеджмент, который управляет всеми этими вещами – просто поражает на самом деле!», – говорит левый политик.
Представитель ОГП обращает внимание на то, что после распада СССР белорусская промышленность потеряла прежний, союзный рынок и не нашла своего места в системе международного разделения труда и продукции, сфокусировавшись в основном на российском рынке.
Заместитель председателя Белорусского конгресса демократических профсоюзов Сергей Антусевич согласился с политиками относительно того, что Беларусь не вписалась в систему международного разделения труда, не успела или не захотела успевать за мировыми тенденциями в экономике, и теперь ей приходится развязывать целый клубок проблем.
Новые неэффективные предприятия – в промышленности
Самый низкий индекс промышленного производства имеют производство машин и оборудования (71,8%), производство транспортных средств и оборудования (74,2%), целлюлозно-бумажное производство, издательская деятельность (за январь — апрель этого года — 78,4% к аналогичному периоду прошлого). Именно в этих областях концентрируются новые неэффективные предприятия.
«Это вопрос неэффективного управления, – говорит Лев Марголин. – Может, не в машиностроении, но в целлюлозно-бумажной промышленности – это только неэффективное управление. Потому что сырье — наше, спрос достаточный даже внутри страны, модернизация была сделана».
Впрочем, остается вопрос, что это была за модернизация, убытки от проведения которой правительство предлагало компенсировать предприятиям из бюджета. Представитель ОГП считает, что вопрос вот в чем: модернизацию делали чиновники, а не хозяин предприятия. Представитель «Справедливого мира» с ним не согласен, по его мнению, все упирается не в форму собственности, а в качество управленческих кадров.
Если градообразующее предприятие в кризисе
В свою очередь представитель БКДП обратил внимание на то, что происходит с населением, когда градобразующее предприятие лихорадит. «Несколько лет назад, когда был кризис на калийном рынке, успешное предприятие «Беларуськалий» давало меньше прибыли, не было достаточного поступления в бюджет и сразу же возникли задержки с выплатой заплат учителям и медикам в Солигорском районе», – рассказал Сергей Антусевич.
Таким образом, из-за проблем крупных предприятий под угрозу может попасть исполнение обязательств государства перед бюджетниками и, соответственно, перед остальными гражданами.
Лев Марголин и Сергей Антусевич единогласно высказались за то, что в такой ситуации ответственная власть должна искать нового эффективного хозяина таким предприятиям и, как это происходило в других странах, иногда передавать свою собственность за символическую плату. «Потому что если этого предприятия не будет, то погибнет населенный пункт», – аргументирует свою позицию представитель ОГП.
Представитель «Справедливого мира» не согласен с таким подходом, который он назвал шаблонным. По словам Павла Станевского, прежде всего нужно сделать анализ тех причин, которые привели предприятие к этому: кризисы приходят и уходят, но, может быть, предприятие в принципе выпускает неконкурентоспособную продукцию. «И исходя из этих причин уже дальше можно вырабатывать систему спасения этого предприятия», – убежден представитель «Справедливого мира».
Можно ли спасти белорусскую промышленность
Собственно, возникает вопрос, а можно ли спасти белорусскую промышленность? Лев Марголин предложил заказать аудит у авторитетных западных фирм, которые оценили бы ситуацию и посоветовали, что нужно модернизировать, а какие предприятия уже не спасти. Представитель ОГП сослался на партийную программу «Миллион новых рабочих мест», где подробно расписаны их предложения по спасению белорусской экономики.
Представитель «Справедливого мира» согласился с таким подходом, но сделал акцент на необходимости эффективной государственной программы социальной защиты, совмещенной с антикризисными мерами.
Лев Марголин в свою очередь призвал официально признать безработными тех, кто уже сейчас не загружен работой (порядка 80% промышленных предприятий сейчас работают неполную рабочую неделю), платить им достойное пособие из бюджета и дать возможность предприятию делать реконструкцию. Павел Станевский с таким подходом не согласен, так как он боится, что «завтра предприятие будет работать нормально, а человек уже потеряет работу».
Промышленность или услуги?
Возник спор и о том, следует ли переориентировать экономику Беларуси с промышленности на услуги. Заместитель председателя ОГП Лев Марголин сказал, что спешить не нужно, нужно изучить вопрос, имеют ли шансы на выживание наши крупные промышленные предприятия. Его оппонент из партии «Справедливый мир» Павел Станевский заявил, что сгоряча рубить нельзя , «потому что на этих предприятиях работает уйма народу», и резюмировал, что надо развивать и промышленность, и услуги.
Заместитель председателя БКДП Сергей Антусевич уклонился от ответа на вопрос, какой путь развития экономики должно выбрать государство. «Выбор должен быть у человека куда ему пойти работать или, может быть, создать свой собственный бизнес», – сказал он.
«Государство должно создать условия, а дальше все сделает сам человек, инвестор и рынок», – поддержал профсоюзного лидера Лев Марголин.
Видеозапись дискуссии ePramova
Posted by Epramova on Wednesday, June 17, 2015