30.06.2015, 9:05
Минск и Астана еще больше отдалились друг от друга
Посол Беларуси в Казахстане Анатолий Ничкасов недавно назвал Казахстан и Беларусь воротами Евразийского экономического союза и выразил удовлетворение темпами роста товарооборота двух стран. Дескать, в 2013 году мы имели 1 млрд. долларов, а в 2014-м – уже 1,2 млрд. За последние 5 лет товарооборот и вовсе вырос в 3 раза.
«Я считаю, что это очень показательно, это хороший результат для интеграции двух стран, учитывая то, что наши предприниматели, товаропроизводители работают на достаточно приличном расстоянии друг от друга», – отметил посол в интервью «Интерфакс – Казахстан».
К сожалению, статистика прошлых лет не отражает текущих реалий. Оперативные данные свидетельствуют о кризисе в торговых отношениях Астаны и Минска.
По данным Национального статистического комитета РБ, в январе – апреле 2015 года совокупный внешнеторговый оборот Казахстана и Беларуси составил всего 186,9 млн. долларов. Это на 52,3% меньше, чем за аналогичный период 2014 года, когда товарооборот был равен почти 392 млн. долларов.
Если экстраполировать данные за 4 месяца на весь год, то получится, что в 2015 году взаимная торговля между двумя «воротами ЕАЭС» составит меньше 750 млн. долларов. А ведь еще 3 года назад чиновники обеих стран вслух мечтали нарастить товарооборот до 3 и даже до 5 млрд. долларов.
Падение только отчасти произошло за счет сокращения поставок товаров из Беларуси в Казахстан: белорусский экспорт за 4 месяца составил 168 млн. долларов против 253,6 млн. долларов в прошлогоднем периоде, или на 43,7% меньше.
Зато объемы поставок товаров из Казахстана в Беларусь рухнули в 7 с лишним раз, со 138,3 млн. до 18,9 млн. долларов. Таким образом, внешнеторговое сальдо сложилось в пользу Беларуси: плюс 149,1 млн. долларов.
Стоит признать, что для нашей страны этот показатель лучше прошлогоднего, когда положительное сальдо торговли с Казахстаном за 4 месяца составило 115,3 млн. долларов.
Традиционно Беларусь поставляет в Казахстан тракторы и седельные тягачи, комбайны и грузовые автомобили, бытовую технику, лифты, шины, мебель, молочные продукты, сахар, одежду, лекарства и др.
Если проанализировать товарную структуру белорусского экспорта в Казахстан, можно заметить, что в разы упали поставки в натуральном выражении грузовых автомобилей, сельскохозяйственной техники и прицепов.
В денежном выражении в 2-3 раза просели продажи шин, ДСП, столярных изделий, на четверть – холодильников, на треть – мебели.
Зато поставки нефтепродуктов увеличились почти в 9 раз, до 9 тыс. тонн, так что выручка от торговли ими стала сопоставимой с выручкой от продаж грузовых автомобилей с учетом падения последней – 4 млн. долларов.
В полтора с лишним раза вырос экспорт белорусских тракторов, до 1,7 тыс. штук. По этой статье за 4 месяца Минск выручил 23,3 млн. долларов. Правда, в денежном выражении рост составил всего 21%, поэтому можно предположить, что производитель не столько нажился, сколько потерял на этих сделках.
Казахстан экспортирует в Беларусь стальной прокат, алюминий, минеральные удобрения, пшеницу. Но, похоже, в этом году белорусы «разлюбили» казахстанский металл, который был самой большой статьей экспорта на этом торговом направлении.
Так, в январе – апреле поставки в Беларусь необработанного алюминия сократились на 53,3%, до 2,1 тыс. тонн. Выручка от продаж алюминия составила 4,7 млн. долларов.
Импорт черных металлов из Казахстана сократился на 57,3% в натуральном выражении, а в денежном упал сразу на 73%, до 761 тыс. долларов. То есть металла мы купили не только мало, но еще и дешево.
Почти на 60% меньше за этот период Беларусь купила смешанных минеральных удобрений из Казахстана, экспортный объем которых в денежном выражении сопоставим с экспортным объемом алюминия. На 50-60% сократились поставки солей фосфорных кислот и хлопкового волокна.
Причины этого падения, по всей видимости, в кризисе белорусской промышленности. За 5 месяцев 2015 года объемы производства в обрабатывающей промышленности РБ упали на 8,3%, в том числе производства машин и оборудования – почти на треть, текстиля и швейных изделий – почти на 20%. То есть нам уже не надо столько металла и хлопкового волокна, как раньше.
Что касается минеральных удобрений, то тут не все так однозначно: в сельском хозяйстве наблюдается хоть и небольшой, но рост. Но, возможно, в условиях дефицита валюты сельхозпредприятия были вынуждены сократить импорт удобрений, довольствуясь отечественными.
Казахстанская промышленность пока в плюсе, но всего на 0,5% по итогам 5 месяцев. За этот период увеличилась добыча сырой нефти, природного газа и руд цветных металлов. Возросло производство резиновых и пластмассовых изделий, прочей неметаллической минеральной продукции, продукции металлургической и химической промышленности. Увеличение объемов производства промышленной продукции наблюдалось в 8 регионах страны. При этом уменьшилась добыча угля и агломерированных железных руд. Сократилось производство продуктов питания, напитков, табачных изделий, бумаги, продуктов нефтепереработки и продукции машиностроения. Снижение зафиксировано также в 8 регионах.
В общем, падение внешней торговли – лишнее свидетельство экономического кризиса, накрывшего регион. При этом товарооборот упал во всем экономическом союзе: у Беларуси со странами ЕАЭС – на 30%, у Казахстана со странами ЕАЭС – почти на 20%.
При этом ощутимее всего для обеих стран, конечно, падение товарооборота с Россией – самым крупным торговым партнером в ЕАЭС. Казахстанский экспорт в РФ в январе – апреле сократился на 20,8%, импорт из РФ – на 16%.
У Беларуси эти показатели еще хуже: экспорт упал на 40%, в то время как импорт сократился только на четверть. Сальдо в пользу России составило почти 2,4 млрд. долларов.
Между тем чиновники демонстрируют интеграционный оптимизм. Вот и российский премьер Дмитрий Медведев в июне заявил, что ЕАЭС помог предотвратить глубокое падение внешней торговли России.
«Если бы у нас не было ЕАЭС, то, вероятно, в нынешних неблагоприятных условиях падение объемов торговли было бы более глубоким. А это, в свою очередь, отразилось бы на экономике России и союзнических стран. Но все познается в сравнении», – отметил Медведев.
К сведению: в январе – апреле 2015 года внешнеторговый оборот РФ упал почти на треть по сравнению с прошлогодним периодом, в том числе со странами ЕАЭС – на 31,7%. Так что чем уж так помог России ЕЭАС, не очень понятно.
Читайте также:
- В январе 2024 года экспорт белорусских товаров вырос, экспорт услуг — упал
- Внешняя торговля Беларуси: экспорт товаров вырос, экспорт услуг — упал
- МАРТ опубликовал новые тарифы на прокачку нечти и нефтепродуктов по «Дружбе»
- Внешняя торговля товарами сократилась на 6,5% — данные Белстата
- Внешнетогровый оборот Беларуси в 2021 году вырос почти на треть по сравнению с 2020 годом