28.06.2015, 12:38
«Газпром» разомкнул клещи
«Южный поток» как российское геополитическое оружие утратил эффективность
Сенсацией стало решение В. Путина остановить после 8 лет переговоров и дорогостоящей подготовки проект «Южный поток», который должен был в обход Украины пойти в Европу, и вместо него построить новый газопровод в Турцию.
«Южный поток» — глобальный проект «Газпрома» по строительству газопровода мощностью 63 млрд. куб. м через Черное море в страны Южной и Центральной Европы. Трубопровод, который рассматривали как альтернативу прокачке газа через украинскую ГТС, планировали ввести в строй в 2015 году. «Газпром» хотел проложить его через территорию Болгарии, Словении, Сербии, Венгрии, Италии и Австрии.
Еще в декабре 2012 года при закладке «Южного потока» председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что «проект абсолютно востребован рынком», а все объемы газа «уже распределены» между потенциальными потребителями.
До событий в Украине реализация проекта, хоть и не без проблем, продвигалась вперед. Российский концерн уже вложил в новостройку около 5 млрд. EUR на расширение инфраструктуры на российской стороне и закупку труб для морской части газопровода. При этом стоимость «Южного потока» выросла по сравнению с первоначальными оценками на 47% — до 23,5 млрд. EUR.
В принципе, Европа не была против «Южного потока», она лишь требовала от «Газпрома» привести проект в соответствие с законами и правилами Евросоюза по обеспечению конкуренции в транспортировке энергоносителей. Россия с этим требованием не соглашалась, но к реализации проекта тем не менее приступила — в надежде, что с ЕС удастся договориться.
Однако ситуация в Украине, по сути, перечеркнула эти надежды. В декабре 2013 года комиссар по энергетике Еврокомиссии Гюнтер Эттингер заявил о несоответствии «Южного потока» нормам Третьего энергопакета, утвержденного в 2009 году и запрещающего производителям газа владеть газопроводной инфраструктурой. Он также призвал все страны — участницы проекта пересмотреть соглашения с Россией.
Из-за конфликта в связи с Крымом ЕК приостановила переговоры с Россией по проекту, а в апреле 2014 года Европарламент утвердил резолюцию против строительства «Южного потока». В августе Болгария, на территории который должен был строиться первый сухопутный участок газопровода, приостановила оформление заказов и заключение договоров на его строительство.
Турецкий гамбит
Внезапное решение В. Путина об остановке строительства «Южного потока» эксперты расценили как желание В. Путина наказать Европу за несговорчивость по этому проекту.
Поэтому теперь «Газпром» собирается перенаправить 63 млрд. куб. м в Турцию, а для этого построить новый газопровод по дну Черного моря. Предполагается, что Турция из запланированных 63 млрд. куб. м газа в год получит 14 млрд. куб. м. Кто купит остальные объемы, пока неясно.
В. Путин пообещал построить на границе Турции и Греции газовый хаб, на котором европейские потребители смогут покупать российский газ. Но это пока — далекая перспектива.
Перенос трубы в Турцию означает, что впереди долгие и сложные переговоры, инженерные изыскания, проектирование и т. д. Пока же российский газ будет по-прежнему поступать в Центральную и Южную Европу через газотранспортную систему Украины.
В принципе, поворот «Южного потока» в сторону Турции похож на путинский «поворот на Восток», где вторая сторона диктует «Газпрому» свои условия. Анкара давно требовала скидки на российский газ. В 2003 году, спустя месяц после запуска «Голубого потока», Турция прекратила импорт российского газа, потребовав снизить цену и увеличить объем поставок. Теперь она своего добилась: В. Путин пообещал для Турции скидку к нынешней цене в размере 6% и рост объемов поставок по «Голубому потоку».
Между тем в Турции уже началось строительство газопровода TANAP, который с 2019 года будет доставлять азербайджанский газ, а в будущем — и туркменский газ на греческую границу, откуда тот направится в Албанию и Италию. Кстати, этот проект является главным конкурентом «Южного потока» в регионе.
Приоритет для Европы
Сейчас Европа импортирует из России около 40% от своих потребностей в газе (по данным 2013 года), при этом 6 стран из 28 членов ЕС зависят от российского газа на 100%. Впрочем, и «Газпром» 60% всей своей выручки получает от продаж в Европе.
Российский концерн надеялся, что снижение собственной добычи в Европе вместе с ее стремлением снизить выбросы углерода неизбежно приведут к росту потребления импортного газа. Однако Европа стала наращивать потребление угля, который по мере развития технологий может стать не менее чистым видом топлива, чем газ: она стала закупать дешевый уголь в США и развивать возобновляемые источники энергии. В результате доля газа в энергобалансе Европы остается высокой, но не растет.
Серьезную роль в обеспечении энергобезопасности Европы может сыграть и развитие сети газопроводов внутри ЕС. Если эта задача будет реализована на практике, то риски недопоставок в тот или иной регион значительно снизятся.
Что же касается «Южного потока», то этот проект Россия задумала на фоне газовой войны с Украиной, поэтому он изначально выглядел политическим. В то же время кризис в Украине привел к новым геополитическим реалиям в отношениях между Россией и Европой.
Обострение ситуации в Украине заставило Европу более четко обозначить приоритетный курс на снижение зависимости от российского газа и диверсификацию поставок энергоресурсов, что и ускорило кончину «Южного потока».
Материал был опубликован в газете «Белорусы и рынок» в декабре 2014 г.
Читайте также:
- МАРТ повысил тариф на транспортировку газа по распределительным трубопроводам
- Физический поток газа по газопроводу «Ямал-Европа» остановился, коммерческие поставки идут
- Цена российского газа для Беларуси в 2022 году останется прежней — протокол
- Газпром не стал бронировать мощности на следующий газовый год через Украину и Польшу на аукционе
- Беларусь в 2021 году не получила скидку на российский газ