Сколько союзникам придется заплатить за «билет» на рынок стран АТР?

Усиление кризисных тенденций в экономике стран ЕАЭС подстегивает желание союзников поскорее диверсифицировать свой экспорт, а значит — форсировать подписание договоров о создании ЗСТ с рядом государств. Такой договор предполагает создание более благоприятных условий для торговли между его участниками, а также включает их взаимные обязательства по упрощению доступа на свои рынки.

По экспертным оценкам, сейчас около 25% мирового товарооборота приходится на ЗСТ.

Первый международный договор

29 мая в Казахстане Евразийский экономический союз и Вьетнам подписали соглашение о создании зоны свободной торговли. Оно вступает в силу спустя 60 дней после его ратификации всеми странами-участницами (то есть, скорее всего, сможет заработать ближе к новому году).

Соглашение о зоне свободной торговли ЕАЭС и Вьетнама – это первый международный договор о преференциальных условиях торговли, заключенный ЕАЭС с третьей стороной.

В принципе, зона свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом создается не на пустом месте: с 2010 по 2014 год взаимный товарооборот вырос на 61,5% и составил 4,2 млрд. долларов. К тому же Вьетнам — это страна с 96-миллионным населением и один из активных игроков в регионе.

Соглашение включает не только торговлю, но и обязательства сторон по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а еще определяет направления сотрудничества в области устойчивого развития, электронной коммерции, в сфере государственных закупок и устанавливает единые принципы конкуренции.

Документом также предусматриваются обязательства в части взаимной либерализации торговли услугами, осуществления инвестиций и перемещения физических лиц. Правда, этот раздел соглашения пока будет касаться только взаимоотношений между Россией и Вьетнамом. Другие государства ЕАЭС смогут подключиться к ним лишь после их присоединения к ВТО.

Стимулы для экспорта и для импорта

После вступления соглашения в силу Вьетнам должен будет обнулить для поставщиков из стран ЕАЭС ввозные таможенные пошлины более чем на 59% тарифных линий от общей товарной номенклатуры. В отношении еще 29% групп товаров ставки таможенных пошлин будут снижены до 0% в течение 5-10 лет.

Таким образом, в течение 10 лет Вьетнам обнулит пошлины почти на 90% товаров. Следует отметить, что ввозные таможенные пошлины будут сохранены лишь примерно для 12% товарной номенклатуры, по большинству из которых у стран ЕАЭС отсутствует экспортный интерес.

Средний арифметический уровень ввозных таможенных пошлин Вьетнама для товаров стран ЕАЭС будет снижен с 10 до 1%. При этом условия доступа товаров стран ЕАЭС на вьетнамский рынок будут не хуже, чем для других ключевых партнеров Вьетнама по свободной торговле (Китая, Индии, Австралии, Новой Зеландии), что позволит производителям из ЕАЭС лучше конкурировать на этом рынке.

Обнуление пошлин может привести к росту экспорта из ЕАЭС во Вьетнам мяса птицы и колбас, сыров и масла, пшеницы и муки, удобрений, нефти и нефтепродуктов, асбеста, стальных труб и проката, буровых платформ, шин и покрышек, печатных книг и картона, автомобилей.

В свою очередь Вьетнам после снятия таможенных барьеров увеличит поставки рыбы, риса, фруктов, овощей и орехов, их консервации. Из промышленных товаров ожидается увеличение поставок продукции легкой промышленности (куртки, спортивные костюмы, брюки, юбки, спортивная обувь), электронного оборудования (принтеры, швейные машины, телефоны и смартфоны), изделий из кожи и различных бытовых готовых изделий (зубные щетки и др.).

По экспертным оценкам, в первый год преференциальной торговли с Вьетнамом экспортеры ЕАЭС смогут сэкономить на отмене пошлин около 40 млн. долларов, а по истечении всех переходных периодов — около 60 млн. долларов. Вьетнамские компании в результате отмены таможенных пошлин могут рассчитывать на экономию до 5-10 млн. долларов в год.

Риски постарались «обнулить»

Эксперты Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) уже подсчитали, что к 2020 году товарооборот между ЕАЭС и Вьетнамом увеличится до 10 млрд. долларов с нынешних 4,2 млрд.

В то же время исследовательская группа ЕЭК считает, что либерализация торговли с Вьетнамом особых рисков для стран интеграционной «четверки» не влечет. Ведь на импорт из Вьетнама приходится около 1% от всего импорта ЕАЭС из третьих стран, и при этом львиную их долю составляют товары, которые в союзе не производятся в нужном количестве.

Что же касается особо чувствительных к либерализации торговли секторов экономики — легкая промышленность, сельское хозяйство, то в отношении их установлен достаточно серьезный уровень защиты.

Исследовательская группа ЕЭК посчитала, что по товарам легкой промышленности (одежда, постельное белье, обувь) импорт ЕАЭС суммарно составляет более 12 млрд. долларов, при этом из Вьетнама импортируется лишь 4% этого объема (около 500 млн. долларов). Тарифная защита будет сохранена в отношении текстильных товаров: пальто, костюмов, жакетов, блейзеров, пиджаков.

По менее чувствительным товарам (рубашки, блузки, платья, брюки, юбки, нижнее белье, свитера, детское белье) стороны планируют применять специальный триггерный механизм. Он позволяет в случае угрозы для рынка вводить в упрощенном порядке ставки пошлины на уровне единого таможенного тарифа ЕАЭС. Триггерный механизм будет применяться и в отношении мебели.

Интеграционная «четверка» не ожидает серьезных угроз и для продукции аграрного сектора, в том числе рыбной продукции. Что касается риса, то его беспошлинные поставки будут квотироваться — 10 тысяч тонн в год. Эта квота не превышает 5% от общего объема импорта риса из третьих стран и 20% от среднего значения ежегодных поставок риса из Вьетнама в ЕАЭС.

Для предотвращения незаконного реэкспорта через Вьетнам продукции из Китая, Малайзии, Индонезии и других азиатских стран в соглашении предусмотрена возможность отзыва преференций по отдельному товару или производителю — в случае систематических нарушений правил ввоза товаров. Однако государства могут также выдавать дополнительные преференции сверх оговоренных для реализации совместных инвестпроектов.

Так что переговорщики ЕАЭС при подписании соглашений с Вьетнамом постарались по максимуму защитить чувствительные торговые позиции, чтобы вьетнамские товары не хлынули на рынок Евразийского союза.

К тому же, чтобы пользоваться предусмотренными соглашением преференциями, вьетнамские поставщики будут обязаны получить специальный сертификат происхождения экспортируемого товара, что должно исключить поставки товаров из других стран под видом вьетнамских.

Наконец, соглашение не исключает возможности применения разрешенных ВТО мер защиты рынка в случае демпинга или резкого внезапного роста импорта.

Отдельным приложением к документу установлены критерии определения страны происхождения товаров. При этом соглашение дает его участникам новые инструменты контроля за выполнением критериев происхождения товара на территории страны экспортера: по запросу стороны обязаны проводить проверки экспортеров на основании наличия обоснованных сомнений, а контрольные службы могут провести выездную проверку производителя (экспортера) товара. В качестве исключительной меры реагирования на системные нарушения в области определения страны происхождения товаров соглашением предусмотрена возможность временно приостановить режим свободной торговли, то есть повысить ставки ввозных таможенных пошлин до общего уровня единого таможенного тарифа ЕАЭС.

Дорога к АТР проторена?

В ЕАЭС рассчитывают, что отношения с Вьетнамом положит начало последующей интеграции Евразийского экономического союза со странами Азиатско-Тихоокеанского региона: как было заявлено, они помогут «закоммутироваться и на более широкие рынки».

Недавно российский премьер Дмитрий Медведев рассказал, что с предложением заключить соглашение о свободной торговле к ЕАЭС обратились более 40 стран и региональных объединений. Более того, как заявляют чиновники ЕЭК, такие заявки якобы приходят из всех регионов мира каждые 2-3 недели.

Процедура рассмотрения таких заявлений следующая. Сначала их рассматривает Евразийская экономическая комиссия, а решение о начале переговоров принимают главы государств ЕАЭС — на основании выводов совместных исследовательских групп.

В 2014 году включилась в работу совместная исследовательская группа по изучению вопросов о целесообразности заключения соглашения о ЗСТ с Израилем; она должна завершить свою работу в 2015 году. Член коллегии (министр) по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Сулейменов недавно сообщил, что работа с Израилем находится на завершающем этапе: «в ближайшие месяцы будет рассмотрен итог проведенного исследования и принято решение о целесообразности начала переговоров».

Созданы аналогичные исследовательские группы с Индией и Египтом. Работа с этими странами пока находится на начальной стадии.

«Что касается Ирана, то такой вопрос действительно стоит на повестке дня, но решения о запуске полномасштабной работы по изучению целесообразности заключения соглашения о свободной торговле, как в случае с Египтом и Израилем, к настоящему моменту не принято», — отметил Т. Сулейменов.

Также, по его словам, ЕЭК ведет постоянное оперативное взаимодействие с Китаем, направленное в том числе на выработку оптимального формата сотрудничества. Как отмечают чиновники ЕЭК, с Китаем перспективу создания ЗСТ «мы видим, но за пределами среднесрочного периода».

Не любой ценой

Между тем в ЕЭК уже практически подготовлены, но пока заморожены соглашения о создании ЗСТ с Новой Зеландией и Европейской ассоциацией свободной торговли (Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн).

Россия около 3 лет вела переговоры о заключении договора о ЗСТ с Новой Зеландией, рассчитывая это сделать до конца 2012 года в рамках таможенной «тройки» (РФ, Беларусь  и Казахстан).

Летом 2010 года Новая Зеландия и Комиссия Таможенного союза, преследуя интересы России, утвердили дорожную карту заключения соглашения о ЗСТ, а к середине 2012 года завершились 9 раундов переговоров. Для России, как ключевого участника ТС, было важно приобрести «дешевый входной билет» на рынок Новой Зеландии, чтобы в перспективе приобщиться к зоне свободной торговли по всему Азиатско-Тихоокеанскому региону. Тем более что Новая Зеландия наладила торговлю без пошлин и других ограничений со многими странами АТР, включая Австралию, Китай, регион Юго-Восточной Азии.

В свою очередь Новая Зеландия — крупнейший экспортер молочной продукции в мире — форсировала идею о ЗСТ с Таможенным союзом, имея принципиальный интерес — более привлекательные условия экспорта своей молочной продукции на российский рынок.

В то же время тарифные преференции в отношении новозеландских молочных продуктов могли бы больно ударить по белорусской молочной промышленности.

Да и Москва опасалась последствий для своих производителей молочной продукции. Национальный союз производителей молока («Союзмолоко») написал в адрес первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова письмо с просьбой исключить молочную отрасль из соглашения о зоне свободной торговли между Новой Зеландией и странами Таможенного союза. Молочники подсчитали, что в случае либерализации торговли импорт молочных продуктов из Новой Зеландии в Россию может увеличиться в 3 раза, и это приведет к сокращению отечественного производства и гибели малого бизнеса. Россия могла бы рассчитывать на выгоду от большего инвестиционного и торгового сотрудничества с Новой Зеландией в других областях, чтобы компенсировать негативные последствия в молочной сфере.

Тем не менее руководитель департамента животноводства российского Минсельхоза В. Лабинов утверждал, что подписание соглашения о ЗСТ с Новой Зеландией несет угрозу больше не для российских производителей, а для белорусских: в основном, в сегментах высококачественного сухого молока для кондитерской промышленности. Белорусская сторона пыталась по максимуму защитить интересы национальных производителей. В результате переговоры с Новой Зеландией застопорились.

А в 2014 году Новая Зеландия приостановила переговоры с Россией о зоне свободной торговли с Таможенным союзом из-за ситуации вокруг Украины.

Напомним также, что в декабре 2013 года МИД РФ сообщил, что таможенная «тройка» ведет переговоры о создании зоны свободной торговли не только с Новой Зеландией, но и со странами Европы, не входящими в ЕС, в том числе со Швейцарией. Подписать соглашения о зоне свободной торговли Таможенного союза с Европейской ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ — Норвегия, Исландия, Швейцария, Лихтенштейн) планировалось в 2014 году.

Но в марте 2014 года Швейцария также решила заморозить переговоры с ЕАЭС о ЗСТ из-за конфликта России с Украиной. «Соглашения о свободной торговле важны, важен российский рынок, важен рынок ТС, но не любой ценой», — заявил глава Минэкономики Швейцарии.

ВВП Беларуси растет выше прогноза

Национальный статистический комитет осуществил первая оценка валового внутреннего продукта за январь – апрель 2024 г. Объем ВВП  в сопоставимых ценах  вырос на 5,1% к уровню января – апреля 2023 г. В текущих ценах составил 73 млрд. рублей. Индекс-дефлятор ВВП в январе – апреле 2024 г. по отношению к аналогичному периоду предыдущего года составил 108,4%. В

Доллар подешевел на торгах на БВФБ 3 июня

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Инфляция в апреле продолжила снижение

По данным Национального статистического комитета Беларуси, потребительские цены на товары и услуги в апреле 2024 года выросли на 0,4% после роста в марте 2024 года на 0,5% . Годовая инфляция (апрель 2024г./апрель 2023г.) составила 5,6% и не изменилась по сравнению с мартом ( такой же была и в феврале). С начала года ( к декабрю

Доллар продолжил дешеветь на торгах на БВФБ 28 мая

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,