17.06.2015, 22:29
Казахстан чуть не стал заложником «тройки»
Астане пришлось выбирать между интересами национальной экономики и интеграционного союза.
Вступление Казахстана в ВТО стало одним из самых больших вызовов за 20-летнюю историю этой организации – из-за необходимости согласования условий интеграции этой страны в мировую торговлю с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС).
Недавно Казахстан завершил затянувшиеся более чем на 19 лет переговоры об условиях вступления во Всемирную торговую организацию (заявка на вступление в ВТО была подана Астаной еще в конце января 1996 года). Но этот факт может стать достаточно серьезным испытанием для весьма непрочной интеграционной конструкции.
Предполагается, что 22 июня проект вступления Казахстана в ВТО будет официально утвержден и затем направлен в Генеральный совет для официального принятия каждым из 161 члена ВТО.
Генеральный директор ВТО Роберту Азеведу уже поздравил страны – члены организации и правительство Казахстана «с этим историческим шагом». И даже отметил, что с нетерпением ждет момента, когда сможет приветствовать Казахстан в ВТО.
Между тем члены рабочей группы по присоединению Казахстана к ВТО на заседании 10 июня назвали переговорный процесс «одним из самых больших вызовов» за 20-летнюю историю этой организации. Как отмечает пресс-служба ВТО, сложность была обусловлена необходимостью проведения переговоров по тарифам, используемым странами Евразийского экономического союза.
Под бдительным патронатом Москвы
Россия стояла в «предбаннике» ВТО почти 20 лет. Примерно столько стоял и Казахстан, который чуть не оказался в «заложниках» интеграционного объединения: слепо скопировать российские правила вступления в ВТО ему не позволяли национальные интересы, а максимально настоять на своих подходах мешали интересы «тройки», прежде всего – интересы самой мощной страны – России.
Следует отметить, что фактически казахстанская сторона завершила переговоры по вступлению в ВТО еще в мае 2013 года. При этом условия вступления в ВТО для Казахстана на том этапе заметно отличались от условий вступления для России: около 8 тыс. товарных позиций имели более низкую тарифную защиту, чем в РФ.
Россия бдительно патронировала процесс вступления Казахстана в ВТО. И на то были основания: Казахстан как страна – член интеграционного объединения должна была согласовывать свои условия вступления в ВТО с оглядкой на этот региональный союз.
Настаивая на том, чтобы страны таможенной «тройки» имели с ВТО единые правила, Россия, естественно, отстаивает прежде всего свои интересы.
Между тем экономики стран «тройки» принципиально различаются: казахстанская экономика практически полностью сырьевая, экономика РФ в основном сырьевая, но при этом имеет большую долю промышленного производства, белорусская экономика – в основном потребитель сырья, но также имеет промышленную ориентацию.
Следовательно, слепое копирование российских правил открытия национального рынка для других стран интеграционного объединения чревато проблемами, а значит, и серьезными конфликтами в интеграционном объединении.
В свою очередь, Москва опасалась, что если зарубежные компании без барьеров войдут на казахстанский рынок, то их продукция может спокойно попасть и на российский рынок, поскольку между Казахстаном и Россией нет таможенной границы.
Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов в ноябре 2013 года отметил, что партнеры по ВТО «пытаются использовать переговоры с Казахстаном, чтобы войти на наш рынок ровно на тех условиях, которые мы отвергли». По его словам, там, где по наиболее чувствительным позициям РФ не соглашалась (самолеты, вертолеты, сельхозтехника, автомобили) и договорилась с ЕС и США по уровню таможенной защиты, теперь западные партнеры говорят Казахстану: включайте в общую формулу все эти чувствительные позиции, уменьшайте соразмерно уровень таможенно-тарифной защиты.
Комментируя ранее ситуацию со вступлением Казахстана в ВТО, российский посол в Беларуси Александр Суриков заметил, что казахстанской стороне «пытаются навязать планку по уровню тарифной защиты ниже, чем российская».
«Мы подключаемся к этой работе. Потом будет крайне сложно сопрягать тарифы Таможенного союза с российскими, согласованными с ВТО, казахстанскими, согласованными с ВТО, и белорусскими, которые согласуются. Это будет крайне сложный конгломерат, если будет три разных тарифа. Наша задача – трех сторон – выйти на единые правила игры для каждой страны», – подчеркнул А. Суриков.
Торг за кулисами
Следует напомнить, что после длительных переговоров с ВТО российским чиновникам удалось выторговать для себя достаточно выгодные условия интеграции в мировую торговлю, в том числе настоять на переходных периодах по отдельным позициям на 5-7 лет с постепенным снижением тарифов.
Казахстану сделать это было сложнее, к тому же с точки зрения его национальных интересов ему не всегда было выгодно защищать те позиции, которые на переговорах с ВТО отстояла Россия.
Собственно, ранее президент Казахстана Нурсултан Назарбаев публично признал возникшие проблемы со вступлением страны в ВТО. «Мы полностью шли в фарватере России, нам была обещана поддержка при вступлении в ВТО. Балтийская конференция будет в этом году в декабре. Казахстан там мог бы уже вступить, но мы не можем, потому что поддержали уровень защиты России», – сказал он в октябре 2013 года на саммите в Минске.
Поле для маневра у Казахстана было достаточно узким. С одной стороны, есть национальные интересы, а с другой – обязательства в рамках интеграционного объединения. В сложившейся ситуации Н. Назарбаев вынужден был даже предложить совместно с Россией провести переговоры с ЕС и США, «которые нас туда (в ВТО. – Прим. автора) не пускают». «Говорят: вступайте на позициях, которые защитили до вступления в Таможенный союз. Тогда будет проблема у нас в Казахстане с Таможенным союзом», – сказал Н. Назарбаев.
Таким образом, казахстанский президент косвенно подтвердил, что если бы не членство в Таможенном союзе, вступление в ВТО давно бы уже состоялось.
Сюрпризы разноскоростной интеграции
Можно предположить, какой непростой торг за кулисами пришлось выдержать Казахстану на переговорах с Россией за наиболее чувствительные позиции, которые Астана хотела отстоять для поддержки национальной экономики на переговорах с ВТО.
По оценкам экспертов, Казахстан завершил переговоры с ВТО на иных условиях, чем те, на которых вступила в эту организацию РФ: около 3 тысяч товарных позиций имеют более льготный тариф защиты по сравнению с российскими.
Кроме того, в ЕАЭС сейчас возникает еще одна коллизия. Она связана со взаимоотношениями стран – участниц ВТО со странами, не являющимися участниками этой организации. Эти взаимоотношения должны строиться с учетом того, что международное право доминирует над национальным правом. Таким образом, если рассматривать отношения Казахстана и России, то их обязательства в ЕАЭС более приоритетные, чем обязательства России перед Беларусью.
Можно предположить, что разноскоростная интеграция стран «тройки» в ВТО будет и далее расшатывать саму конструкцию интеграционного объединения. В то же время сырьевая ориентация стран – основателей ЕАЭС будет увеличивать риски для их экономик.
Несостоявшийся триумвират
Напомним, в июне 2009 года правительства стран таможенной «тройки» официально объявили, что Россия, Казахстан и Беларусь прекращают самостоятельные переговоры о вступлении в ВТО и заявляют о вступлении в эту организацию единой таможенной территорией.
Министр экономики Беларуси Николай Зайченко в то время поспешил назвать это событие «историческим», «к которому мы шли с 1995 года». Многие белорусские чиновники восприняли такое решение, вероятно, с душевным облегчением, ибо им отныне не требовалось особо напрягаться с интеграцией в мировую торговлю.
Первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко также назвал это событие «историческим», отметив, что для вступления в ВТО «тройкой» потребуется 10-12 лет и более. Правда, Москва отреагировала на это заявление моментально, заявив, что на это потребуются «не многие годы, а, скорее, многие месяцы».
Однако Россия очень быстро отказалась от совместного сценария вступления в ВТО. Как сказал в то время российский президент Дмитрий Медведев, России надоело стоять «в предбаннике» ВТО. Уже в июле 2009 года Д. Медведев заявил о фактическом возврате к формату раздельного вступления, отметив, что Беларусь, Казахстан и РФ могут раздельно вступать в ВТО, но на согласованных принципах.
В августе 2012 года Россия первой в «тройке» стала членом ВТО. После чего было понятно, что аутсайдерам интеграции – Казахстану и Беларуси – придется копировать российские правила открытия своих национальных рынков.
Теперь Беларусь осталась единственной из стран – участниц ЕАЭС, не являющихся членом ВТО. Россия вступила в эту организацию в 2012 году, Армения – в 2003-м, а Кыргызстан, который в ближайшее время присоединится к ЕАЭС, стал членом ВТО еще 1998 году.