12.06.2015, 15:07
Баскетбол: арены клубов Единой лиги ВТБ, проблемы и возможности
Сегодня клубы Единой лиги ВТБ играют на качественных аренах, но испытывают серьезные проблемы с привлечением болельщиков на игры лиги.
Топ-5 арен
Единая лига ВТБ стала расширять свои возможности по привлечению зрительской аудитории во время проведения игр. Так, за последние пять лет в лигу пришли команды, которые проводят игры на современных и вместительных аренах.
Самая большая арена Единой лиги – «Минск-Арена» (построена в 2010 году, вместимость – 15 000 мест), в которой проводит свои игры команда «Цмоки-Минск» (Беларусь). 7 350 зрителей – рекорд прошлого регулярного сезона, именно столько собралось в «Минск-Арене» на матче «драконов» против московского ЦСКА.
Эстонский «Калев» проводит зрелищные игры в SakuSuurhall (2010 год, 10 000 мест).
Баскетбольный клуб «Астана» из Казахстана принимает домашние матчи в спорткомплексе «Сары-Арка» (2011 год, 9 700 мест).
Среди российских клубов на новых и вместительных аренах выступают «Локомотив-Кубань» из Краснодара и новичок лиги – «Зенит» из Санкт-Петербурга. В Краснодаре арену «Баскет-Холл» вместительностью 7 500 мест построили в 2011 году, и с этого времени количество болельщиков на играх клуба регулярно растет.
«Зенит» (ранее команда называлась «Триумф» и играла в Люберцах) проводит свои матчи на новой «СИБУР-Арене» (7 120 мест), которую построили в 2013 году.
Как привлечь зрителей на игры?
Сегодня клубы ЕЛ ВТБ играют на качественных аренах (более 70% из них построены после 2003 года и имеют вместительность не менее 5 тысяч мест), но испытывают серьезные проблемы с привлечением болельщиков на игры лиги. Одной из причин являлась система проведения турнира, когда команды одной группы не встречались в регулярном чемпионате друг с другом. В этом сезоне система изменилась и получила классическую схему: 16 команд играют друг с другом в два круга. Усилились многие команды лиги, что привело к интересным и напряженным играм, многим неожиданным и даже сенсационным результатам. Все это должно было привести зрителей на игры ЕЛ ВТБ, но этого не происходит.
Все клубы потеряли в посещаемости даже прошлогодние цифры. Только три ведущих клуба смогли улучшить показатели посещаемости, и этому есть конкретные причины.
Менеджмент баскетбольных клубов смог изменить ситуацию в лучшую сторону в «Химках» (прирост – 24,2% по сравнению с прошлым сезоном), в ЦСКА (+19,5%) и в «Локомотиве-Кубань» (+15,2%). В этих клубах серьезно взялись за сохранение и увеличение своих болельщицких аудиторий во время домашних игр. Клубы ярко провели рекламу нового сезона, активно продавали сезонные абонементы, разработали различные варианты билетных программ и расширили каналы продаж.
Лидерами по посещаемости этого сезона* стали новички лиги – «Автодор» и «Зенит». Саратовский «Автодор» вернулся в большой баскетбол после длительного отсутствия, и болельщик проголосовал ногами! Даже стартовые неудачи не охладили интерес к играм: 3 915 человек в среднем за игру собирается в саратовском Дворце спорта «Кристалл». В Санкт-Петербурге всегда любили баскетбол, и когда к новой «СИБУР-Арене» добавили конкурентоспособную команду – зритель на это активно откликнулся: 3 680 человек на играх местного «Зенита».
* Данные предоставлены на 15 марта 2015 года.
Новые технологии – новые возможности
Необходимо изменить подход к организации и проведению игр лиги по привлечению болельщиков. Для этого необходимо организовать работу на уровне лиги и в самих клубах. Проблемы с посещаемостью и некомфортностью спортивных арен принято списывать на то, что они чаще всего не являются собственностью клубов, что разные интересы у собственников арен и арендующих клубов. В других странах те же проблемы, но это не мешает заботиться о комфорте зрителей, собирать полные арены и зарабатывать на домашних играх клуба. Примером такой работы могут послужить клубы лиги из Эстонии, Чехии и Финляндии, которые проводят игры ЕЛ ВТБ на разных аренах и на хорошем организационном уровне.
Для качественной работы в будущем реально выстроить взаимовыгодное сотрудничество с руководством арен, чтобы клубный менеджмент имел возможность расширять аудиторию клуба на домашних играх за счет слаженных действий работников арены и клуба. Стоит совместными усилиями внедрять новые системы работы с болельщиками: продажи билетов, организация дополнительных парковочных мест в дни игр, организация эффективной пропускной системы, организация точек питания, торговых точек с клубной атрибутикой и других процессов, которые положительно повлияют на интересы болельщиков.
Пример ведущих клубов ЕЛ ВТБ показывает, что всем остальным участникам лиги надо усиливать рекламу турнира, вкладывать средства в продвижение своих домашних и выездных игр, чтобы болельщик мог заранее спланировать поход или поездку на баскетбол. Клубам пора переходить на современные методы работы со своей аудиторией и вести эту работу до, во время и после игр. При помощи внедрения CRM-систем создавать базы данных болельщиков клуба, знать их интересы и потребности, создавать новые предложения для них. Эти действия позволят выйти на качественно новый уровень работы с имеющимися болельщиками и с новыми аудиториями клуба.
Многие вопросы сейчас переходят на другой уровень – от проблем малых и старых залов к проблемам качественного использования новых и вместительных арен. Имеющиеся возможности позволяют с оптимизмом смотреть в будущее Единой лиги ВТБ и на ее качественное развитие. При должном отношении менеджмента лиги и клубов к открывающимся возможностям есть все основания для значительного улучшения результатов работы: внедрение новых спортивных технологий в клубы, создание новых баскетбольных продуктов и расширение баскетбольной аудитории клубов Единой лиги ВТБ.