11.06.2015, 8:00
Россия не хочет субсидировать белорусскую нефтепереработку
Правительство России собирается к 2025 году обнулить экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, что наконец-то избавит российский бюджет от бремени субсидирования белорусской нефтепереработки.
В 2015 году Беларусь импортирует нефть по новым правилам, которые обусловлены двумя факторами: налоговым маневром в нефтяной отрасли РФ и резким падением мировых цен на нефть. В результате, если в 2014 году цена российской нефти для белорусских НПЗ составляла 340 долларов за тонну, то в феврале 2015 года с учетом параметров налогового маневра она составила 220 долларов за тонну. То есть, учитывая, что мировые цены на нефть по сравнению с 2014 годом к этому времени снизились практически в 2 раза, для Беларуси произошло относительное повышение цены нефти.
Маржа нефтепереработки упала на 20 долларов за тонну
Председатель концерна «Белнефтехим» Игорь Ляшенко пояснял на пресс-конференции в апреле, что стоимость импортируемой из России нефти определяется по достаточно сложной формуле. Для простоты он воспользовался таким понятием, как коэффициент ее стоимости к мировой цене. «Сегодня он составляет примерно 0,7 – из-за налогового маневра. В предыдущий период этот коэффициент был несколько меньше», – отметил И. Ляшенко.
Как следствие, это привело к падению доходности переработки нефти на белорусских НПЗ. К примеру, если в декабре 2014 года на Мозырском заводе отношение стоимости экспортной корзины реализуемых нефтепродуктов к стоимости нефти составляло примерно 1,7, то по результатам работы в январе и феврале 2015 года этот показатель упал до 1,3 и 1,2.
Кроме того, стало также очевидно, что параметры налогового маневра в РФ, которые заложены на 3 года вперед, стимулируют российские вертикально интегрированные компании уходить от нефтепереработки в сторону прямого экспорта нефти.
Эта тенденция стала следствием весьма ощутимого снижения маржинальности нефтепереработки. Как отметил в ходе проведения Белорусской нефтегазовой недели руководитель аналитического направления Фонда национальной энергетической безопасности РФ Александр Пасечник, в России она снизилась на 40-50 долларов за тонну, в то время как для белорусских НПЗ – на 20 долларов за тонну.
Не случайно российские нефтяные компании настойчиво лоббировали идею корректировки налогового маневра. Это, в принципе, было бы логично: ведь маневр в нефтяной отрасли планировался при цене 110 долларов за баррель.
Белорусские нефтяники были солидарны в этом с российскими компаниями.
«И мы, и наши коллеги с нефтеперерабатывающих российских заводов тоже это отмечают, что в условиях падения цены барреля, снижения стоимости пакета нефтепродуктов экономическое давление очень ощутимо и сказывается на результатах работы НПЗ. Поэтому все, кто занимается коммерцией, понимают, что в этих условиях лучше было бы провести корректировку налогового маневра», – отметил в связи с этим глава «Белнефтехима» И. Ляшенко.
Предпосылок для корректировки реформы нет
По настоянию российских нефтяников, прежде всего президента «Роснефти» Игоря Сечина, Владимир Путин поручил Минэнерго РФ просчитать, стоит ли отменять или корректировать налоговый маневр в нефтяной отрасли.
Минэнерго РФ проанализировало последствия налогового маневра для нефтяной отрасли по итогам работы в I квартале и не обнаружило глобальных предпосылок для корректировки. В отчете Минэнерго по этому поводу сказано, что анализ не позволяет сделать вывод о финансовой неустойчивости нефтяных компаний: почти все основные производственные показатели и в добыче, и в нефтепереработке показали положительную динамику в годовом выражении.
Согласно данным Минэнерго, при цене нефти 57долларов за баррель удельная налоговая нагрузка для нефтяных компаний действительно увеличилась – на 2,9 доллара на тонну. Но выручка за вычетом налогов в рублях из-за девальвации стала выше: если при цене 100 долларов за баррель она составляла 8413 рублей на тонне, то при цене 57 долларов – 9104 рублей.
По расчетам директора Московского нефтегазового центра EY Дениса Борисова, в августе 2014 года доход без уплаты налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и пошлин нефтяной компании составлял 7800 рублей на тонне, а в мае 2015 года – 8800 рублей. И хотя из-за девальвации выросли и валютные траты нефтяных компаний, тем не менее чистый доход в мае все равно был на 250 рублей на тонне выше, чем в августе прошлого года.
Причем в условиях налогового маневра среднесуточная добыча нефти в России даже выросла в годовом выражении – на 1,22%, небольшое падение было только у «Роснефти» (-0,55%).
В то же время, по оценкам Минэнерго, в российской нефтепереработке маржа упала: из-за падения цены на нефть она снизилась с 56 долларов до 10 долларов на тонну, из-за налогового маневра – до 2 долларов на тонну. В I квартале первичная переработка нефти в России снизилась на 1% в годовом выражении, но исключительно из-за падения производства топливного мазута на 3,5%, в то время как производство светлых нефтепродуктов, особенно бензина, выросло.
Поэтому Минэнерго РФ сейчас не видит оснований для корректировки налогового маневра и предлагает подумать об этом в случае резкого обвала цены нефти – до 35 долларов за баррель.
Российские нефтяники возмущаются, ведь маржа нефтепереработки хоть и остается положительной, но упала в 8 раз, вследствие чего инвестиции в переработку теряют смысл, однако российские чиновники в ответ замечают: вертикально интегрированные компании лукавят, ибо до сих пор российские НПЗ имели большую сверхмаржу, чем в Европе, к тому же их потери по-прежнему перекрываются ростом дохода в добыче.
«Мы вообще не хотели бы часто менять законодательство, бежать в одну сторону, а потом резко в другую. Сейчас цены снизились, они действительно повлияли на ожидаемые расчеты, а затем повысятся, и что – опять все корректировать? Но тогда скорректированная формула при повышении цен снова окажется неадекватной, будут сверхдоходы», – заявлял ранее по этому поводу министр энергетики РФ Александр Новак.
Пошлины собираются обнулить к 2025 году
Пока большой налоговый маневр в нефтяной отрасли России рассчитан на 2015-2017 годы. Что будет дальше, уже можно предположить. Скорее всего, «каникул» у налогового маневра после 2017 года не будет.
По крайней мере, сейчас российское правительство настроено на продолжение налогового маневра и дальнейшее снижение пошлин на нефть и нефтепродукты. В частности, Минфин РФ считает продление налогового маневра неизбежным: реформа в нефтяной отрасли поэтапно продолжится и после 2018 года, а к 2025 году пошлины могут быть обнулены, сообщил газете «Ведомости» директор налогового департамента Минфина Илья Трунин.
Обсуждать график и параметры следующего этапа налогового маневра Минфин собирается в 2018-2019 годах, когда проанализирует последствия трехлетнего налогового маневра.
Тем не менее, считают российские чиновники, налоговый маневр уже сделал отмену нефтяных пошлин реальной.
«Пошлины должны быть экстренным способом реагирования, а не частью налоговой системы», – приводит аргументы Минфина И. Трунин. Ведь сегодня это не только доходы бюджета, но и, по сути, форма субсидирования нефтепереработки, ведь пошлина сдерживает внутреннюю цену на нефть.
При этом И. Трунин обратил внимание на еще одну проблему: пока в России пошлины на нефть и нефтепродукты не обнулены, российский бюджет фактически субсидирует белорусскую нефтепереработку. Получается, что Беларусь как член Евразийского экономического союза получает нефть из России по внутрироссийской цене.
Российские чиновники отмечают, что крайний срок отмены нефтяных пошлин в России –2025 год, хотя сделать это можно и быстрее.
Удастся ли отменить их быстрее – весьма сомнительно, но к 2025 году это придется делать, если партнеры по ЕАЭС действительно собираются, как продекларировали, создать в союзе общий рынок нефти и газа.
Для Беларуси пошлины не оправдают ожиданий
Что касается Беларуси, то сегодня не только НПЗ, но и бюджет страны косвенным образом несет потери от налогового маневра. В конце прошлого года руководство страны с большим трудом выторговало у Кремля компенсацию за налоговый маневр: стороны договорились, что в 2015 году Беларусь будет оставлять экспортные пошлины на нефтепродукты в своем бюджете, а не перечислять их в российскую казну.
Белорусский бюджет рассчитывал, что в 2015 году при цене нефти 83 доллара за баррель поступления от экспортных пошлин на нефтепродукты составят 1,89 млрд. долларов. Сегодня при уточненной оценке бюджета, в основу которой заложена цена на нефть порядка 50 долларов за баррель, сумма снизилась до 1 млрд. долларов. По итогам года сумма может оказаться чуть выше, учитывая, что цена нефти в последнее время колеблется около 60 долларов за баррель. Тем не менее эта сумма будет гораздо ниже, чем та, на которую изначально рассчитывало белорусское руководство.
Справка «БР»
В России пошлина на сырую нефть в 2015 году составляет 42%, в 2016 году она снизится до 36% и в 2017 году – до 30%. Маневр предполагает повышение ставки НДПИ на нефть с 2015 года до 775 рублей за тонну, с 2016 года – до 856 рублей, с 2017 года – до 918 рублей.
Пошлина на дизельное топливо составляет в 2015 году 48%, в 2016 году она составит 40%, в 2017 году – 30%, на бензин – 78, 61 и 30% соответственно. Пошлина на мазут в 2015 году составляет 76%, в 2016 году составит 82%, в 2017 году она будет повышена до 100%.
Читайте также:
- МАРТ опубликовал новые тарифы на прокачку нечти и нефтепродуктов по «Дружбе»
- Fitch отозвало суверенный рейтинг России
- Россия не планирует поставлять нефть на Нафтан в четвертом квартале
- «Гомельтранснефть Дружба» возобновила прокачку нефти из РФ в Польшу
- Беларусь приостанавливает прокачку нефти в сторону Польши по техническим причинам