Президент своим указом предоставил льготы семи районам Могилевской области. Помогут ли они выйти на устойчивый рост?

Как сказано в комментарии к Указу № 235 «О социально-экономическом развитии юго-восточного региона Могилевской области», он принят в целях устойчивого развития Климовичского, Костюковичского, Краснопольского, Кричевского, Славгородского, Хотимского и Чериковского районов.

Льготы предоставлены по подоходному налогу – ставка 10 вместо 13%, по отчислениям в ФСЗН (пенсионное страхование) – ставка 24 вместо 28%, также предоставляются льготные кредиты на строительство и реконструкцию жилья сроком на 20 лет под 1% с условием 10-летней отработки в данном районе.

Не бог весть какие льготы, к тому же предусмотренные уже в некоторых других случаях в нашей стране, поэтому вряд ли можно говорить о том, что они помогут этим районам выйти на устойчивое развитие, скорее, речь может идти о предотвращении возможной деградации. 

Статистические характеристики данных районов очень разные, и в них весьма ярко видны многие дисбалансы белорусской экономики, которые зачастую нивелируются в общих статистических показателях по стране и даже области. Присмотримся к регионам-льготникам повнимательнее.

Полное импортозамещение

На территории семи районов проживает 12% населения Могилевской области, при этом занятого населения уже меньше – 11%. За 4 месяца текущего года эти 11% произвели промышленной продукции, которая составляет 5,7% от всего объема промпроизводства области (сама область произвела лишь 8,4% от всего объема промпроизводства Беларуси за 4 месяца). Чуть больше показатель по реализации скота и птицы на убой в живом весе – 6,7% от областного, зато 11% занятых надоили почти 16% всего произведенного в Могилевской области молока. Но не надо обольщаться, потому что молоко все-таки дают коровы, а не занятые работники, а вот коров на территории 7 районов «проживает» более четверти от областного поголовья – 26%. То есть удои здесь невысокие. И это действительно так. Только в одном районе они достигают среднеобластного уровня (1331 кг) – в Костюковичском (1332), а, например, в Кричевском – почти вдвое ниже – всего671 кг.

Еще на 7 районов приходится почти 15% поголовья свиней области, но со статистикой этих носителей потенциально устойчивого развития есть проблемы. Из 7 районов местная статистика зафиксировала их наличие только в трех районах. В остальных сводных региональных данных такой строчки либо нет вообще, либо стоит прочерк. Это либо последствия АЧС, либо свиней там просто никто не считает, так как нет крупных свиноводческих комплексов.

Возможно, из-за отсутствия массового свиноводства у 7 регионов очень низкий показатель по экспорту – в I квартале они дали лишь 1,7% от всего экспорта Могилевской области, при этом у всех районов положительное сальдо внешней торговли при очень разных показателях динамики экспорта. Впрочем, что там экспорт, статистика трех регионов не зафиксировала наличие импорта вообще: в Краснопольском, Хотимском и Чериковском. Неужели там достигнуто полное импортозамещение? Зачем же им тогда льготы?

Молочные реки

Эти три района – из разряда маленьких по численности, к ним в группу примыкает еще Славгородский с населением чуть более 13 тыс. человек, Краснопольский же по населению недотягивает до 10 тысяч. Но у этих районов различий не меньше, чем общего. Например, в Славгородском районе официальная безработица составляет 1,3%, а в Хотимском – только 0,5%. Хотя, конечно, здесь проявляется эффект малых цифр, потому что безработных можно пересчитать по головам, в Хотимском районе их 24 человека, а в Славгородском – 45.

Впрочем, в Хотимском районе есть чем заняться – здесь количество коров превышает на 43% количество занятых. Поэтому и самые высокие удои среди четверки малых районов –1188 кгна корову, второе место среди 7 регионов после Костюковичского, в котором поголовье даже меньше при вдвое большей численности населения. При этом Хотимский район дает молока почти столько же, сколько и Костюковичский, и среди малых регионов по праву может считаться «молочной страной», то есть символом политики возрождения села. Причем со всеми вытекающими из белорусской экономической модели последствиями.

В Хотимском районе самый высокий уровень убыточных организаций из всех 7 районов – 30,6%, рентабельность продаж стремится к нулю – 0,6%, а просроченная кредиторская задолженность достигла в I квартале 42 млрд. рублей (для сравнения: объем промпроизводства района составил за 4 месяца 17 млрд. рублей), просроченная задолженность по кредитам и займам составила 9 млрд. рублей – и это самый высокий показатель среди 4 малых районов. Надо ли говорить, что именно здесь – самая низкая зарплата среди 7 регионов-льготников. В апреле она составила 4,58 млн. рублей, это 80% от среднего уровня по Могилевской области и 70% – от общебелорусского уровня. Зато здесь вырос экспорт по сравнению с прошлым годом в 2,7 раза, составив за I квартал 149 тыс. долларов. То есть в прошлом году экспорт измерялся и вовсе десятками тысяч долларов. Импорта же, как мы уже отмечали, тут нет вообще.

Высокая просроченная кредиторская задолженность, долги за топливо, низкая зарплата и большая доля убыточных предприятий – вот те характерные особенности, которые определяют финансовое состояние небольших непромышленных регионов, причем чем больше они дают «молока», тем хуже обстоят дела с финансами.

Хотя есть некоторое своеобразие у каждого из маленьких районов. Ну, например, Чериковский район, кстати, самый многочисленный из четверки, привлек за I квартал 200 (!) долларов прямых иностранных инвестиций. При этом в гораздо большем по численности Костюковичском произошел отток прямых инвестиций на такую же символическую сумму.

Цементные берега

В остальных районах никаких иностранных инвестиций не зафиксировано вообще, кроме одного – 339 тыс. долларов прямых иностранных инвестиций (вероятнее всего – китайских) вложено в этом году в Кричевском районе.

Тут мы переходим в другой мир Могилевской области. От села – к промышленности, от молока – к цементу.

Два цементных завода Беларуси – Белорусский цементный завод в Костюковичах и «Кричевцементношифер», соответственно, в Кричеве – во многом определяют статистические показатели данных районов.

Кричевский район – самый большой по численности из всех семи: более 32,8 тыс. населения, из которого занято меньше половины – 13,4 тыс. Безработица здесь выше среднего – 1,3% (всего на учете стоят 180 человек).

Больше населения – больше проблем. Несмотря на многочисленность, Кричевский район занимает в общем объеме промпроизводства Могилевской области долю 1,3%, что вдвое ниже второго «цементного» района – Костюковичского.

Может быть, в Кричевском добирают сельским хозяйством? Да, здесь самое большое стадо коров из вех 7 регионов, их больше, чем занятых, – 13,8 тыс., но при этом и самые низкие надои, как мы видели выше. То есть и с сельским хозяйством не очень.

В итоге у района просто устрашающие финансовые показатели. Это единственный регион, получивший по итогам I квартала чистый убыток. Рентабельность района отрицательная и составляет минус 1,9%. Размер просроченной дебиторской задолженности превышает размер просроченной кредиторской, при этом и та и другая за 3 месяца текущего года превосходят объем произведенной продукции в районе за 4 месяца, и эти показатели по абсолютному значению – самые высокие из всех семи регионов. Более половины просроченной кредиторской задолженности – долги за топливно-энергетические ресурсы.

Экспорт в Кричевском районе рухнул за I квартал на 73%, недотянув даже до 2 млн. долларов, зато здесь самое высоко положительное сальдо – более 1,5 млн. долларов. Ну опять-таки, импорт им зачем, если своих стройматериалов девать некуда?

В районе Белорусского цементного завода – Костюковичском – объем промышленного производства в денежном выражении почти в полтора раза выше, чем в Кричевском, при этом падение экспорта (28%) ниже, чем в области (32%) и даже в стране (30%). Вообще Костюковичский район на первом месте по объему производства среди всех регионов. Не исключено, что главным фактором в данном случае является номенклатура производимой продукции на заводе – она просто дороже, чем в Кричеве, поэтому и выручки дает чуть больше.

Финансовые же показатели весьма схожи с Кричевским районом. Те же огромные просроченные кредиторские и дебиторские долги, здесь самый высокий показатель по задолженности за топливно-энергетические ресурсы, рентабельность отрицательно-нулевая – минус 0,1%, в целом по району за I квартал зафиксирована хоть небольшая, но чистая прибыль.

При этом в Костюковичском районе – самая высокая средняя заработная плата из всех регионов – 5,55 млн. рублей, что составляет 96% от среднеобластного уровня. Впрочем, на втором месте по зарплате как раз второй цементный регион – Кричевский – 5,35 млн. в среднем за апрель. Ну, наверное, отсюда и долги, зато мы сохраняем коллективы, а поэтому даем льготы по подоходному налогу.

По сравнению с Кричевским районом в Костюковичском гораздо лучше с сельским хозяйством. Здесь, как уже отмечалось, самые высокие удои, а численность коров на таком же уровне, как и свиней.

И чарка, и шкварка

Но главный свиноводческий район из всех семи регионов – это Климовичский. Здесь 25,8 тыс. свиней на 25,6 тыс. жителей и на 10,6 тыс. занятых. Свиноводство вместе с главным предприятием района – Климовичским ликеро-водочным заводом и определяет картину региона. То есть с полным основанием можно считать район символом «чарко-шкварочной» модели, которая и здесь выпукло демонстрирует свои главные черты.

Опять большие просроченные долги – самая высокая просрочка по кредитам и займам (вероятно, брали на свиней), зато за топливно-энергетические ресурсы не так много должны, как цементные регионы, что и понятно. Экспорт в регионе вырос в этом году в 1,8 раза и по абсолютной величине – почти на уровне Кричевского района. Район – второй по объемам промпроизводства из всех семи регионов, но при этом здесь самые высокие запасы готовой продукции – 10,6% к месячному объему производства. Впрочем, в малых районах запасы, судя по всему, вообще никто не считает, ну или там просто производят только под заказ, так как запасы – нулевые.

В Климовичском районе, как и положено водочной мини-столице, самая высокая рентабельность – 7,7%, убыточных организаций всего ничего – 3,7%. Зарплата на уровне 5 млн., в принципе, жить можно, особенно если еще пару-тройку процентов государство прибавит к зарплате в виде льгот.

Подождем еще 30 лет?

Председатель Могилевского облисполкома Владимир Доманевский, месяц назад анонсировав предоставление льгот семи регионам, упомянул об аварии на Чернобыльской АЭС. «Семь районов Могилевщины, которые пострадали в той или иной мере от аварии на Чернобыльской АЭС, по поручению главы государства должны быть подтянуты до уровня самых передовых в Беларуси», – сказал он.

То есть не прошло и 30 лет с момента аварии, как регионам дали дополнительные льготы по зарплате и строительству жилья. Сколько же должно пройти лет и каким катаклизмам должна подвергнуться Беларусь в целом, чтобы подтянуться до среднего уровня соседних европейских стран? А именно это нам обещали перед прошлыми выборами в качестве ориентира на конец 2015 года.

Тэги:

, , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,