2.06.2015, 9:55
Белорусы умеют задурить электронные «мозги»
Россия прилагает серьезные усилия, чтобы использовать потенциал белорусского ВПК для модернизации своих Вооруженных сил.
Как сообщил на днях РИА «Новости» советник первого заместителя генерального директора концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ, который входит в госкорпорацию «Ростех») Владимир Михеев, Россия ведет переговоры с Беларусью о создании совместного предприятия (СП) по разработке и производству средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ).
По его словам: «На сегодняшний день ведутся переговоры о возможности создания совместного предприятия. И Россия, и Беларусь имеют серьезные наработки в области радиоэлектронной борьбы, и создание такого СП наверняка принесло бы свои дивиденды. Прежде всего речь идет о совместной разработке и изготовлении средств РЭБ». Со стороны России в переговорах участвует КРЭТ – как головная организация в РФ по созданию систем и средств радиоэлектронной борьбы.
И хотя партнер со стороны Беларуси не был назван, целому ряду предприятий отечественного ВПК, которые уже являются значимыми игроками на мировом рынке высокотехнологичных вооружений, есть что предложить потенциальным партнерам. Сегодня ими производятся многие важные средства РЭБ, такие, например, как наземные станции мощных шумовых помех и аппаратура блокирования GPS.
Среди них особое место занимает предприятие «КБ Радар». В свое время оно выделилось из состава научно-производственного республиканского унитарного предприятия «СКБ «Камертон» в самостоятельное юридическое лицо и получило статус специализированного предприятия по радиолокации и РЭБ.
Среди прочего оно занимается разработкой и производством комплексов создания «помех пользователям глобальных спутниковых навигационных систем, исключающих выполнение ими своих навигационных задач (например, срыв наведения высокоточных крылатых ракет на цели)».
Одним из таких комплексов является «Оптима-3». Он предназначен для того, чтобы нарушать в заданной зоне радионавигацию потребителей системы глобальной радионавигации GPS (авиационных средств, высокоточного оружия, систем управления оружием и т. п.).
В состав «Оптимы-3» входят 9 комплектов передатчиков помех и автоматизированная система управления ими. Малые габариты и небольшой вес передатчиков помех обеспечивают их оперативное размещение и смену позиций на выбранных высотных объектах (вышках мобильной связи, радиосвязи, телевизионных ретрансляторов, высотных зданиях и специальных мачтах).
На дальности до 100 км такими передатчиками создается сплошное помеховое поле, что затрудняет обнаружение и поражение отдельных передатчиков, причем стоимость передатчиков значительно ниже стоимости средств их поражения.
Помимо стационарных генераторов помех, «КБ Радар» производит мобильные передатчики помех типа «Туман» и «Туман-2», предназначенные для размещения на беспилотных летательных аппаратах (БПЛА) и вертолетах. Такие передатчики предназначены для генерации и излучения помех, подавляющих работу навигационных приемников систем GPS и ГЛОНАСС («Туман»), мобильных аппаратов пользователей космической радиосвязи систем Inmarsat, Iridium («Туман-2»). Радиус зоны подавления – 100 км.
Есть достаточно оснований полагать, что именно эта аппаратура была использована Ираном для перехвата сверхсекретного американского БПЛА Lockheed Martin RQ-170 Sentinel в декабре 2011 года. Аппараты этого типа оснащаются новейшими приборами для сбора разнообразных разведданных: получения фотоснимков высокого разрешения, радиолокационных изображений местности, замеров радиационного фона, проб воздуха и т. д.
США тогда признали потерю беспилотника, но заявили, что Sentinel оказался у иранцев случайно из-за технической неисправности. Однако практически сразу после падения этого БПЛА в западной прессе появились сообщения о том, что на самом деле он не упал по воле случая, а был посажен с помощью современных средств РЭБ.
Газета The Christian Science Monitor по горячим следам этого события даже опубликовала интервью с иранским инженером, который якобы принимал непосредственное участие в операции по перехвату RQ-170 и раскрыл ряд ее технических подробностей.
Схема перехвата в изложении иранца выглядит следующим образом: с помощью средств РЭБ иранцам мощной помехой удалось разорвать канал спутниковой связи между БПЛА и станцией наземного управления, находящейся в США. После этого, в соответствии с заложенным алгоритмом, программное обеспечение перевело аппарат в режим автопилота, который должен был осуществить возврат беспилотника на базу ВВС США в Афганистане.
Воспользовавшись тем, что автопилот ориентируется по данным GPS, иранские военные смогли под видом навигационных сигналов этой системы «подсунуть» ему ложные сигналы глобального позиционирования (а возможно, и просто их заглушить). В результате управляющая программа беспилотника посчитала, что он уже прибыл к месту базирования, и произвела посадку на территории Ирана. (Аналогичным образом, по мнению экспертов, год спустя иранцами был посажен и БПЛА ScanEaglе, принадлежащий ОАЭ.)
Как утверждают специалисты (в том числе и американские), технически такой перехват (так называемый GPS-спуфинг) действительно возможен. Достаточно заглушить истинный сигнал GPS более мощным ложным – и система навигации любого транспортного средства начинает прокладывать маршрут в неправильном направлении.
Другое дело, как предположили тогда многие эксперты, вряд ли «угон» RQ-170 был осуществлен иранцами без посторонней помощи. В ряде публикаций, в частности в Flightglobal, содержалось указание на российский след. Однако, как отметили сами российские эксперты, в рассматриваемом случае необходимое оборудование сделала и поставила Ирану другая «обиженная» Америкой страна.
Причем некоторые из них прямо заявили о том, что для принудительной посадки БПЛА Sentinel и ScanEaglе мог быть использован комплекс подавления сигналов спутниковой навигации типа «Туман» производства белорусского ОАО «КБ Радар». Эти станции не просто забивают эфир шумом, но и генерируют ложные координаты. Это не так давно подтвердил, хотя и в несколько завуалированной форме, представитель ОАО «КБ Радар» Сергей Фирсаков.
Правда, руководство Ирана неоднократно с праведным гневом опровергало получение средств РЭБ извне и заявляло, что принудительная посадка американских беспилотников целиком является исключительно заслугой местных ученых и инженеров. Только вот власти США этому не поверили, в связи с чем в начале 2013 года ввели временные санкции против ОАО «КБ Радар».
Читайте также:
- В ВС Беларуси началась внезапная проверка сил реагирования
- Лукашенко считает, что в Беларуси не хватает производства стрелкового оружия
- Призыв -2021: подписан указ о весеннем призыве
- В Беларуси призовут 200 человек из резерва на время проверки боеготовности
- Военно-техническое сотрудничество: то, что дороже денег