Государство оказалось не в состоянии стимулировать ее развитие в прежних масштабах

В Беларуси изменены условия инвестирования в строительство объектов возобновляемой энергетики. Теперь правительство будет квотировать объемы вырабатываемой на возобновляемых источниках энергии, хотя доля ВИЭ в энергобалансе Беларуси по-прежнему остается мизерной — около 1%.

Нововведения в сфере «зеленой энергетики» предусмотрены Указом № 209 «Об использовании возобновляемых источников энергии», который Александр Лукашенко подписал 18 мая.

По информации пресс-службы президента, в целях создания более благоприятных условий для инвестирования в строительство объектов возобновляемой энергетики и предоставления гарантий государства по защите инвестиций в такие объекты указом предусматривается закрепить неизменными повышающие коэффициенты, применяемые при определении тарифов на электрическую энергию, производимую установками по использованию возобновляемых источников энергии, в течение 10 лет с даты ввода установок в эксплуатацию.

Документ также предусматривает дифференциацию повышающих коэффициентов не только в зависимости от вида возобновляемых источников энергии, но и от иных параметров установок (электрическая мощность, срок службы оборудования на дату ввода установок в эксплуатацию и другие).

Правительству предоставлено право на установление и распределение квот на строительство установок по видам (энергия солнца, ветра, воды, биогаз) для определения экономически оправданных объемов их строительства, исключения чрезмерного развития по отдельным направлениям, обеспечения выбора наилучших технических предложений и наиболее экономически совершенных установок.

Минэнерго настояло 

Документ пролоббировало Минэнерго Беларуси. Министр энергетики Беларуси Владимир Потупчик еще в феврале 2015 года сообщил журналистам, что государство будет квотировать объемы вырабатываемой на возобновляемых источниках энергии. Основной аргумент Минэнерго в пользу квот: «зеленая энергетика» не по карману государству. Как отмечают энергетики, «Белэнерго» должно покупать эту энергию по тарифу 41 цент за 1 кВт.ч при себестоимости 9 центов, а всю разницу приходится оплачивать энергетикам.

В гособъединении подсчитали, что в 2014 году «Белэнерго» потратило на оплату «зеленой энергии» 29 млн. долларов, а в этом году сумма может увеличиться до 40 млн. Таким образом, говорят энергетики, «мы практически отвлекаем капитал от своей инвестдеятельности и стимулируем вывоз капитала».

Чтобы не допустить этого, «Белэнерго» еще в конце 2014 года направило в адрес РУП-облэнерго письмо о приостановлении выдачи технических условий на подключение к сетям энергосистемы установок с использованием ВИЭ. Как потом поясняли энергетики, таким образом они хотели остановить бум, связанный с получением разрешений на строительство «зеленых» энергоустановок, который активизировался вслед за тем, как «Белэнерго» приступило к подготовке введения квот.

Однако заморозить выдачу техусловий под строительство установок для ВИЭ не позволил белорусский антимонопольный регулятор – Минэкономики. Министерство указало на то, что своими действиями «Белэнерго» нарушило антимонопольное законодательство и предписало гособъединению отозвать свое письмо.

«Белэнерго» пришлось подчиниться этим требованиям.

Тогда было понятно, что «схватка» антимонопольного органа и энергетиков вряд ли завершится победой первого. Ведь сторонники новаций запаслись весомыми аргументами, чтобы доказать: стимулировать развитие «зеленой энергии» в прежних масштабах бюджет страны не в состоянии.

Романтический период для ВИЭ завершился

Подстегнуть развитие «зеленой энергии» в Беларуси помогла, как ни странно, Россия. Несколько лет назад российское руководство всерьез вознамерилось перевести ближайшего союзника на рыночные «рельсы», и прежде всего в сфере поставок энергоресурсов. В частности, цену поставок газа в Беларусь в то время РФ привязала к европейской формуле, что вызвало серьезную озабоченность белорусского руководства.

О степени этой озабоченности может свидетельствовать следующий факт: 27 декабря 2010 года – невиданно оперативно по белорусским меркам – в Беларуси был принят Закон № 204-3 «О возобновляемых источниках энергии» (вступил в силу через полгода). А замаячившая на горизонте перспектива покупать газ в России по ценам, близким к мировым, предопределила либеральный дух этого документа.

Новый закон гарантировал производителям «зеленой энергии» не только право на подключение к государственным энергетическим сетям установок по использованию ВИЭ, но и на покупку государственными энергоснабжающими организациями всей произведенной из этих источников энергии.

При этом законодательно было установлено, что в первые 10 лет со дня ввода в эксплуатацию установки по использованию ВИЭ тарифы на энергию устанавливаются на уровне тарифов для промышленных предприятий с применением повышающих коэффициентов, дифференцированных в зависимости от вида ВИЭ. В последующие 10 лет покупка энергии осуществляется с применением установленных в соответствии с законодательством коэффициентов, стимулирующих использование ВИЭ.

Кроме того, для производителей «зеленой энергии» установили налоговые льготы, а также предусмотрели возможность освобождения от уплаты таможенных пошлин ввозимого в страну технологического оборудования.

Этот закон стал серьезным стимулом для многих отечественных, а также зарубежных компаний, рискнувших прийти в Беларусь с проектами развития «зеленой энергетики» (окупаемость установок по ее производству в среднем составляет около 7 лет).

Однако, как видим, он не смог гарантировать инвесторам незыблемость правил игры на этом рынке.

Правда, как заверяли чиновники корр. «БР», условия по ранее заключенным инвестпроектам в сфере строительства установок для ВИЭ пересматривать не предполагается. Энергетики утверждают, что квотирование связано «не с закрытием рынка, а с конкурсом инвестпроектов — самых высокоэффективных проектов в пределах доведенной квоты».

На 2025 год установлен показатель по инфляции на уровне 5% — указ

Александр Лукашенко 1 октября подписал указы № 384, которым утверждены важнейшие прогнозные параметры развития страны на 2025 год, и № 385 о целевых показателях денежно-кредитной политики на 2025 год. Указ №384 устанавливает параметры роста: ВВП — 4,1% ; экспорт товаров и услуг — на 5,4%, рост инвестиций — 7,8% рост реальных располагаемых денежных доходов населения

Доллар подешевел на торгах на БВФБ 26 сентября

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Raiffeisen Bank продал свою долю в белорусском Приорбанке инвестору из ОАЭ

Австрийская банковская группа Raiffeisen Bank International (RBI) продала свою долю в белорусском Приорбанке.  В начале 2024 года Raiffeisen Bank International AG сообщал, что намерен продать 87,74% своих акций в ОАО «Приорбанк» и его дочерних компаниях инвестору из ОАЭ Soven 1 Holding Limited. 20 сентября Прирбанк распространил пресс-релиз, в котором говорится о заключении договора купли-продажи. Сумма

Назначена дата президентских выборов в Беларуси — 26 января 2025 года

Сегодня, 23 октября на заседании Палаты представителей Национального собрания Беларуси было принято решение о проведении выборов президента. Они пройдут 26 января 2025 года. «Согласно ст.81 Конституции Республики Беларусь, ст.56 Избирательного кодекса выборы Президента Республики Беларусь назначаются Палатой представителей не позднее чем за пять месяцев и проводятся в воскресенье не позднее чем за два месяца до

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,