Государство оказалось не в состоянии стимулировать ее развитие в прежних масштабах

В Беларуси изменены условия инвестирования в строительство объектов возобновляемой энергетики. Теперь правительство будет квотировать объемы вырабатываемой на возобновляемых источниках энергии, хотя доля ВИЭ в энергобалансе Беларуси по-прежнему остается мизерной — около 1%.

Нововведения в сфере «зеленой энергетики» предусмотрены Указом № 209 «Об использовании возобновляемых источников энергии», который Александр Лукашенко подписал 18 мая.

По информации пресс-службы президента, в целях создания более благоприятных условий для инвестирования в строительство объектов возобновляемой энергетики и предоставления гарантий государства по защите инвестиций в такие объекты указом предусматривается закрепить неизменными повышающие коэффициенты, применяемые при определении тарифов на электрическую энергию, производимую установками по использованию возобновляемых источников энергии, в течение 10 лет с даты ввода установок в эксплуатацию.

Документ также предусматривает дифференциацию повышающих коэффициентов не только в зависимости от вида возобновляемых источников энергии, но и от иных параметров установок (электрическая мощность, срок службы оборудования на дату ввода установок в эксплуатацию и другие).

Правительству предоставлено право на установление и распределение квот на строительство установок по видам (энергия солнца, ветра, воды, биогаз) для определения экономически оправданных объемов их строительства, исключения чрезмерного развития по отдельным направлениям, обеспечения выбора наилучших технических предложений и наиболее экономически совершенных установок.

Минэнерго настояло 

Документ пролоббировало Минэнерго Беларуси. Министр энергетики Беларуси Владимир Потупчик еще в феврале 2015 года сообщил журналистам, что государство будет квотировать объемы вырабатываемой на возобновляемых источниках энергии. Основной аргумент Минэнерго в пользу квот: «зеленая энергетика» не по карману государству. Как отмечают энергетики, «Белэнерго» должно покупать эту энергию по тарифу 41 цент за 1 кВт.ч при себестоимости 9 центов, а всю разницу приходится оплачивать энергетикам.

В гособъединении подсчитали, что в 2014 году «Белэнерго» потратило на оплату «зеленой энергии» 29 млн. долларов, а в этом году сумма может увеличиться до 40 млн. Таким образом, говорят энергетики, «мы практически отвлекаем капитал от своей инвестдеятельности и стимулируем вывоз капитала».

Чтобы не допустить этого, «Белэнерго» еще в конце 2014 года направило в адрес РУП-облэнерго письмо о приостановлении выдачи технических условий на подключение к сетям энергосистемы установок с использованием ВИЭ. Как потом поясняли энергетики, таким образом они хотели остановить бум, связанный с получением разрешений на строительство «зеленых» энергоустановок, который активизировался вслед за тем, как «Белэнерго» приступило к подготовке введения квот.

Однако заморозить выдачу техусловий под строительство установок для ВИЭ не позволил белорусский антимонопольный регулятор – Минэкономики. Министерство указало на то, что своими действиями «Белэнерго» нарушило антимонопольное законодательство и предписало гособъединению отозвать свое письмо.

«Белэнерго» пришлось подчиниться этим требованиям.

Тогда было понятно, что «схватка» антимонопольного органа и энергетиков вряд ли завершится победой первого. Ведь сторонники новаций запаслись весомыми аргументами, чтобы доказать: стимулировать развитие «зеленой энергии» в прежних масштабах бюджет страны не в состоянии.

Романтический период для ВИЭ завершился

Подстегнуть развитие «зеленой энергии» в Беларуси помогла, как ни странно, Россия. Несколько лет назад российское руководство всерьез вознамерилось перевести ближайшего союзника на рыночные «рельсы», и прежде всего в сфере поставок энергоресурсов. В частности, цену поставок газа в Беларусь в то время РФ привязала к европейской формуле, что вызвало серьезную озабоченность белорусского руководства.

О степени этой озабоченности может свидетельствовать следующий факт: 27 декабря 2010 года – невиданно оперативно по белорусским меркам – в Беларуси был принят Закон № 204-3 «О возобновляемых источниках энергии» (вступил в силу через полгода). А замаячившая на горизонте перспектива покупать газ в России по ценам, близким к мировым, предопределила либеральный дух этого документа.

Новый закон гарантировал производителям «зеленой энергии» не только право на подключение к государственным энергетическим сетям установок по использованию ВИЭ, но и на покупку государственными энергоснабжающими организациями всей произведенной из этих источников энергии.

При этом законодательно было установлено, что в первые 10 лет со дня ввода в эксплуатацию установки по использованию ВИЭ тарифы на энергию устанавливаются на уровне тарифов для промышленных предприятий с применением повышающих коэффициентов, дифференцированных в зависимости от вида ВИЭ. В последующие 10 лет покупка энергии осуществляется с применением установленных в соответствии с законодательством коэффициентов, стимулирующих использование ВИЭ.

Кроме того, для производителей «зеленой энергии» установили налоговые льготы, а также предусмотрели возможность освобождения от уплаты таможенных пошлин ввозимого в страну технологического оборудования.

Этот закон стал серьезным стимулом для многих отечественных, а также зарубежных компаний, рискнувших прийти в Беларусь с проектами развития «зеленой энергетики» (окупаемость установок по ее производству в среднем составляет около 7 лет).

Однако, как видим, он не смог гарантировать инвесторам незыблемость правил игры на этом рынке.

Правда, как заверяли чиновники корр. «БР», условия по ранее заключенным инвестпроектам в сфере строительства установок для ВИЭ пересматривать не предполагается. Энергетики утверждают, что квотирование связано «не с закрытием рынка, а с конкурсом инвестпроектов — самых высокоэффективных проектов в пределах доведенной квоты».

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Избран новый председатель Палаты представителей Нацсобрания

Председателем Палаты представителей восьмого созыва стал бывший руководитель Администрации Александра Лукашенко Игорь Сергеенко. Такое решение было принято на ее первом заседании. Игорь Сергеенко сменил на посту председателя Палаты представителей Владимира Андрейченко, который занимал этот пост 16 лет. В новом составе Палаты представителей будут работать 20 депутатов предыдущего созыва, а также 27 депутатов местных советов 28-го

Беларусь приостанавливает 27 договоров об избежании двойного налогообложения

В соответствии с постановлением Совмина Беларуси от 7 марта 2024 г. № 164 «О налогообложении» Беларусь приостанавливает по 31 декабря 2026 г. включительно исполнение положений международных соглашений об избежании двойного налогообложения согласно приложению, которое также утверждено постановлением. В приложении перечислены 27 стран и соглашений с ними. Эти страны считаются белорусским правительством недружественными, так как ввели

Назначен новый министр здравоохранения

Александр Лукашенко сегодня сменил министра здравоохранения Беларуси. Новым министром здравоохранения стал Александр Ходжаев. До этого он возглавлял РНПЦ психического здоровья, а ранее работал в главном управлении организации медицинской помощи Министерства здравоохранения. С ноября 2020 года Минздрав возглавлял Дмитрий Пиневич.  Сегодня Лукашенко заявил, что видит его в другой должности.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,