Беларуси пока не удается перейти к инвестиционному сотрудничеству с Китаем.

Трехдневный государственный визит в Беларусь председателя Китая официальным руководством страны уже назван эпохальным. В этой связи хотелось бы получить ответ на один вопрос: а удалось ли благодаря этому визиту двум странам наконец-то перейти от кредитного сотрудничества к инвестиционному?

Попытки выйти на другой уровень

Официальный Минск уже несколько лет пытается изменить статус отношений с одним из главных своих кредиторов — Китаем. Ведь пока Китай остается для Беларуси источником дешевых миллиардных кредитов, что серьезно отягощает кредитную нагрузку.

Между тем, с учетом того, что в этом году в Беларуси пройдут президентские выборы, сейчас для белорусской власти важно не только обеспечить стабильность на финансовом рынке, но и по максимуму сохранить в своих руках «вкусные» предприятия. Не продать их России, к чему постоянно подталкивает ее руководство, пытаясь форсировать реализацию 5 интеграционных проектов, — что называется, не «дрогнуть» в весьма непростой финансовой ситуации, чтобы было потом чем поторговаться с Кремлем (в том числе за новые кредиты).

Чтобы сохранить экономическую стабильность в стране и при этом не поступиться собственностью, для белорусских властей очень важно сегодня обеспечить приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ).

Понятно, что привлечь европейские ПИИ в больших объемах весьма проблематично, поскольку это потребует проведения экономических реформ. А вот Китай подобных требований белорусскому руководству не выставляет, — почему бы не воспользоваться возможностями этой сверхдержавы? Известно, что Китай обладает, пожалуй, самыми большими в мире инвестиционными ресурсами.

Пока вместо ПИИ Китай открыл для Беларуси кредитную линию для Беларуси на $15 млрд., и примерно 1/3 этой суммы Беларусь уже выбрала. Однако связанные китайские кредиты уже становятся обременительными, поскольку увеличивают внешний долг страны. Белорусскому руководству хочется выскользнуть из кредитных клещей Китая – перейти на иной уровень сотрудничества — инвестиционный.

Тем не менее прямых инвестиций из Китая в Беларуси практически нет. Объем ПИИ из Китая в Беларусь в 2010 году составил $28,5 млн., в 2011 году — $9,4 млн., в последние годы он вырос незначительно.

Во время визита экс-премьера Беларуси Михаила Мясниковича в Китай в январе 2014 года была подписана дорожная карта сотрудничества на ближайшие 5 лет (2014-2018 годы). В ней сказано, что стороны переходят на принципиально новый уровень экономических взаимоотношений — от торгового и кредитного сотрудничества к инвестиционному.

В дорожную карту включено более 150 проектов, в том числе более 10 проектов связаны с производством новых строительных материалов с использованием цемента в качестве сырья. Недавно в Беларуси  за счет китайских кредитов завершилась модернизация белорусской цементной отрасли. Программа модернизации этой отрасли разрабатывалась 5 лет назад на фоне строительного бума и дефицита цемента, при этом  сроки реализации проектов неоднократно переносились. За 2008-2013 годы в модернизацию цементной отрасли было вложено $1,2 млрд. В результате производство цемента в Беларуси к концу 2013 года увеличилось в разы, но к этому времени ситуация на рынке принципиально поменялась — строительный бум закончился. Как следствие, сегодня в Беларуси работает 4 цементных завода, и практически все они переживают серьезные проблемы.

Великий камень преткновения инвестиций

По замыслу белорусского руководства, восполнить пробел китайских ПИИ в отечественную экономику должен масштабный инвестпроект по строительству Китайско-белорусского индустриального парка. Беларусь создала беспрецедентные условия льготного режима налогообложения для резидентов парка. Это так называемая схема «10+10»: в первые 10 лет резиденты Китайско-белорусского индустриального парка освобождаются от налогов, а в следующие 10 лет  налогообложение будет составлять половину от действующего.

Ранее А. Лукашенко заявлял, что реализация этого проекта позволит стране дополнительно получить $45 млрд. «Они готовы привлечь самые передовые компании в нашу страну. Это выгодно нам и Китаю, другим — не очень», — сказал он.

В то же время посол КНР в Беларуси Гун Цзяньвэй в интервью газете «Республика» в октябре 2013 года пояснил, что основная идея индустриального парка  заключается в том, чтобы сначала создать промышленную площадку с привлекательным инвестиционным климатом. «Здесь будут работать не только китайские и белорусские инвесторы, но и, я бы подчеркнул, главным образом инвесторы из третьих стран, инвесторы с мировыми именами», — дипломатично заметил Гун Цзяньвэй.

Но инвесторов из третьих стран еще надо дождаться.

Во время минских переговоров Китайско-белорусскому индустриальному парку «Великий камень» было уделено особое внимание, поскольку он должен стать, как было сказано, «важной узловой платформой инициативы Си Цзиньпина по возрождению «Экономического пояса Шелкового пути».

По словам заместителя начальника отдела департамента Европы и Азии Министерства коммерции КНР Чжан Дун, общий объем инвестиций первых 15 резидентов индустриального парка «Великий камень» составит около $2 млрд. В то же время министр экономики Беларуси Владимир Зиновский оценил перспективы привлечения ПИИ в «Великий камень» более оптимистично. «Мы ожидаем серьезный экономический эффект от реализации этого проекта. Так, рост суммарных инвестиций до 2020 года просчитывается на уровне $3,5 млрд.», — сказал он.

Но пока это всего лишь предположения.

Во время визита китайского лидера в Беларусь первым 7 резидентам Китайско-белорусского индустриального парка вручены свидетельства о регистрации (правда, эти резиденты не назывались). Пока известно, что среди первых — китайские корпорации Huawei и ZTE. С Huawei есть договоренность, что под их нужды будет построен административный корпус, где расположится научный центр по разработке и продвижению софта. ZTE планирует организовать собственное производство в области 4G. Ведется работа и с другими инвесторами.

Руководство «Великого камня» обменялось соглашениями о намерении стать резидентами парка с представителями 14 компаний. Прорабатывается вопрос вхождения корпорации China Merchants Group в состав СЗАО «Компания по развитию индустриального парка» с долей 20%. Это будет второй по размеру доли крупный акционер после «Синомач».

Кредитное многоточие

Пока же, как очевидно, основная ставка в отношениях с Китаем прежняя – привлечение кредитов.

Министр экономики Беларуси Владимир Зиновский заявил, что Китай выделит Беларуси более $7 млрд. кредитов. По его словам, $3 млрд. – это льготное кредитование, еще $4 млрд. – это коммерческий кредит банкам для финансирования бизнес-проектов. Льготный кредит — приблизительно под 2% годовых (конкретная ставка отрабатывается с Министерством коммерции КНР), — деньги пойдут в основном на развитие малого и среднего бизнеса. Отдавать полученные средства по кредиту через нужно будет через 15 лет. По оценкам белорусской стороны, «это очень выгодные условия».

Заместитель главы Администрации президента Николай Снопков в белорусском телеэфире поднял ставки еще выше и сообщил, что портфель договоренностей по итогам государственного визита председателя Китая Си Цзиньпина составляет около $18 млрд. «Полагаем, что сумма в $18 млрд. не является окончательной точкой», — отметил также Н. Снопков.

Сколько из этой предполагаемой суммы составляют ПИИ, Н. Снопков не уточнил.

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,