Часто бывает, когда желаемое выдается за действительное. На самом деле заявленная сенсация оказывается рядовым пиаром. То есть сознательным отклонением масштаба и сути реального события в пользу корыстного транслятора.

Например, все вдруг заговорили, что КНР выделяет Беларуси огромные, небывалые в ее истории кредиты, с размерами которых (а по заявлениям чиновников речь идет о 7 млрд. USD) не могут сравняться крупнейшие ее партнеры и международные институты.

Например, ни Россия, ни МВФ до сих пор не делали ничего подобного.

Анализ показывает, что на самом деле китайские кредиторы имеют очень специфичные интересы в Беларуси, которые не совсем совпадают с интересами ее властей. И объявленная крупная дача денег на обычные товарные кредиты, которые обязывают Беларусь покупать только китайские (и никакие другие) товары, оплачивая их на обычных условиях.

Это похоже на обычный потребительский кредит, который предоставляет покупателю большую свободу в выборе товара и более льготный режим расчета.

В определенных условиях, когда страна не имеет возможности купить нужные товары на свободном рынке, она может получить их у конкретного продавца на его условиях.

Часто такие схемы вынужденно применялись в отношениях между Беларусью и Россией. Но даже она, всегда заинтересованная в белорусских делах, не злоупотребляла такой практикой. Хотя у нее были возможности для этого.

Например, на Россию приходится львиная доля внешней торговли Беларуси. От нее напрямую зависят экспортные поставки белорусских товаров другим странам, для производства которых используется в основном российское сырье. В прошлом кризисном году товарооборот с Россией составил 48,8% от общего внешнеторгового оборота Беларуси, а доля Китая – всего 3,9%.

Даже торговля с послереволюционной и воюющей Украиной была более оживленной (7,5% оборота) и вполне успешной в сопоставлении с применяющими санкции против России Германией и Польшей (5,3 и 3,1%), с Литвой – 1,8%. То есть количественные показатели объемов вполне сопоставимы. Но сравнив, например, масштабы литовской экономики и китайской, можно признать, что Литва проявляет очевидную заинтересованность в сотрудничестве, а Китай преследует в этом деле не совсем понятные цели.

Торговля Беларуси со своими основными европейскими соседями выглядит относительно сбалансированной, благодаря чему выравнивается стабильно отрицательное сальдо в торговле с ТС и ЕЭП. В прошлом году Беларусь в торговле со странами — участницами евразийской ориентации имела отрицательное сальдо в размере 6,36 млрд. USD, в торговле с ЕС – плюс 1,31 млрд. USD.

Немного, но и не мало. Но в силу сложившихся обстоятельств рассчитывать на улучшение пока не приходится.

При этом в товарообороте с Литвой белорусский экспорт составил 74%, с Украиной – 70,4%, даже с Италией – 48,4%, с Германией – 40,3%. Получается, что больше половины (или около того) приходится на экспорт в Евросоюз. Из ЕС импортируется не только ширпотреб, но ввозятся и факторы производства и технологии.

На этом фоне торговля с Китаем выглядит удручающе. Например, белорусский экспорт в Украину превысил 4 млрд. USD, в Литву – 1 млрд. USD. А китайцы, купив белорусских товаров всего на 641,5 тыс. USD, экспортировали в Беларусь продукции на 2,37 млрд. USD.

Таким образом, отрицательное сальдо превысило 1,7 млрд. USD.

Часто сетуют на несправедливость судьбы, которая практически лишила Беларусь собственных экономических ресурсов и предопределила ее зависимость от России. Благодаря этому сложилась хроническая диспропорция, которая постоянно угрожает независимости страны. Но от китайского сырья Беларусь практически не зависит. Наоборот, Китай заинтересован в экспорте белорусского калия. И в такой благоприятной ситуации возникла фактически колониальная зависимость приоритетного продавца от весьма сговорчивого покупателя. У него можно было добиваться преференций для взаимовыгодного сотрудничества: договариваться о ценах, о льготных условиях продаж и транспортировки сырья. Можно было просить о финансовой помощи.

Но нельзя было соглашаться на масштабное кредитование экономики, которая фактически отдается в аренду кредитору.

Внешне все это напоминает ленд-лиз (что означает давать взаймы, сдавать в аренду), в соответствии с которым союзники оказывали техническую помощь Советскому Союзу. При этом поставленные материалы (машины, военная техника, оружие, сырье, другие товары), уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежали оплате. Оставшееся после войны пригодное для мирного использования имущество оплачивалось частично на основе долгосрочных кредитов (в основном беспроцентных займов). Уцелевшую технику и оборудование в случае заинтересованности американской стороны возвращали в США.

А чаще она оставалась в СССР, поскольку союзник сочувственно относился к его бедам.

В итоге советский долг по ленд-лизу был выплачен только в 2009 году уже Российской Федерацией, который составил около 1% суммарной стоимости всех поставок.

То есть оплата ленд-лиза не оказалась обременительной для СССР. С другой стороны, американская техника, оборудование и технологии были освоены в производстве и позволили повысить технологический и технический уровень советской промышленности.

Иное дело сейчас. Китай поставляет в Беларусь свои технологии, оборудование, проектирует и сам строит сооружения, которые передаются Беларуси для эксплуатации — прибыльной или убыточной, но за нее надо заплатить.

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,