Проект президентской директивы «О дополнительных мерах по развитию предпринимательской инициативы и стимулированию деловой активности в Республике Беларусь», внесенный в конце апреля на рассмотрение в правительство, коренным образом от действующей Директивы № 4 не отличается.

Наивно было бы ожидать, что в очередном декларативном документе власти вдруг пропишут реальные рецепты реформ. Но не станем спорить с тем, что экономические лозунги сами по себе иногда нуждаются в ребрендинге. Хотя бы потому, что, освежив их, можно начать с чистого листа и не вспоминать об уже обещанном, но практически не выполненном.

Бросается в глаза то, что в проекте новой директивы значительно меньше «лирики», чем в тексте ее предшественницы. Здесь нет ни пафосного зачина о том, как «наша страна славится трудолюбивыми, образованными и талантливыми людьми», ни финального призыва президента к госорганам чтить и выполнять букву документа. Не исключено, конечно, что допишут, но пока – сугубо деловой стиль письма.

В целом структура нового документа практически целиком повторяет структуру Директивы № 4. С одной стороны, это вполне логично, поскольку разработчики представляют новую директиву продолжением действующей. С другой стороны, это навевает мысли о том, что «ремонт» плановый и косметический.

Директива № 4 обещала дальнейшее развитие добросовестной конкуренции независимо от формы собственности бизнеса, ради чего должен был произойти переход к рыночным механизмам ценообразования с исключением вмешательства госорганов в этот процесс. Госрегулирование цен было решено сохранять только на так называемые социально значимые товары и на продукцию монополистов.

В проекте нового документа формулировка несколько иная: исключить необоснованное вмешательство органов госуправления в процесс ценообразования, за исключением временного введения регулирования в форс-мажорных ситуациях.

Но вопрос в том, что именно подразумевается под обоснованным вмешательством и форс-мажором. Если это события на валютном рынке, подобные декабрьским, тогда логика разработчиков ясна. В таком случае можно и дальше отпускать цены, но в предвкушении очередной девальвации одним постановлением зажать их так, чтобы и пикнуть не успели. Риторика А. Лукашенко в последнее время лишь подтверждает то, что идея жесткого ценового регулирования продолжает оставаться навязчивой.

Вместе с тем проект новой директивы развитие добросовестной конкуренции трактует гораздо шире, чем это было в первом документе. Так, предложено законодательно закрепить разделение функций государства как регулятора и как собственника; заявлено, что господдержка должна выделяться организациям независимо от формы собственности на конкурсной основе.

Привлекательно выглядит и предложение об установлении упрощенного порядка продажи госпредприятий как имущественных комплексов и доли государства в уставных фондах, если она не превышает 50%. Но на практике это может оказаться лишь очередным имитирующим приватизацию эпизодом.

С базами данных неиспользуемой государственной недвижимости вроде бы разобрались, теперь составим список неиспользуемых станков и оборудования, чтобы распродать их предпринимателям. Верится в это слабо, а в реальность намерений передать арендаторам в частную собственность арендуемые более трех лет площади не верится совсем.

Хотя разработчики нового документа пытаются переубедить в этом скептиков. Если Директива № 4 провозглашала преимущественное право арендатора на выкуп помещения, то теперь анонсировано создание исчерпывающего перечня критериев, при выполнении которых субъекту хозяйствования не может быть отказано в приобретении этого имущества. Вопрос, естественно, в цене. Но об этом пока ничего не сказано.

Проект новой директивы предлагает исключить возможность пересмотра размеров уставных фондов хозяйственных обществ, определенных на дату преобразования государственных унитарных предприятий в ОАО, за исключением случаев недостоверной оценки вкладов в уставный фонд, а также установить пресекательный срок для подачи иска о переоценке, который должен ограничиться тремя годами.

Пожалуй, это одно из самых смелых предложений. Но если явная отсылка к скандальным событиям с «Коммунаркой» в 2012 году и является их переосмыслением, то не факт, что точку зрения Минэкономики разделяют вышестоящие чиновники. Ведь и законопроект о приватизации, который позволял бы представителям государства «рулить» во всех акционерных обществах, вызывал критику в ведомстве, но, несмотря на это, успел пройти первое чтение в Национальном собрании.

Авторы новой директивы обещают «разработать законодательные основы для создания саморегулируемых организаций с предоставлением таким организациям возможности выполнения функций, выполняемых в настоящее время органами государственной власти и управления, но не свойственных им». Замечательно, давно пора. Но как это состыкуется с моделью функционирования экономики, которую в недавнем послании озвучил президент: «Правительство управляет экономикой в целом, министры – отраслями, губернаторы – регионами, директора –предприятиями»? О возможности создания и функционирования саморегулируемых организаций в стране, где правят «ствол и ветви», можно рассуждать долго, но безрезультатно.

Среди предложений, содержащихся в проекте, есть фраза об организации обязательной оценки регуляторного воздействия для проектов нормативно-правовых актов, касающихся бизнеса. Союзы предпринимателей добиваются этого давно, нужны гарантии того, что подобная оценка не превратится в череду формальностей.

Согласимся, что без новой директивы о поддержке предпринимательства в предвыборном 2015 году обойтись сложно. Вот только макроэкономические условия сегодня куда хуже, чем 5 лет назад. И если это стало хотя бы одной из причин подготовки документа, тогда в истинность этих намерений отчасти хочется поверить.

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,