29.04.2015, 13:27
Родина, какая она есть
Это не безразличие. Это выразительное молчание, которое воспринимается как самая пламенная декларация.
Впрочем, никто, и в первую очередь власти предержащие, в любимом всеми демократическом Отечестве не запрещают гражданам выражать свою волю словами. Но устои явно пошатнулись. И несущие конструкции, и «скрепы», которые цементируют режим, объединяют власть и народ в державный монолит. Строилось на века, но трещинки пошли по фасаду.
В таких ситуациях народ предпочитает не высовываться, поэтому на профессионально говорливых особ нагрузка удваивается. Должностным лицам, общественным деятелям, специалистам и экспертам надлежит не только озвучивать аномалии, но и интерпретировать их.
Например, еще год-полтора назад никто не обращал внимания на известный трюизм, который исчерпывающим образом определял отношения общества и армии.
А ныне заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Виктор Русак, прибегая к испытанной формуле: «Если не хочешь кормить свою армию, то будешь кормить чужую», — формально извинился перед журналистами за свои скромные риторические способности. Но содержательно эта формула приобрела многозначность.
Да, в Беларуси пока не было исключений из правила, ее армия ведет себя безукоризненно. Отметим: в мирное время. Год назад Украина тоже ни с кем не воевала, имела армию в Крыму, кормила ее и, как могла, лелеяла, пока та в одночасье не перешла на сторону противника. Поддалась малой угрозе. Не танкам, не пушкам, а считанным «зеленым человечкам», которые якобы заблудились на чужой суверенной территории и посчитали ее своей.
Увидели, что «удачно зашли». Как рецидивист Милославский в квартиру к дантисту Шпаку! Надо сказать, киношная милиция идентифицировала вора, наладила за ним погоню, правда, неудачную, но зато сохранила интригу для будущих фильмов.
История, которая случилась год назад в Крыму, тоже не завершилась. По всем законам жанра, она только начинается. Как извечная игра в «своих» и «чужих», в которой на задания уходят два бойца-друга, один их которых работает на Юстаса, второй — на Алекса, но и тот и другой подрабатывают на стороне, оправдываясь недостаточностью денежного и вещевого содержания у основного заказчика.
Социологи из самых авторитетных и самых ангажированных считают, что белорусы примерно поровну делятся на (условно) русо- и еврофилов. Если наоборот -то на на русо- и еврофобов. При этом в репрезентативной группе военнообязанных меньше, чем тех, кто отчетливо заявляет, что будет защищать Беларусь (в случае войны).
Что сказать на сей счет? С воинами замечательно поработали идеологи. Благодаря им предельно конкретное и емкое понятие «Родина» расплылось в мозгах. Военные приравняли себя к пролетариям: кто им больше заплатит, там и будет их Отечество.
Идеологи, как и прежде, много говорят. Например, о том, что воины должны обеспечить предстоящую политическую кампанию. Те демонстрируют преданность. Но в большинстве своем молчат, в том числе общаясь и с женами, и с любовницами. Ведь, как показала жизнь, предать способна каждая, в том числе по причине женской конкуренции.
Вместе с возникновением государства появились и армии, а вместе с ними возник вопрос: зачем? Например, бывают потешные войска, бывают и монархи шутами, но, как правило, речь идет о вещах серьезных. Поэтому любой глава государства, его правительство, формируя военный бюджет, непременно задумывается, какую армию он создает.
Возможно, такую (непобедимую и легендарную), которая банально проспала гибель СССР, возможно, такую, которая год назад защищала суверенитет Украины в Крыму?
Один отказ, второй: Так появляется практика, когда войска первыми покидают поля сражений. Поэтому, поздравляя свое войско с праздником (как у нас), правитель должен думать, ту ли армию он кормит.
Экономисты утверждают, что в последние 20 лет белорусы «семимильными шагами» поспешали за благополучием. Но социальные психологи тревожатся: не обгоняет ли физический рост народа его морально-политическое развитие? Они радовались плодам «социальной экономики» и не задумывались о цене, которую пришлось заплатить. При этом плохо учились, и потому с трудом понимают разницу между комфортным вассалитетом и независимостью.
Материал выходил в газете «Белорусы и рынок» (№ 9/2015).