К числу подозрительных финансовых операций в Беларуси отнесено приобретение физическими лицами пенсионного возраста иностранной валюты в сумме, превышающей 500 базовых величин.

На сегодня это около 6 тыс. USD. Такой критерий установлен в Инструкции о требованиях к правилам внутреннего контроля финансовых организаций РБ в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и распространения оружия массового поражения, утвержденной правлением Национального банка РБ 24.12.2014 года № 818.

Решение отнести людей пенсионного возраста к подозрительным лицам обосновано тем, что, как считают в Нацбанке, они с высокой степенью вероятности не в состоянии получать необходимый для подобных операций доход. Такое же правило действует в отношении несовершеннолетних лиц, покупающих валюту.

Всего Нацбанк установил 45 критериев и признаков подозрительных операций. Всем жителям Беларуси крайне полезно ознакомиться с ними, так как иногда довольно безобидные действия могут быть расценены банками как подозрительные.

Больше 12 тыс. USD не покупать

В частности, банкам следует считать подозрительным осуществление клиентом ряда финансовых операций в размере, близком по значению или превышающем 1.000 базовых величин (около 12 тыс. USD). Это, в частности, операции на международном валютном рынке

Forex, внесение и снятие со счетов наличных денежных средств, покупка- продажа наличной иностранной валюты, платежных документов в иностранной валюте, ценных бумаг и других высоколиквидных активов, если информация, имеющаяся у банка в отношении данного клиента, не позволяет определить источник происхождения денежных средств.

Таким образом, любой житель Беларуси попадает под подозрение при покупке валюты в размере свыше 12 тыс. USD или даже на близкую к этой величине сумму.

Впрочем, данный признак не применяется при осуществлении межбанковских и финансовых операций, совершаемых с депозитами, а также при внесении в кассу банка выручки от организаций, индивидуальных предпринимателей для ее зачисления на свои текущие банковские счета.

Осторожными физическим лицам надо быть и при получении переводов из-за рубежа. Подозрительным, в соответствии с рекомендациями Нацбанка, является систематическое получение физическими лицами денежных переводов без открытия счета от одного или нескольких физических лиц из одного региона иностранного государства на общую сумму, превышающую 500 базовых величин.

Но под подозрение можно попасть и при получении меньшей суммы. Это произойдет в том случае, если перевод или поступление денежных средств осуществляется с использованием анонимного (номерного) счета. Под использованием анонимного (номерного) счета в Нацбанке понимают перевод средств за границу или поступление средств из-за границы, когда на основании информации, имеющейся у лица, осуществляющего финансовые операции, не удается установить личность, на имя которой либо от имени которой осуществлен данный перевод.

Спешить в банке не стоит

Вообще, посещая банки, следует быть осторожными. К признакам подозрительных операций отнесены необычность в поведении клиента при заключении договора на осуществление финансовых операций в письменной форме. Это относится к действиям при открытии счета или осуществлении финансовой операции от своего имени и в своих интересах, дающим основания полагать, что клиент действует в интересах третьего лица. По мнению Нацбанка, необычными являются нервозность, неуверенность, агрессия, присутствие лиц, руководящих действиями клиента, либо обращение клиента по телефону к другим лицам за советом по незначительному поводу.

Кроме того, банки должны считать подозрительными необоснованную поспешность в проведении финансовой операции, на которой настаивает клиент.

Еще одним признаком подозрительных операций в Нацбанке считают пренебрежение клиентом заведомо более выгодными условиями осуществления финансовой операции (тариф комиссионного вознаграждения, ставки по вкладам и т. д.), предложение клиентом заведомо необычно высокого вознаграждения или вознаграждения, отличающегося от обычно взимаемого при оказании такого рода услуг.

Кроме того, подозрительными решено считать целый ряд операций, величина которых превышает 2 тыс. базовых величин, то есть около 24 тыс. USD.

Это, в частности, досрочное (как правило, в течение 6 месяцев после
получения) погашение на сумму более 2 тыс. базовых величин кредита, полученного физическим лицом, если имеющаяся у банка в отношении этого клиента информация не позволяет определить источник финансирования кредитной задолженности.

Это также разовое или неоднократное в течение анализируемого периода внесение физическим лицом наличных денежных средств на общую сумму, превышающую 2 тыс. базовых величин, связанное с приобретением имущества, если информация, имеющаяся у банка в отношении данного клиента, не позволяет определить источник происхождения денежных средств.

Мошенников хватает

Нацбанк пытается бороться с помощью банков и с широко распространенным способом отмывания денег посредством заключения договоров на проведение фиктивных маркетинговых исследований. Для этого он установил правило, согласно которому подозрительным считается разовое или неоднократное в течение анализируемого периода перечисление или получение клиентом банка денежных средств в размере, превышающем 2 тыс. базовых величин, в рамках договоров, предусматривающих оказание маркетинговых, консультационных или исследовательских услуг.

Надо признать, что необходимость в выявлении подозрительных финансовых операций в Беларуси имеется. Так, в 2014 году органами финансовых расследований Комитета государственного контроля РБ было выявлено 1.021 преступление, из которых 365 относятся к категории тяжких. По результатам их работы в бюджет поступило 330,3 млрд. BYR, по фактам уклонения от уплаты налогов выявлено 358 преступлений.

В частности, была пресечена деятельность 327 лжепредпринимательских структур, на счетах которых заблокировано более 44 млрд. BYR. По фактам осуществления лжепредпринимательства выявлено 62 преступления. В сфере незаконной предпринимательской деятельности выявлено 139 преступлений, из них 19 — в отношении организованных групп.

В Беларуси существуют группы, профессионально занимающиеся мошенничеством в сфере финансов. Эти люди внешне выглядят как обычные бизнесмены, многие из них имеют легальный бизнес, который финансируется незаконно полученными деньгами.

В 2014 году было возбуждено уголовное дело в отношении такой группы лиц, которые получили доход в особо крупном размере — свыше 250 млрд. BYR. Группа проводила для субъектов хозяйствования реального сектора экономики и физических лиц фиктивные финансовые операции по перечислению, обмену, конверсии и обналичиванию денежных средств. Она использовали реквизиты, расчетные счета, печати и бланки бухгалтерских документов подконтрольной 71 лжепредпринимательской структуры, а также карт-счета и текущие счета 24 физических лиц.

Насколько действенными окажутся меры Нацбанка, сказать сложно. Как показывает опыт, мошенники обычно очень быстро приспосабливаются к ужесточению законодательства. Тем не менее их деятельность все же усложнится.

Материал выходил в газете «Белорусы и рынок» (№ 8/2015)

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,