29.04.2015, 13:35
На черный день

Согласовывая 16 марта 2015 г. назначение нового руководителя Минского завода колесных тягачей (им стал Игорь Летов), президент РБ особо подчеркнул необходимость сохранения данного предприятия в собственности государства, ведь интерес к нему проявляют многие.
«Никакой игры в продажу, перепродажу… Имейте в виду: ваша задача, любого руководителя, не продать предприятие, приватизировать его или еще как-то, а сохранить… Продукция, которая им производится, востребована на мировых рынках, особенно продукция по линии ВПК. Вы видите, какая обстановка в мире, сегодня все государства обратили взоры на обороноспособность. Но главное — сохранить коллектив и предприятие».
Это заявление в определенной степени стало неожиданностью для экспертного сообщества. Ведь еще 11 марта 2013 г. на встрече российского вице-премьера Аркадия Дворковича и первого вице-премьера Беларуси Владимира Семашко была достигнута принципиальная договоренность о вхождении Минского завода колесных тягачей в состав российского холдинга «РТ-Авто». Позднее этот проект был одобрен на уровне премьер-министров и президентов двух стран.
Насколько можно было понять из опубликованной тогда информации, на базе ОАО «Минский завод колесных тягачей «в 2014 г. планировалось создать структуру холдингового типа, которая должна была стать основным поставщиком в российскую армию и в гражданские отрасли специальных колесных шасси и тягачей, а также других видов автотехники специального и двойного назначения.
Предполагалось, что после проведения дополнительной эмиссии 75% минус одна акция ОАО «Минский завод колесных тягачей» будут приобретены по рыночной цене ОАО «РТ-Авто». Некоторые эксперты утверждали, что эта цена составит около 300 млн. USD. Деньги, вырученные от продажи акций, планировалось направить на модернизацию и техническое переоснащение предприятия.
Надо сказать, что результаты упомянутых выше договоренностей не во всем устраивали руководство Государственного военно-промышленного комитета Беларуси (которому до сего дня принадлежит 100% акций МЗКТ) и директорат самого предприятия. Для них предпочтительнее была бы «вертикальная интеграция» с предприятиями российского ВПК в соответствии с технологической цепочкой.
Об этом, в частности, неоднократно заявлял бывший генеральный директор МЗКТ (а ныне министр промышленности РБ) Виталий Вовк. По его мнению, такой вариант лучше для работы, а кроме того, «вертикально интегрированные структуры более живучие, чем горизонтальная кооперация».
Настоятельную же необходимость интеграции белорусского предприятия в структуру российского ВПК Виталий Вовк обосновывал потребностью в средствах для развития предприятия на перспективу. К 2017 г. МЗКТ должен в пять раз увеличить годовой объем выпуска продукции, а для этого нужно оплатить наращивание производственных мощностей. Не менее важен и стабильный доступ на основной для МЗКТ российский рынок.
Именно на этом аспекте предстоящей сделки делали особый акцент в Госвоенпроме Беларуси. По мнению руководства отрасли, «интеграция именно с российской компанией для МЗКТ неизбежна, потому что только в случае создания совместного предприятия мы получим равные права с другими российскими компаниями для доступа к российскому оборонному заказу».
Однако 6 декабря 2013 г. Александр Лукашенко высказался против передачи контрольного пакета акций Минского завода колесных тягачей иностранному собственнику: «Действительно, мы очень много сделали для этого завода, и я хотел бы, чтобы он процветал. Но меня удивляет то рвение, с которым сегодня, не знаю, завод или правительство хотят его продать. Я, конечно, категорически против этого».
Такое заявление дало основание ряду экспертов выразить сомнение в скорой продаже МЗКТ России. По их мнению, эту козырную карту белорусский президент придерживает до лучших (или, вернее сказать, до худших) времен. Которые, похоже, еще не наступили.
Материал выходил в газете «Белорусы и рынок» (№ 11/2015)