• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Изменение налогового законодательства, произошедшее в начале 2019 года, открыло новые перспективы в проведении налогового планирования в Республике Беларусь. Принятие новой редакции Налогового кодекса наряду с изменением подходов к проведению государственного выборочного контроля открывают перед белорусским бизнесом новые возможности для оптимизации уровня налоговой нагрузки в рамках действующего законодательства. При этом пожалуй впервые совокупный экономический эффект от мероприятий налогового планирования будет зависеть не только от знаний особенностей белорусского налогового законодательства, но и от особенностей организации бухгалтерского и налогового учета на предприятии, порядка доступа сотрудников предприятия к конфиденциальной информации. Только комплексный подход к налоговому планированию позволит бизнесу достичь реальной оптимизации уровня налоговой нагрузки на предприятия.

Налоговое планирование и Налоговый кодекс 2019

Принятие новой редакции Налогового кодекса в 2019 году существенно изменило порядок налогообложения в Республике Беларусь. При этом новации налогового законодательства настолько существенны и многочисленны, что в настоящее время их достоверно не знают не только представители бизнеса, но и сами налоговые инспектора. Чтобы адаптировать новую редакцию Налогового кодекса к белорусской практике потребуется не один год. А значит, на протяжении этого времени у бизнеса есть хорошая возможность оптимизировать уровень налоговой нагрузки в условиях сложившейся налоговой неопределенности. Для того, чтобы сделать это эффективно необходимо знать следующие особенности налогового планирования в Беларуси.

На практике основу налоговой нагрузки белорусского бизнеса формируют два налога: налог на добавленную стоимость и налог на прибыль. Именно налоговое планирование этих двух обязательных платежей зачастую является основой налоговой оптимизации белорусского бизнеса.

Налоговое планирование НДС тесно увязано с порядком предоставления электронных счетов-фактур по НДС (далее – ЭСЧФ). Особенностью предоставления ЭСЧФ является их двойной контроль со стороны продавца и покупателя. Исключением являются случаи выставления ЭСЧФ контрагентам, которые не являются плательщиками НДС в Беларуси: иностранные контрагенты, физические лица, субъекты предпринимательства, работающие на упрощенной системе налогообложения без НДС и т. д.

В этой связи налоговое планирование НДС в 2019 году должно базироваться на работе с контрагентами, не являющимися плательщиками НДС, или налоговое планирование НДС должно производиться в увязке с поставщиками и покупателями. То есть речь идет о комплексном налоговом планировании, когда предприятие контролирует сумму входного НДС и НДС, начисленного к уплате на основании ЭСЧФ.

Касательно налогового планирования налога на прибыль в 2019 году следует отметить изменение в новой редакции Налогового кодекса подходов к нормированию затрат, а также изменение перечня затрат, не учитываемых при исчислении налога на прибыль. В этой связи налоговая оптимизация налога на прибыль должна учитывать не только новации налогового законодательства по порядку исчисления налога на прибыль, но и новые методы налогового контроля, вступившие в силу в 2019 году.

Налоговое планирование других налогов, как то налог на недвижимость, земельный налог и так далее, должны проводиться с учетом новаций Налогового кодекса. Как правило, на практике готовых рецептов нет. Необходимо учитывать особенности работы предприятия, а также применяемую на предприятии систему налогового и бухгалтерского учета.

Новые методы контроля

Второй особенностью налогового законодательства 2019 года является введение новых методов налогового контроля, которые закреплены в пункте 4 статьи 33 Налогового кодекса. Законодательством установлено три случая возможной корректировки налоговой базы в пользу государства. В этой связи налоговое планирование должно учитывать неблагоприятные возможности налогового контроля и минимизировать их последствия для предприятия.

Так, при налоговом планировании следует избегать ситуаций, когда контролирующими органами могут быть установлены факты искажения сведений о совершении хозяйственных операций или об объектах налогообложения. На практике, как правило, речь идет о ситуациях несовпадения данных в бухгалтерском и (или) налоговом учете и данных, отраженных в налоговых декларациях. В этой связи более эффективным для предприятия могут быть случае не выработки схем налоговой оптимизации, а организации правильной системы бухгалтерского и налогового учета, проведение периодических аудиторских проверок для избегания нарушений налогового законодательства.

Второй метод налогового контроля заключается в определении хозяйственных операций, основной целью совершения которых является уход от уплаты налогов. На практике речь идет о «нетипичных» хозяйственных операциях или операциях, без которых предприятие «вполне могло бы и обойтись».

Например, зачем предприятию проводить маркетинговые исследования, если это не приводит к росту продаж или прибыли. Или зачем платить деньги дорогостоящим консультантам или управленцам, если это не сказывается на эффективности бизнеса, а только уменьшает сумму исчисленного налога на прибыль. Именно на такие ситуации обращают внимание контролеры во время проверок. И именно таких ситуаций следует избегать.

Третий метод налогового контроля связан с реальным отсутствием совершения хозяйственной операции, когда договора заключаются с лжепредпринимателями. Сразу же следует отметить, что это самый неэффективный и затратный метод налогового планирования, поэтому на практике его применять не следует.

Правда на практике бывают ситуации, когда предприятие пытаются наказать, используя методы и положения указа № 488.  В этом случае без помощи внешних консультантов зачастую не обойтись, так как необходимо доказывать не только факт совершения хозяйственной операции, но и оспаривать сумму возможных штрафных санкций. Без грамотной юридической и экономической помощи сделать это бывает практически невозможно. Поэтому, чтобы избежать излишнего государственного контроля, необходимо воспользоваться новациями порядка проведения выборочных проверок, вступившими в силу в 2019 году.

Выборочный государственный контроль

С 1 января 2019 года изменились подходы государства к проведению планового государственного контроля. Переход на плановые выборочные проверки не только существенно сократил количество проверок, но и повысил результативность данной формы контроля, то есть каждая налоговая проверка должна по идее сопровождаться и большей суммой штрафных санкций.

В этой ситуации для избегания излишнего налогового контроля каждое предприятие должно знать положения приказа Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 9 февраля 2018 года № 20 «Об утверждении критериев оценки степени риска в целях отбора проверяемых субъектов для проведения выборочной проверки». Знание особенностей данного нормативного документа существенно сократит вероятность проведения выборочной налоговой проверки белорусского предприятия или индивидуального предпринимателя.

Во вторых следует помнить, что положения пункта 5.4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 года № 7 «О развитии предпринимательства». Данным положением утвержден 5-летний срок исковой давности по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Исключение предоставлено только в случаях, когда налоговая проверка проводится за более длительный срок в соответствии с законодательством. Речь идет о проверках, назначенных по поручению Президента и иных высокопоставленных чиновников, или проверках, проводимых в рамках возбужденного уголовного дела. Также 5-летний период не применяется в тех случаях, когда в налоговые декларации вносились изменения и дополнения.

В этой ситуации важно, чтобы белорусское предприятие или индивидуальный предприниматель создавали как можно меньше поводов для назначения выборочной проверки, тогда не будет необходимости отстаивать свою правоту по результатам налогового планирования. В случае же, если выборочная проверка будет назначена, то необходимо быть готовым к отстаиванию своих прав в ходе налогового контроля.

В заключение отметим, высокоэффективным налоговое планирование будет только в том случае, когда оно проводится комплексно и им занимаются специалисты предприятия, которые владеют знаниями налогового законодательства, бухгалтерского учета, хозяйственного права и особенностей государственного контроля. При этом весь экономический эффект от налогового планирования существенно нивелируется в ситуации, когда информацией о методах налогового планирования владеют многие сотрудники. Это повышает риск утечки информации в контролирующие органы в случае увольнения сотрудников или их недовольства своим положением на предприятии.

В этой ситуации, если узкого специалиста по налоговому планированию на предприятии нет, то более предпочтительным является привлечение внешних консультантов по налоговому планированию, которые устранят проблему возможной утечки конфиденциальной информации. Главным фактором в этом случае является доверие к внешним консультантам и готовность следовать советам консультантов по налоговому планированию. В противном случае лучше не заниматься налоговым планированием бизнеса, а сразу следовать совету контролирующих органов: «Платите налоги и спите спокойно».

Тэги:

, , ,

ЕЦБ и ФРС спасают белорусскую экономику и рубль

Все знают, что Россия оказывает поддержку Беларуси в размере нескольких миллиардов долларов ежегодно. При этом как-то остается незамеченным, что в последние лет десять значительную помощь наша страна получает от США и ЕС, правда, не напрямую, а косвенно. Очередное решение, которое поддержит белорусскую экономику, Европейский центробанк принял на прошедшей неделе. Белорусской экономикой управляют правительство и Национальный банк

Прогноз курса рубля на неделю с 18 по 22 марта

Можно ожидать, что курс доллара на БВФБ на текущей неделе уменьшится примерно на 0,5-1% на фоне дальнейшего укрепления российского рубля. В понедельник 18 марта возможно снижение курса на доли процента. На прошедшей неделе прогнозировались колебания средневзвешенного курса доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже, и действительно, курс доллара в начале недели вырос, но затем снизился, и по

Специальные колесные тягачи и шасси: не туда заехали

Инициаторы программы «Платформа» любыми средствами пытаются замять тот факт, что сотни миллионов долларов, выделенных государством на ее реализацию, потрачены зря. Ибо они не годятся для замены в российской армии продукции Минского завода колесных тягачей. Специальные колесные шасси и тягачи (СКШТ) российского производства для размещения ракетных вооружений, созданные в рамках опытно-конструкторской работы «Платформа-О», приняты на вооружение

Правительство уточнило порядок бесплатного и льготного обеспечения лекарствами

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 марта 2019 года № 152 внесены коррективы в перечень заболеваний, дающих право гражданам на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, выдаваемыми по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств, при амбулаторном лечении, а также лечебным питанием. В частности, перечень дополнили заболевания: первичные иммунодефициты, легочная гипертензия, аутоиммунный гепатит, первичный склерозирующий

Беларусь исчерпала энергетические бонусы в формате «двойки»

Получить дополнительные энергетические преференции в рамках Союзного государства Беларусь вряд ли сможет: союзники по-разному понимают более глубокую интеграцию. Остается рассчитывать на льготы в формате евразийской «пятерки», а они будут на порядок ниже. Смириться с этим Минск не хочет, но других вариантов у него, похоже, сейчас нет.

Варианты для Беларуси и ее руководителя

В новогодние дни белорусов обрадовали социологи  Информационно-аналитического центра при Администрации президента (ИАЦ), обнародовав результаты  опроса населения по поводу ожиданий его от 2019 года. Оказывается, в народной среде преобладают хорошее настроение и чувство оптимизма — 64%. Правда, отметили президентские социологи, около четверти респондентов (28%) оказались относительно равнодушными к «новогодним переменам», но только 5% оказались в группе

Польский эксперт: белорусским предприятиям нужна интернационализация

Белорусский бизнес – вне зависимости от того, частный он или государственный — обязательно должен присутствовать на международных рынках, чтобы иметь дешевые деньги на развитие и получать твердую валюту за свою продукцию. «Только интернационализация может стать для белорусских предприятий достойным ответом на глобализацию мировой экономики», — подчеркнул председатель Польско-белорусской торгово-промышленной палаты Казимеж Здуновский на состоявшемся в

Прогноз курса российского рубля на 2019 год

Банк России с 15 января 2019 года собирается начать скупать валюту для предотвращения укрепления рубля, но одновременно готовится к его девальвации. Куда же двинется курс рубля? К числу загадок России можно, пожалуй, отнести и курс российского рубля. С 2014 года рубль подешевел по отношению к доллару примерно в 2 раза, хотя страна получает колоссальные доходы