• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Инициаторы программы «Платформа» любыми средствами пытаются замять тот факт, что сотни миллионов долларов, выделенных государством на ее реализацию, потрачены зря. Ибо они не годятся для замены в российской армии продукции Минского завода колесных тягачей.

Специальные колесные шасси и тягачи (СКШТ) российского производства для размещения ракетных вооружений, созданные в рамках опытно-конструкторской работы «Платформа-О», приняты на вооружение армии России, сообщило на днях информационное агентство ТАСС.

Как рассказал агентству собственный источник в оборонно-промышленном комплексе России, эти СКШТ должны заменить белорусские многоосные транспортеры МЗКТ-79221, которые сегодня используются в подвижных грунтовых ракетных комплексах (ПГРК) «Тополь-М» и «Ярс».

По сведениям этого источника, в составе первой партии СКШТ российская армия получит пять машин из семейства «Платформа-О»: три шасси грузоподъемностью 25, 50 и 85 т с колесными формулами 8×8, 12×12 и 16×16, а также тяжелый седельный и балластный тягачи (8×8) для транспортирования тяжелой техники массой до 165 т и буксирования прицепных систем и самолетов до 400 т.

Очевидно, есть необходимость напомнить, программа по разработке семейства СКШТ «Платформа» стартовала еще в 2007 году. И ее целью было не только и не столько разработка многоосных шасси для разнообразных российских ракетных систем. Однако, главное ее назначение — создание СКШТ для замены транспортеров МЗКТ, на которых в настоящее время размещены автономные пусковые установки (АПУ) подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК) ракетных войск стратегического назначения России (РВСН) «Тополь», «Тополь-М» и «Ярс».

Если играть, то по крупному

Надеясь обыграть МЗКТ с помощью инноваций, на КамАЗе с самого начала сделали ставку на использование нетрадиционного технического решения в ходовой части машин нового семейства: дизель-электрического привода с электромоторами, которые встроены в ступицы колес. У такой конструкции в теории, вроде бы, есть целый ряд явных преимуществ перед традиционными схемами многоосных колесных шасси.

Во-первых, нет сцепления, коробки передач, раздаточной коробки, приводных валов, дифференциалов, что серьезно снижает вес шасси.

Во-вторых, ходовые электродвигатели позволяют развивать максимальный крутящий момент сразу, как только на них подается питание.

В-третьих, такая схема позволяет каждому из колес шасси вращаться со своей скоростью и даже в своем направлении.

В-четвертых, появляется возможность рекуперации энергии торможения.

В-пятых, упрощается создание комплекса активной безопасности движения, любые алгоритмы систем типа ABS программируются в электронном блоке управления и могут воздействовать на каждое колесо индивидуально. И это далеко не все достоинства ЭМТ.

Однако у этой схемы, наряду с упомянутыми выше преимуществами имеются не менее весомые недостатки. Благодаря чему электрическая трансмиссия с мотор-колесами на серийной внедорожной военной технике доселе нигде в мире не реализована.

Электромагнитный импульс и прочее

Причем наиболее критичной именно для ракетных транспортеров с ЭМТ является их уязвимость перед электромагнитным импульсом (ЭМИ), возникающим не только в результате ядерного взрыва, но и действия специальных генераторов. ЭМИ повреждает электронную аппаратуру, электроприборы и линии электропитания. Сила ЭМИ меняется в зависимости от высоты взрыва и достигая наибольшего его значения при высотном взрыве от 100 км и более.

Идеальной защитой от ЭМИ явилось бы полное укрытие таких АПУ металлическим экраном. Однако, практически обеспечить такую защиту невозможно.

Мощный ЭМИ может генерироваться не только в результате ядерного взрыва. Современные достижения в области неядерных генераторов ЭМИ позволяют сделать их достаточно компактными для использования обычными и высокоточными средствами доставки.

Но колесная техника с ЭМТ может быть обездвижена и без ядерного взрыва. Так, при совершении марша по пересеченной местности (что не является чем-то необычным для военной техники) неизбежно возникновение больших динамических нагрузок на неподрессоренные мотор-колеса, что грозит соприкосновением обмоток мотор-колеса и неизбежным выходом из строя всего узла и даже всей машины.

К аналогичному результату может привести и повреждение элементов трансмиссии СКШТ с ЭМТ при подрыве на мине в боевых условиях. Ряд проблем при подрыве могут доставить и собственно мотор-колеса: после пробития крышек ступиц колес и попадания внутрь поражающих элементов и осколков, мотор-колеса были наглухо заблокированы.

Исходя из чего, признанный эксперт в области автомобилестроения Привалов задался риторическим вопросом: «Куда и как далеко уедет АПУ ПГРК на камазовском СКШ с мотор-колесами в случае выполнения реальной боевой задачи да еще в условиях применения противником ядерного оружия?».

Но и в мирное время СКШТ с ЭМТ грозит ряд серьезных проблем, в частности, выход ЭМТ из строя при низких температурах в случаях, если придется обесточить оборудование. Через некоторое время влага начинает конденсироваться на обмотках электромоторов, что при последующей подаче электропитания может привести к замыканию со всеми вытекающими последствиями.

Отсюда же и трудности эксплуатации машин с ЭМТ во влажном климате. Ну а глубокий брод такие машины вряд ли вообще смогут преодолеть: вода, являющаяся отличным проводником, быстро выведет их ходовую часть из строя.

И как «вишенку на торт» в этот перечень следует добавить и большое излучение в инфракрасном спектре демаскирующее ракетоносец.

Меньше дела — больше слов

Безуспешные попытки преодолеть перечисленные выше проблемы (ряд из которых оказался нерешаемым при нынешнем состоянии науки и техники) привели к нарастающему отставанию проекта от намеченных сроков. Что заставило его инициаторов и исполнителей активизировать свои усилия в информационном поле, дабы прикрыть становящуюся все более явной неудачу.

Начиная с 2011 года, со ссылкой на неназванные источники, в российских СМИ с завидной регулярностью пошли публикации о том, что Минобороны России намерено вот-вот отказаться от использования белорусских СКШТ в своих ПГРК и принять на вооружение изделия КамАЗа. Но годы шли, а предсказанное все не сбывалось. В этом же ряду стоят и недавние откровения очередного неназванного источника агентству ТАСС.

После их публикации в российской прессе стартовала мощная информационая компания, которую с энтузиазмом поддержали и белорусские издания. Характер публикаций отражают их заголовки: «Электрошасси «Платформа-О» для «Ярса» и «Тополя-М» начинают поступать в войска», «Лукашенко замахнулся на ядерный щит России и проиграл», «МЗКТ может лишиться части заказов: в России приняли на вооружение «Платформу-О»».

Этого быть не может

Серьезные эксперты, надо отдать им должное, сразу же выразили сомнение в достоверности этой информации. По их мнению, машины упомянутые в сообщении ТАСС, ввиду упомянутых причин, принципиально не могут быть использованы для размещения АПУ ПГРК «Тополь-М» и «Ярс».

Но даже если случится невозможное (административный ресурс или коррупция заставят военных закрыть глаза на критические недостатки машин семейства «Платформа-О»), то и тогда «камазы» вряд ли станут носителями ПГРК.

По словам советника гендиректора КамАЗа, руководителя проекта «Платформа-О» Владислава Полонского, крупносерийное производство СКШТ этого семейства, в том числе для АПУ ПГРК «Тополь-М» и «Ярс», «может начаться не раньше 2023 года, после создания необходимых производственных мощностей и выделения потребных финансовых средств».

Переход же от белорусских СКШТ к российской продукции займет 10-12 лет. То есть завершится к 2033-2035 году. Что противоречит директивным срокам, согласно которым перевооружение РВСН на ПГРК «Ярс» должно закончится в 2026 году.

А учитывая хронические экономические трудности России и грядущее сокращение оборонных расходов в стране, даже сроки обозначенные господином Полонским выглядят нереальными: и деньги могут быть не выделены, и заводы не построены.

Сейчас же АО «Ремдизель», которое должно производить СКШТ проекта «Платформа-О», по данным того же Полонского, способен выпускать не более 10 машин в год. Но и эта цифра выглядит завышенной. C 2007 года по настоящее время, если верить ТАСС, изготовлено всего пять таких колесных транспортеров. (Только один из которых теоретически может стать носителем АПУ ПГРК).

Это притом, что потребность в СКШТ в войсках оценивается примерно в 400 единиц в год.

В качестве альтернативы не рассматриваются

Отсюда становятся понятными причины, по которым командование российских РВСН в обозримой перспективе не рассматривает машины марки «КамАЗ» в качестве колесной базы для АПУ ПГРК.

Как сообщил в свое время командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев в интервью газете «Красная Звезда», все ракетные дивизии, имеющие на вооружении ПГРК «Тополь» в срок до 2026 года будут оснащены ПГРК «Ярс». Которые, мы помним, размещаются на шасси Минского завода колесных тягачей МЗКТ-79221, имеющих конструктивную преемственность с шасси МАЗ-7912/7912, использующихся в ПГРК «Тополь».

При этом Сергей Каракаев особо подчеркнул, что высокая подвижность новых ПГРК (во многом за счет высоких тактико-технических характеристик минских шасси — прим. авт.) обеспечивает им значительно большую живучесть по сравнению со стационарными ракетными комплексами.

Но переоснащение дивизий, вооруженных ПГРК предыдущих поколений на ракетный комплекс «Ярс» на базе МЗКТ-79221, объясняется не только их более высокими боевыми возможностями, но и соображениями экономии средств. Что не менее важно.

Во-первых, новыми ПГРК в значительной степени используется существующая система боевого управления и связи, нынешняя инфраструктура позиционных районов и военных городков. Во-вторых, отпадает необходимость массового переучивания боевых расчетов и обслуживающего персонала.

Все это позволяет не только снизить примерно в два раза затраты на ввод ПГРК «Ярс» в группировку РВСН, но и значительно ускорить темпы их переоснащения.

И куда это теперь деть

Таким образом для инициаторов программы «Платформой-О» складывается весьма щекотливая ситуация. О чем косвенно свидетельствует обсуждаемая нами публикация ТАСС. Ее цель показать общественности, что все идет штатно и поводов для беспокойства нет.

И тем не менее, руководству КамАЗа и его собственнику в лице госкорпорации «Ростехнологии», а также высокопоставленным лицам, которые лоббировали их интересы в правительстве РФ, вряд ли смогут избежать закономерного вопроса свыше: на что потрачены более 10 лет и громадные (порядка 300 млн. долларов) деньги? Отсюда понятно стремление лиц, причастных к программе «Платформа», найти, куда и кому можно было бы «втюхать» ее наработки.

По мнению некоторых комментаторов, созданные в рамках реализации проекта «Платформа-О»,  СКШТ могут быть включены в состав шлейфа машин, предназначенных для транспортировки и постановки на боевое дежурство тяжелых баллистических ракет нового российского тяжелого ракетного комплекса (РК) «Сармат». Ими предполагается заменить еще советский РК РС-20В (SS-18 Satan по обозначению НАТО).

И агрегаты-транспортировщики и установщики тяжелых ракет шахтного базирования на базе СКШТ семейства «Платформа-О», при эксплуатации в мирное время и в щадящих дорожных условиях, худо-бедно могут оказаться пригодными для выполнения таких функций.

Тэги:

, , ,

ЕЦБ и ФРС спасают белорусскую экономику и рубль

Все знают, что Россия оказывает поддержку Беларуси в размере нескольких миллиардов долларов ежегодно. При этом как-то остается незамеченным, что в последние лет десять значительную помощь наша страна получает от США и ЕС, правда, не напрямую, а косвенно. Очередное решение, которое поддержит белорусскую экономику, Европейский центробанк принял на прошедшей неделе. Белорусской экономикой управляют правительство и Национальный банк

Прогноз курса рубля на неделю с 18 по 22 марта

Можно ожидать, что курс доллара на БВФБ на текущей неделе уменьшится примерно на 0,5-1% на фоне дальнейшего укрепления российского рубля. В понедельник 18 марта возможно снижение курса на доли процента. На прошедшей неделе прогнозировались колебания средневзвешенного курса доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже, и действительно, курс доллара в начале недели вырос, но затем снизился, и по

Специальные колесные тягачи и шасси: не туда заехали

Инициаторы программы «Платформа» любыми средствами пытаются замять тот факт, что сотни миллионов долларов, выделенных государством на ее реализацию, потрачены зря. Ибо они не годятся для замены в российской армии продукции Минского завода колесных тягачей. Специальные колесные шасси и тягачи (СКШТ) российского производства для размещения ракетных вооружений, созданные в рамках опытно-конструкторской работы «Платформа-О», приняты на вооружение

Правительство уточнило порядок бесплатного и льготного обеспечения лекарствами

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 марта 2019 года № 152 внесены коррективы в перечень заболеваний, дающих право гражданам на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, выдаваемыми по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств, при амбулаторном лечении, а также лечебным питанием. В частности, перечень дополнили заболевания: первичные иммунодефициты, легочная гипертензия, аутоиммунный гепатит, первичный склерозирующий

Беларусь исчерпала энергетические бонусы в формате «двойки»

Получить дополнительные энергетические преференции в рамках Союзного государства Беларусь вряд ли сможет: союзники по-разному понимают более глубокую интеграцию. Остается рассчитывать на льготы в формате евразийской «пятерки», а они будут на порядок ниже. Смириться с этим Минск не хочет, но других вариантов у него, похоже, сейчас нет.

Варианты для Беларуси и ее руководителя

В новогодние дни белорусов обрадовали социологи  Информационно-аналитического центра при Администрации президента (ИАЦ), обнародовав результаты  опроса населения по поводу ожиданий его от 2019 года. Оказывается, в народной среде преобладают хорошее настроение и чувство оптимизма — 64%. Правда, отметили президентские социологи, около четверти респондентов (28%) оказались относительно равнодушными к «новогодним переменам», но только 5% оказались в группе

Польский эксперт: белорусским предприятиям нужна интернационализация

Белорусский бизнес – вне зависимости от того, частный он или государственный — обязательно должен присутствовать на международных рынках, чтобы иметь дешевые деньги на развитие и получать твердую валюту за свою продукцию. «Только интернационализация может стать для белорусских предприятий достойным ответом на глобализацию мировой экономики», — подчеркнул председатель Польско-белорусской торгово-промышленной палаты Казимеж Здуновский на состоявшемся в

Прогноз курса российского рубля на 2019 год

Банк России с 15 января 2019 года собирается начать скупать валюту для предотвращения укрепления рубля, но одновременно готовится к его девальвации. Куда же двинется курс рубля? К числу загадок России можно, пожалуй, отнести и курс российского рубля. С 2014 года рубль подешевел по отношению к доллару примерно в 2 раза, хотя страна получает колоссальные доходы