2018 год стал очередным успешным годом для белорусского банковского сектора с точки зрения финансовых показателей его деятельности. Прибыль коммерческих банков возросла почти на четверть – с 886,7 млн. руб. до 1096,3 млн. руб. Рентабельность активов составила 1,6% по сравнению с 1,4% годом ранее, рентабельность нормативного капитала возросла с 9,6% до 10,7%. Интересно, что белорусские банки показывают хорошие финансовые результаты на фоне существенного замедления темпов роста банковского сектора в последние годы. Впрочем, в 2018 году мы вновь наблюдали двузначные темпы роста банковских активов и пассивов в номинальном выражении. Означает ли это, что после нескольких лет стагнации банковский сектор возвращается к реальному росту основных показателей?

Банковские активы: номинальный vs реальный рост

В течение длительного времени активы банковского сектора в Беларуси увеличивались высокими темпами, что было обусловлено специфической моделью его функционирования. Главными ее элементами были доминирование в банковском секторе банков, контролируемых государством, и активное финансирование последними определенных государством программ и проектов в основном на директивной основе. Таким образом, главным драйвером роста банковских активов в течение долгого времени была кредитная экспансия банков под патронажем государства. В результате, по данным Национального банка, размер банковских активов относительно ВВП – одного из ключевых показателей, характеризующих глубину финансового посредничества, — увеличился с 40,1% по итогам 2008 года до 67,2% по результатам 2016 года. В определенном смысле быстрое увеличение данного показателя имело искусственный характер, поскольку в его основе лежало не рыночное, а директивное кредитование.

Ситуация начала меняться по мере сокращения вмешательства государства в процесс распределения банковским сектором кредитных ресурсов и постепенного ограничения объема директивного кредитования. По нашей оценке, роста объема банковских активов в реальном выражении (номинальный размер активов в иностранной валюте в эквиваленте белорусских рублей корректировался с учетом изменения официального курса рубля, а в национальной валюте – на индекс цен) не наблюдалось, начиная с 2015 года. Происходило это во многом за счет замедления прироста или даже сокращения объема требований банков к субъектам хозяйствования. Последнее стало закономерным следствием ухудшения финансового состояния и закредитованности предприятий, в особенности, государственного сектора экономики, постепенного сворачивания директивного кредитования и очистки банковских балансов от проблемных активов, возникших в ходе кредитования государственных программ.

В прошедшем году объем банковских активов увеличился в номинальном выражении на 10,5 % — с 66679,6 млн. руб. до 73706,4 млн. руб. По нашей оценке, если очистить величину активов в иностранной валюте (в эквиваленте белорусских рублей) от влияния изменения официального курса белорусского рубля в 2018 году и скорректировать размер активов в национальной валюте на индекс цен (при корректировке мы использовали индекс-дефлятор, который, в отличие от индекса потребительских цен, характеризует динамику общего уровня цен в экономике), то в реальном выражении размер банковских активов сохранился на уровне начала года. Схожая картина наблюдалась и в 2017 году – размер банковских активов в реальном выражении, по нашей оценке даже незначительно сократился. В результате, по данным Национального банка, размер банковских активов относительно ВВП снизился с 67,2% по итогам 2016 года до 58,4% годом позднее и 54,7% по итогам января-сентября 2018 года (необходимо отметить, что в ситуации, когда свыше 50% банковских активов сформировано в иностранной валюте, изменение официального курса рубля само по себе способно оказывать влияние на динамику данного показателя по годам).

С одной стороны, снижение глубины финансового посредничества является естественным следствием изменения модели функционирования банковского сектора. Мы рассматриваем это как процесс оздоровления, поскольку речь идет о сокращении влияния государства на процесс распределения кредитных ресурсов и постепенном отказе от директивного кредитования экономики банковским сектором. С другой стороны, сворачивание директивного кредитования сопровождается достаточно медленным ростом банковских активов, формируемых на рыночных принципах. И это является проблемой, поскольку указывает на общее состояние экономики, в частности, дефицит кредитоспособных заемщиков и недостаток частных инвестиций.

Кредитный портфель: розничный драйвер

Этот вывод подтверждается при анализе динамики кредитного портфеля банков в 2018 году. В прошедшем году коммерческие банки увеличили кредитный портфель с 38762,5 млн. руб. до 44061 млн. руб. или на 13,7% (+5298,5 млн. руб.). Но если очистить валютную составляющую кредитного портфеля от влияния курсовых изменений в 2018 году (при снижении официального курса белорусского рубля валютные кредиты переоцениваются и их рублевый эквивалент увеличивается без изменения задолженности в иностранной валюте), то цифры окажутся скромнее. По нашей оценке, увеличение объема кредитного портфеля в этом случае составило 3431,5 млн. руб. (+8,9%), причем около 75% данного прироста приходится на портфель розничных банковских кредитов. Иными словами, рост кредитного портфеля банков в значительной степени обеспечен за счет наращивания объема кредитов, предоставленных физическим лицам (без учета курсовых изменений прирост составил 28,3%), а не корпоративным заемщикам.

В то же время корпоративный сегмент кредитного рынка фактически находился в состоянии стагнации: без учета курсовых изменений прирост кредитной задолженности предприятий составил всего 2,9%. Более того, если скорректировать объем кредитного портфеля в национальной валюте на индекс цен (индекс-дефлятор), то, по нашей оценке, в реальном выражении величина задолженности корпоративных заемщиков снизилась на 1%.

Позитивная новость состоит в том, что, согласно статистическим данным Национального банка, кредитная задолженность государственных предприятий имеет тенденцию к сокращению, в то время как величина кредитной задолженности частного сектора, наоборот, увеличивается. Без учета влияния курса белорусского рубля на валютную составляющую кредитного портфеля размер кредитной задолженности частного сектора возрос на 4,5%, государственных предприятий – сократился почти на 1%. Но, как видим, постепенное замещение государственных заемщиков (нередко проблемных) на заемщиков из частного сектора экономики пока не трансформируется в значимый рост кредитных портфелей коммерческих банков.

Проблема, на наш взгляд, кроется в том, что серьезным изменениям в принципах функционирования банковского сектора не сопутствуют адекватные изменения во внешней среде. Отсутствие системных преобразований в экономике оказывает сдерживающее влияние на дальнейший рост банковского сектора.

Неэффективный государственный сектор продолжает доминировать в национальной экономике, его удельный вес в основных экономических показателях снижается незначительно. Судя по последним данным, опубликованным Белстатом, организации государственного сектора контролируют 45% занятости, около 60% инвестиций и выручки от реализации продукции, более 75% промышленного производства.

Несмотря на количественный рост числа предприятий, частный сектор экономики развивается медленно. Так, в течение последних нескольких лет доля ВВП, формируемая малыми и средними предприятиями, сохраняется на одном и том же уровне – 21-22%. Удельный вес инвестиций, осуществленных такими предприятиями, снизился с 42,3% в 2014 году до 34,4% в 2017 году. В целом достаточно сложно говорить о качественном развитии данного сегмента предприятий. Несмотря на увеличение общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства, обращает внимание то, что этот рост обеспечивается главным образом за счет микроорганизаций (коммерческие организации со средней численностью работников до 15 человек включительно). При этом количество малых предприятий сохраняется примерно на одном и том же уровне, а число средних предприятий и вовсе сокращается.

Очевидно, что существующие институциональные и структурные характеристики экономики ослабляют потенциал дальнейшего роста банковского сектора, в том числе в связи ограниченным числом платежеспособных заемщиков.

Банковские ресурсы: депозиты населения и средства нерезидентов

Что касается объема привлеченных банковским сектором средств (обязательства банков), то в номинальном выражении он возрос на 5406,1 млн. руб. или  9,9%. При этом, если исключить влияние официального курса белорусского рубля на размер средств привлеченных в иностранной валюте, то прирост общего объема привлеченных банками средств составляет всего 3,5%. Здесь наблюдается примерно та же тенденция, что и с банковскими активами – их относительный размер сокращается. Так, по данным Национального банка, отношение банковских обязательств к ВВП снизилось с 58,5% по итогам 2016 года до 49,9% годом позднее и 46,6% по итогам января-сентября 2018 года.

В 2018 году основным поставщиком ресурсов в банковский сектор продолжали оставаться физические лица – на их долю приходится около 40% привлеченных белорусскими банками средств. Более того, рост объема привлеченных банковским сектором средств в прошедшем году обеспечен в большой степени за счет увеличения суммы депозитов физических лиц (+2070,8 млн. руб.). Объем рублевых депозитов физических лиц увеличился на 1237 млн. руб. (+22,4%), величина депозитов в иностранной валюте при этом сократилась на 253,9 млн. долларов США (-3,4%). В целом прирост объема депозитов физических лиц без учета изменения курса белорусского рубля оценивается в 689 млн. руб. (+3,4%).

По-иному складывалась ситуация с депозитами юридических лиц. В номинальном выражении депозиты организаций возросли на 623,5 млн. руб. или 4,2%. Размер депозитов в рублях увеличился на 575,6 млн. руб. (+9,5%), в то время как сумма депозитов в иностранной валюте сократилась на 357,3 млн. долларов США (-8,2%). В целом объем депозитов, размещенных юридическими лицами в коммерческих банках, сократился на величину, оцениваемую в 196 млн. руб. (-1,3%). Отток депозитов юридических лиц из банковского сектора может быть обусловлен общим состоянием реального сектора экономики, а также постепенным ужесточением бюджетных ограничений в экономике, включая относительно жесткую денежно-кредитную политику.

Вторым по значимости источником пополнения ресурсной базы банковского сектора в 2018 году стали средства нерезидентов. Прирост по данной статье в номинальном выражении составил 1759,5 млн. руб. (+20,1%). В немалой степени этот рост обусловлен снижением официального курса белорусского рубля, увеличившим рублевый эквивалент валютных средств, привлеченных банками от нерезидентов. Однако в прошедшем году величина задолженности банков перед нерезидентами, выраженная в иностранной валюте, также возросла на 396,4 млн. долларов США (+9,1%). Это является определенным сюрпризом, поскольку, в условиях избыточной валютной ликвидности, белорусские банки в последние годы сокращали размер средств, привлеченных от нерезидентов. Причиной такой динамики является, по всей видимости, привлечение в прошедшем году крупнейшими белорусскими банками значительных сумм синдицированных кредитов от нерезидентов. Такие сделки ориентированы на диверсификацию ресурсной базы отечественных банков и в определенной степени имеют имиджевый характер.

Определенным трендом развития банковского сектора в 2018 году стал рост бизнеса в реальном выражении в розничном сегменте при фактической стагнации корпоративного направления. В значительной степени это является закономерным итогом особенностей проводимой экономической политики, нацеленной на увеличение доходов населения в условиях относительно жесткой монетарной политики и дефицита системных преобразований в экономике.

Мы также можем говорить об изменении в последние несколько лет модели функционирования банковского сектора: от доминирующей роли государства в распределении кредитных ресурсов к сильно регулируемому, в том числе с использованием административных методов, рынку. При этом основные принципы функционирования экономики в целом остаются прежними. В ближайшее время это будет, пожалуй, главным противоречием, препятствующим дальнейшему росту банковского сектора.

Может ли преобладание рыночных принципов в организации банковского сектора привести к системным изменениям в экономике за счет преимущественно рыночного подхода к кредитованию заемщиков и ужесточения бюджетных ограничений для предприятий? Конечно, данный фактор будет способствовать экономическим изменениям. Но, вероятно, он не станет решающим, пока государство обладает и использует иные каналы перераспределения ресурсов в пользу избранных предприятий и проектов (бюджет, ценообразование, контролируемые государством холдинги и др.).

С нашей точки зрения, 2019 год станет для банковского рынка продолжением тенденции предыдущих лет и будет характеризоваться отсутствием либо медленным ростом в реальном выражении основных показателей банковского сектора. Мы ожидаем, что и в текущем году розничный сегмент банковского рынка будет продолжать опережать в темпах развития корпоративный сегмент. При этом вероятно замедление темпов роста розничного сегмента рынка (как в части банковских активов, так и пассивов) на фоне ожидаемого замедления прироста реальных располагаемых доходов населения и ужесточения подходов к розничному кредитованию. В условиях замедления экономического роста, ухудшения внешних экономических условий и дефицита системных экономических преобразований предпосылки для значимого роста корпоративного сегмента банковского рынка отсутствуют. Возможности роста следует искать на нишевых рынках банковских продуктов, востребованных предприятиями стабильно и быстро растущих отраслей и сегментов рынка (к примеру, высокотехнологичными компаниями, фармацевтическими предприятиями, стартапами и микроорганизациями).

Тэги:

, ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,