Для Беларуси подписание соглашений с ВТО не приведет к резким негативным макроэкономическим и отраслевым изменениям. Эффект от налогового маневра для национальной экономики будет на порядок выше, чем последствия присоединения страны к ВТО.

Это отметил директор Института международной экономики и финансов Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России Александр Кнобель на семинаре «Беларусь на пути в ВТО» 31 января в Минске.

Время национальных рынков прошло

Правительство Беларуси поставило задачу к концу 2019 гола завершить переговоры, а в 2020 году вступить в ВТО. Очередная Конференция ВТО на уровне министров пройдет в Астане с 8 по 11 июня 2020 года. К этой конференции, как ожидается, и будут завершены переговоры Беларуси по присоединению к ВТО.

Пока Беларусь не завершила двусторонние переговоры по доступу на рынок с 6 членами ВТО. Осталось договориться с самыми сложными странами — ЕС, Канада, США, Украина, Бразилия, Австралия. Как отметила начальник отдела ВТО и унификации торговых режимов управления внешнеторговой политики Департамента внешнеэкономической деятельности МИД Беларуси Ольга Казакевич, завершить с ними переговоры «на благоприятных или, по крайней мере, на приемлемых для страны условиях» предполагается в течение ближайшего полугода-года.

В Женеве 15 февраля пройдет очередное заседание многосторонней рабочей группы по вступлению Беларуси в ВТО. В эти дни и предполагается провести раунд двусторонних переговоров с оставшимися шестью странами, — возможно, за исключением США (по словам Казакевич, из-за шатдауна они не смогли пока подготовиться к полноценному раунду переговоров).

Однако уверенный настрой белорусского правительства на скорое вступление в ВТО в сентябре прошлого года неожиданно был скорректирован. После доклада у А. Лукашенко 4 сентября министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей заявил, что Беларусь продолжит работу по вступлению в ВТО, «но окончательное решение будет приниматься на более позднем этапе».

Корректировка белорусской позиции вызвана проблемами, с которыми в последнее время столкнулась сама ВТО. «Мы не хотели бы, чтобы мы сделали все возможное, вступили в ВТО, а она, условно говоря, через некоторое время разрушилась, или деятельность ее была сведена на нет», — отметил В. Макей в интервью телеканалу «Беларусь-1».

Скепсис в отношении перспектив ВТО в последнее время был вызван возросшей политикой протекционизма в международной торговле. Тем не менее, на семинаре в Минске эксперты, говоря о перспективах ВТО, были настроены достаточно оптимистично. Да, отмечали они, сейчас ВТО стоит на пороге реформ, но это не является для нее чем-то новым, – организация постоянно реформируется. Некоторые страны ВТО считают несправедливыми и необоснованными преференциальные режимы для ряда развивающихся стран, которые стали крупными и мощными экономическими державами (назывался, в частности, Китай). Сейчас в повестке ВТО — нерыночная политика, прежде всего, касающаяся госпредприятий, статус развивающихся стран, работа апелляционного органа ВТО. А также вопросы, не охваченные действующими соглашениями — электронная торговля и коммерция, принудительная передача технологий, политика в области конкуренции и т. д.

О. Казакевич отметила, что процесс реформирования ВТО пока не влияет на ход переговорного процесса по вступлению Беларуси в ВТО, но все будет зависеть от того, насколько быстро удастся завершить этот процесс. «Если мы свою цель достигнем и в 2020 г. (к 12-ой Министерской конференции ВТО в Астане – прим. автора) завершим переговорный процесс, то сможем включиться в выработку новых правил. Если по какой-то причине не сможем, то уже после реформирования новые правила ВТО придут в наш переговорный процесс, и мы должны будем учиться играть по ним», — подчеркнула она.

В свою очередь А. Кнобель заметил, что наметившийся мировой кризис отнюдь не означает начала деглобализации. Он заявил, что фундамент, заложенный многосторонними договоренностями в рамках ВТО, по-прежнему будут определять базовые рамки многосторонних договоренностей и задавать границы для национального протекционизма.

«Время национальных рынков прошло», — подчеркнул эксперт. Ибо все больше участвующих в международном обмене товаров производится не в отдельно взятой стране, а в рамках глобальных цепочек, проходящих через несколько стран. «В таких условиях продвижение экономических интересов требует не протекционизма в национальных границах, а защиты существующих цепочек», — отметил А. Кнобель.

Российский эксперт: вступление в ВТО практически ничего для страны не меняет

На каких условиях Беларусь присоединяется к ВТО, пока неизвестно. Ранее белорусское правительство заявляло, что Беларусь рассчитывает присоединиться к ВТО на условиях, аналогичных российским (РФ вступила в ВТО в 2012 году).

Эксперты отмечают, что последствия присоединения России к ВТО оказались не такими серьезными, как прогнозировали оппоненты. Половина всех пошлин в РФ осталась на уровне не ниже тогда действовавшего Единого таможенного тарифа Таможенного союза. На 30% тарифных линий ставки были снижены, но не более, чем на 5 процентных пунктов. Отмена экспортных пошлин в России реализуется поэтапно и затронула 700 товарных групп. Предусмотрены переходные периоды: в среднем 2-3 года, а также 5-7 лет — для наиболее чувствительных товарных групп.

Известно, что в рамках ВТО Россия приняла обязательства по 116 из 155 секторам услуг. То есть, в 39 секторах, включая транспортные и медицинские, Россия не взяла на себя обязательств. Полные обязательства приняты по 30 секторам. При этом большинство обязательств не предусматривало внесения изменений в действующее законодательство.

Обязательствами РФ также предусмотрено увеличение общей квоты иностранного участия на российском рынке страхования с 25% до 50% по истечении 5 лет членства России в ВТО. Закреплен допуск иностранных филиалов на российский рынок страхования через 9 лет после вступления в ВТО.

Также РФ приняла обязательство начать переговоры о присоединении к Соглашению по госзакупкам в течение 4 лет с момента присоединения к ВТО. В июне 2017 года Россия представила свое первое предложение по доступу на рынок госзакупок.

А. Кнобель на семинаре в Минске подчеркнул, что сам факт соглашения по вступлению в ВТО практически для страны ничего не меняет. «Страна плавно движется по пути выполнения своих обязательств. На каком-то этапе происходит подписание соглашения с ВТО, после чего страна получает некоторые привилегии на некоторых рынках – скорее, отсутствие дискриминации на некоторых рынках. Поэтому резкого изменения торгового режима не произошло для России, и для Беларуси не произойдет», — подчеркнул А. Кнобель.

В то же время, отметил он, «не надо ожидать от ВТО решения своих макробюджетных и экономических проблем».

А. Кнобель рассказал, что сейчас РФ в рамках торговых споров в ВТО выступает и как истец, и как ответчик. Как истца Россию интересуют темы антидемпинговых расследований и мер (металлургическая и химическая промышленность), но пока ни один инициированный Россией в ВТО спор не прошел все основные стадии спора. Два спора — спор против ЕС по мерам третьего энергопакета и спор против Украины по антидемпинговых мерам на нитрат аммония — находятся на стадии рассмотрения апелляций. На Россию в ВТО страны подают жалобы по следующим вопросам: технические барьеры в торговле, санитарные и фитосанитарные меры, антидемпинговые меры и т. д.

В то же время, подчеркнул российский эксперт, «ВТО – это площадка, где максимально цивилизованно можно решать эти вопросы». Кроме того, в рамках споров может присоединиться третья сторона, что, по его словам, «полезно для опыта ведения различных процедур ведения споров».

В России проводились различные оценки последствий вступления страны в ВТО. Сам факт присоединения и взятия обязательств по тарифной защите дает РФ ежегодный выигрыш в 400 млн. долларов. «А имплементация соглашений по упрощению процедур торговли, если она будет осуществлена, в том числе и нашими партнерами по ЕАЭС (а за этим мы должны следить – это общий интерес), может обеспечивать РФ 14-15 млрд. долларов ежегодно. Для России это имеет весьма существенное значение», — подчеркнул А. Кнобель.

РФ не брала обязательств в ВТО по обнулению пошлин на энергоносители

Отвечая на вопросы участников семинара, А, Кнобель рассказал, что при присоединении России к ВТО обсуждалась тема ее обязательств по обнулению экспортных пошлин на энергоносители, однако в финальную версию обязательств России это требование не было внесено.

«Но, тем не менее, исходя из внутрироссийской повестки было принято решение по известному налоговому маневру, когда экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты обнуляются, зато повышаются другие налоги. Это приводит к тому, что внутри интеграционных объединений, в которых РФ торгует со своими партнерами беспошлинно, фактически повышается внутренняя цена для них на энергоносители, в случае с Беларусью это приводит к повышению затрат на сырье для нефтеперерабатывающего сектора и снижению доходов госбюджета», — отметил А. Кнобель.

По его словам, к ВТО эта история имеет очень мало отношения. «А к российско-белорусским отношениям это имеет непосредственное касательство. Это вопросы миллиардов долларов ежегодно. По нашим оценкам, это 8-10% белорусского ВВП», — отметил российский эксперт.

Таким образом, продолжил он, «сам по себе эффект от налогового маневра для Беларуси на порядок точно больше, чем последствия ее присоединения к ВТО и последствия снижения нетарифных барьеров внутри ЕАЭС».

Россия видит ЕАЭС полноправным членом ВТО

Из всех стран ЕАЭС только Беларусь не является членом ВТО. Кыргызстан вступил в организацию в 1998 году, Армения – в 2003 году, Россия – в 2012 году, Казахстан – в 2015 году. Так получилось, что все страны евразийской «четверки» присоединились к ВТО на разных условиях.

В связи с чем, отметил А. Кнобель, в ЕАЭС уже нельзя игнорировать тот факт, что условия членства в ВТО у стран-членов союза существенно различаются. Это, в частности, касается Кыргызстана и Армении, которые вступили в ВТО раньше, чем в ЕАЭС, поэтому сейчас они имплементируют свои обязательства. «Это можно более-менее мягко пройти хотя бы потому, что эти страны торгуют со странами ЕАЭС не в таких больших объемах. А вот то, что у Беларуси, РФ и Казахстана разные позиции по ВТО и разные условия присоединения, — это существенный вызов», — заявил он.

Отметим, что Казахстан присоединился к ВТО в 2015 году и уровень таможенной защиты у него по многим позициям оказался ниже, чем тариф ЕАЭС. До вступления в ВТО Казахстан, как член ЕАЭС, применял временных изъятий из Единого таможенного тарифа (ЕТТ) по почти 400 видам товаров. После вступления в ВТО уровень связанных тарифных обязательств Казахстана оказался ниже ставок ЕТТ по более чем 3500 товаров.

После выполнения графика реализации обязательств средняя окончательная связанная ставка Казахстана составит 6,9%, в то время как у ЕТТ она должна быть 7,8%. По сельскохозяйственным продуктам тариф составит 7,6% ( ЕТТ- 10,8%), а по несельскохозяйственной продукции — 6%, (ЕТТ — 7,3% ). Наибольшие изменения в сравнении с действующим уровнем ЕТТ касаются товаров химической промышленности, автомобилей, пищевых продуктов (мяса и мясопродуктов, рыбы и др.), лесоматериалов, самолетов, оборудования, в том числе медицинского оборудования и фармацевтической продукции.

Из презентации академического директора ИПМ Ирины Точицкой.

Этот тарифный «разнобой» подрывает дух евразийской экономической интеграции, в которой декларируется единая таможенная территория и свободное перемещение товаров, подчеркнул российский эксперт, «ибо теперь возникают дополнительные юридические ограничения: необходимо доказывать, что товар из Казахстана, а не из Китая транзитом».
«Так или иначе, мы стоим перед вызовом, чтобы запускать процедуру внутреннего согласования наших действий в рамках ВТО, а в перспективе — поставить себе цель членство ЕАЭС в ВТО, — как ЕС является членом ВТО», — отметил А. Кнобель.

Очевидно, что в качестве стратегического приоритета интеграции в мировую торговлю Россия видит задачу укрепление правосубъектности ЕАЭС и, следовательно, усиление позиций евразийского союза в мировой торговле. Однако чтобы этот вопрос появился в евразийской повестке, свой длинный путь интеграции в мировую торговлю должна завершить Беларусь. Только затем Евразийская экономическая комиссия как наднациональный орган ЕАЭС сможет приступить к решению этой многотрудной задачи – унификации условий членства к ВТО стран евразийской «пятерки». Но пока непонятно, выполнима ли вообще эта «миссия», учитывая проблему последствий для Беларуси налогового маневра, которая, как заявляет белорусская сторона, подрывает основы самого евразийского союза.

 

Тэги:

, , , , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,