Экономическое нормотворчество государства в 4 квартале 2018 года характеризуется существенными изменениями условий ведения бизнеса в Беларуси. Принятие новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь по своему влиянию на экономику страны превышает все нововведения, принятые в 2018 году. Но помимо Налогового кодекса государство в последнем квартале прошедшего года приняло ряд нормативных документов, которые могут существенно повлиять на условия ведения бизнеса в текущем году. Последнее свидетельствует о зарождении новой традиции в белорусском экономическом нормотворчестве, когда в последнем квартале года государство пытается принять все нормативные документы, которые анонсировались в течение года. По крайней мере, именно такая ситуация была и в 2017 году.

Налоговая революция-эволюция

Наиболее существенным изменением экономического законодательства всего 2018 года стало принятие 30 декабря 2018 года новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь. Пока сложно судить, каким (положительным или отрицательным) будет совокупный эффект от предложенных государством нововведений, но уже сейчас очевидно, что существенные изменения коснулись обеих частей Налогового кодекса, поэтому можно говорить о революционных новациях налогового законодательства. При этом мнение государственных чиновников, которые говорят об эволюционных редакционных новациях налогового законодательства, вызывает обоснованные сомнения по следующим основаниям.

Изменения в порядке исчисления и уплаты налогов, налогового администрирования затронули весь нормативный документ, состоящий из почти 400 статей и более 1 000 страниц текста. Для изучения сути изменений потребуется не один месяц аналитической работы бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов, связанных с налоговым законодательством. Еще больше времени потребуется для выработки правоприменительной практики и устранения нестыковок в новой редакции Налогового кодекса.

В качестве наглядного примера стоит рассмотреть статью 33 Налогового кодекса, в которой государство пытается выработать новый инструмент борьбы с лжепредпринимателями. Так, пунктом 4 статьи 33 определено, что налоговая база и суммы налога подлежат корректировке при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

— установление искажения сведений о фактах совершения хозяйственных операций, об объектах налогообложения, подлежащих отражению плательщиком в бухгалтерском и (или) налоговом учете, налоговых декларациях (расчетах), а также в других документах и (или) информации, необходимых для исчисления и уплаты налогов (сборов);

— основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора);

— отсутствие реальности совершения хозяйственной операции (включая случаи, когда фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права).

Данные положения не только расширяют порядок наказания, установленный указом № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств», который на момент написания статьи не отменен, а значит фактически, будет действовать и в 2019 году, но и расширяет перечень оснований, по которым предприятие может быть наказано.

Так, помимо действующего в указе № 488 наказание за факт отсутствия реальности совершения хозяйственной операции в Налоговом кодексе добавили ещё два основания. Во-первых, это то, что основной целью хозяйственной операции является уклонение от уплаты налогов. Во-вторых, это установление неких фактов искажения в совершении хозяйственных операций.

Под первое основание может попасть любая хозяйственная операция, связанная с затратами предприятия, потому что априори она направлена на уменьшение прибыли, а значит уменьшает и сумму исчисленного налога на прибыль. То есть по факту при проверке налоговому инспектору достаточно посчитать, что без этих затрат субъект предпринимательства мог обойтись, и сразу можно применять статью 33 Налогового кодекса.

Под второе основание можно подвести любую хозяйственную операцию, при которой в первичных бухгалтерских документах допущены исправления или уточнения. То есть достаточно при проверке найти товарно-транспортную накладную, в которой указаны исправления и можно говорить о том, что установлены факты искажения сведений о совершении хозяйственных операций. Опять же можно применять статью 33 Налогового кодекса.

При этом все аргументы властей о том, что законодательство у нас либерализируется и никто не будет злоупотреблять статьей 33 Налогового кодекса, разбиваются о правоприменительную практику указа № 488, который на практике однозначно трактуется в пользу контролирующих органов и который до сих пор не отменен. В этой связи вызывает обеспокоенность расширение порядка использования в налоговом законодательстве субъективных и оценочных критериев. Последнее усложняет условия ведения бизнеса в Беларуси, потому что, как показывает практика, все оценочные критерии становятся эффективным инструментом контролеров в доначислении налогов в бюджет, а значит, без дополнительной налоговой нагрузки для белорусского бизнеса не обойтись.

Сельскохозяйственная революция?

Указом Президента Республики Беларусь от 2 октября 2018 года № 399 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций» принят документ, в котором в очередной раз предпринята попытка улучшить финансовое состояние белорусского сельского хозяйства. В документе аккумулирован многолетний опыт властей по государственной поддержке сельского хозяйства и предпринята очередная попытка «вернуть к жизни» хронически убыточные белорусские сельскохозяйственные предприятия.

Особенностью указа № 399 является не только то, что на уровень местных властей передано право формирования перечня неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций, которым предоставляются финансовые преференции, но и перечень мер, которые могут быть применены к неплатежеспособному предприятию. Так, помимо традиционных мер по увеличению уставного фонда предприятий за счет средств кредитора или об установлении отсрочек и рассрочек по долгам и кредитам государство предлагает также возможность сдачи предприятия целиком в аренду, доверительное предложение или продажу сельхозпредприятия как имущественного комплекса.

Дополнительным положительным элементом указа № 399 является то, что с органов власти и  руководителей неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций снимается ответственность в случае убыточной работы предприятия, если данные решения принимались в рамках обоснованного экономического (делового) риска и в действиях таких должностных лиц отсутствует состав правонарушения. Последнее может стать толчком к реальному реформированию сельского хозяйства. В целом же следует отметить, что эффективность и результаты реализации указа № 399 напрямую будут зависеть от наличия деловых кадров на местах, от того сумеют ли местные власти найти, заинтересовать и поддержать людей, у которых осталось желание и вера в возможность эффективной и экономически выгодной работы в белорусском сельском хозяйстве.

Доходы ФСЗН

Озаботилось государство и вопросом привлечения дополнительных доходов в ФСЗН. Так, указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2018 года № 500 «О государственном социальном страховании» установлено право физических лиц, осуществляющим деятельность, не относящуюся к предпринимательской (самозанятые), самостоятельно уплачивать отчисления по пенсионному страхованию в ФСЗН. Этим же документом определено, что в дальнейшем государство может установить обязанность для данных физических лиц уплачивать страховые отчисления в ФСЗН.

Кроме того индивидуальным предпринимателям разрешено не уплачивать отчисления в ФСЗН в тех месяцах, в которых ИП не осуществляло деятельности. При этом ИП обязаны будут предоставлять в ФСЗН отчеты персонифицированного учета.

Помимо послаблений указ № 500 устанавливает и дополнительные ограничения. Так, органы ФСЗН смогут приостанавливать теперь операции не только по расчетным счетам, но и по электронным кошелькам плательщиков отчислений в ФСЗН или их дебиторов.

Судя по комментариям чиновников ФСЗН, принятие указа № 500 активизирует работу фонда по начислению и взысканию отчислений в  ФСЗН с индивидуальных предпринимателей. При этом наиболее эффективным будет считаться контроль в случаях ликвидации ИП, когда контролеры ФСЗН смогут сверить данные персонифицированного учета с отчетами налоговых органов и движением денег по расчетному счету ИП.

Таможенные новации

Существенные изменения в 4 квартале 2018 года были приняты и в таможенном регулировании. Так, указом Президента Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 490 «О таможенном регулировании» принят ряд существенных новаций, касающихся внешнеэкономической деятельности.

Во-первых, по аналогии с налоговым законодательством установлен пятилетний срок исковой давности, после истечения которого таможенные органы не имеют права взыскивать таможенные или иные платежи, пени, проценты. Данное нововведение является однозначным улучшением условий ведения внешнеэкономической деятельности для белорусского бизнеса

Во-вторых, существенные изменения касаются порядка перемещения товаров через границу  физическими лицами. Так, с 1 января 2019 года наряду с отменой таможенного сбора за совершение таможенных операций физическими лицами сокращены в два раза (до 25 кг по массе) и в три раза по стоимости (до 500 евро). При этом для физических лиц, перемещающихся чаще одного раза в месяц, данные нормативы сокращены до 300 евро и 20 кг.

В-третьих, в указе № 490 в пункте 1.4 определено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности в актах законодательства о таможенном регулировании толкуются в пользу декларанта и иных заинтересованных лиц. Опять же по аналогии с налоговым законодательством государство пытается либерализировать законодательство в пользу налогоплательщиков. С другой стороны, судя по правоприменительной практике налогового законодательства — это не всегда получается.

В-четвертых, опять же по аналогии с налоговым законодательством указ № 490 состоит из 62 страниц и в него внесено много редакционных или существенных изменений, связанных с таможенным администрированием, начислением и уплатой таможенных платежей. В этой связи белорусскому бизнесу потребуется время для изучения новаций таможенного законодательства, адаптации бизнеса к этим новациям, а также выработке правоприменительной практики.

Оршанский эксперимент

Весьма любопытный с экономической точки зрения документ был принят 31 декабря 2018 года. Это указ Президента Республики Беларусь № 506 «О развитии Оршанского района Витебской области». Пожалуй, впервые государство решило провести экономический эксперимент в отдельно взятом районе, создав там благоприятные условия ведения бизнеса на 5 лет до 2023 года.

Так, в качестве мер стимулирования деловой активности предлагается снизить ставку налога при упрощенной системе налогообложения по товарам собственного производства до 1% от выручки, по работам и услугам собственного производства — до 2% от выручки.  Для субъектов предпринимательства Оршанского района на 4% (до 24%) снижена ставка отчислений в ФСЗН по страховым взносам на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование). В целях стимулирования инвестиций в Оршанском районе разрешено применять инвестиционный вычет в размере 30% по зданиям и сооружениями и 50% по машинам и оборудованию.

Субъекты хозяйствования Оршанского района освобождены от уплаты НДС при ввозе технологического оборудования, а также на них не распространяются наказания, связанные с нарушением сроков расчета по внешнеэкономическим договорам. При этом в Оршанском районе разрешено субъектам хозяйствования начислять НДС по факту оплаты товаров (работ, услуг), а не по факту начисления, как это делают все остальные субъекты хозяйствования. Предусмотрены указом № 506 и другие преференции для субъектов предпринимательства Республики Беларусь.

В дополнение к этим льготам для «чистоты эксперимента» государство должно было еще пересмотреть структуру расходов бюджета Оршанского района, чтобы понять, сколько бюджет потеряет и за счет каких статей расходов данное сокращение можно компенсировать. Возможно, сокращение государственного контроля и предоставление налоговых и иных преференций должно сопровождаться аналогичным сокращением государственных служащих и контролеров, которые теперь  в Оршанском районе будут не нужны.

В противовес этому государство выделит в 2019 году из республиканского бюджета почти 44 млн. рублей на развитие Оршанского района, кроме того предусмотрены и другие бюджетные вливания и расходы инновационных фондов. Кроме того, на порядок финансирования района не будут распространяться указы Президента, оценивающие эффективность использования средств инновационных фондов и реализации государственных программ. По факту получается, что за счет всей республики будут пытаться создать «потемкинскую деревню» в масштабах Оршанского района. Удастся ли это белорусским чиновникам, покажет только время.

Анализируя результаты нормотворчества в 4 квартале 2018 года, можно с уверенностью говорить о том, что 2019 год пройдет под знаком адаптации белорусского бизнеса к новым требованиям налогового и таможенного законодательства.  При этом в наступившем году, как и на протяжении последних двух десятком лет, все наиболее существенные новации и изменения в белорусском экономическом законодательстве будут приниматься нормативными документами Президента: указами, декретами и т. д. Именно президент будет определять, что такое хорошо и что такое плохо для белорусской экономики и для белорусского бизнеса. В зависимости от этого будет строиться и экономическое нормотворчество 2019 года.

 

Тэги:

, , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,