• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Проводимая государством в последние годы в Беларуси политика активной либерализации экономических отношений до сих пор не затронула одну важную сферу, а именно отстаивание бизнесом своих прав в спорах с контролирующими органами. Как ни странно, отсутствие реального прогресса в данной области связано не с недостатком норм законодательства, а с незнанием, или «нежеланием» бизнеса отстаивать свои права. Причин для этого множество, начиная от незнания норм законодательства, до сложившейся за десятилетия привычки во всем идти на уступки контролерам. 

Все это на практике зачастую приводит к ситуациям, когда должностные лица контролирующих органов по законодательству не правы, но бизнес свои права при этом не отстаивает и фактически потворствует нарушениям законодательства. Чтобы понять, почему так происходит, необходимо проанализировать Налоговый кодекс и указ президента № 510 «О совершенствовании контрольной деятельности в Республике Беларусь» в части обязанностей контролирующих органов. Именно перечень обязанностей контролеров и их знание является основой для отстаивания прав белорусского бизнеса. 

Общие обязанности контролеров  

Общие должностные обязанности работников налоговых органов прописаны в статье 82 Налогового кодекса Республики Беларусь. Перечень этот существенен и должен быть знаком любому бизнесмену, желающему успешно работать в Республике Беларусь.  

Среди всего перечня обязанностей сотрудников налоговых органов на практике наиболее часто бизнес сталкивается со следующими двумя:  

1) давать письменные разъяснения плательщикам по вопросам применения актов налогового законодательства; 

2) осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, правильным исчислением, полнотой и своевременностью уплаты налогов.    

Право предприятий на получение письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства является важным элементов в защите интересов белорусского бизнеса. В условиях изменчивости и неоднозначности многочисленных актов белорусского налогового законодательства именно разъяснения «первоисточника» — налоговых инспекций, могут являться гарантом правильности исполнения налогового законодательства. 

При этом следует отметить, что на практике зачастую возникают ситуации, когда ответ налоговых органов неоднозначен или неполон. Последнее часто продиктовано тем, как белорусский бизнес формулирует свои вопросы и насколько предприятия настойчивы в получении достоверных и подробных ответов на них.  

В этой связи необходимо помнить, что в случае неполучения должного ответа в районной налоговой инспекции предприятие имеет право обратиться в вышестоящие налоговые органы вплоть до Министерства по налогам и сборам. При этом пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса Республики Беларусь определено, что в случае неясности или нечеткости предписаний актов налогового законодательства решения должны приниматься в пользу плательщиков. 

Этот же пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса относится и к ситуациям, когда недостаточный контроль со стороны налоговых органов за соблюдением налогового законодательства приводит в последующем к дополнительным доначислениям налогов и штрафных санкций. Например, организация уведомляет налоговую инспекцию о переходе на упрощенную систему налогообложения и получает на это фактическое разрешение от налоговых органов. В последующем выясняется, что предприятие не выполнило всех требований упрощенной системы налогообложения и это можно было выявить в ходе камерального контроля. Возникает вопрос о том, исполняли ли налоговые органы свои обязанности в соответствии с требованиями законодательства? 

Аналогичные ситуации возникают в случаях, когда предприятие пользовалось налоговыми льготами, которые могли быть проверены в ходе камерального контроля. Или ситуация, когда в ходе проверки было выявлено длящееся нарушение, которое в ходе прошлой налоговой проверки «было не замечено» или раньше налоговая по-другому трактовала неоднозначные положения налогового законодательства. 

Все вышеперечисленные случаи встречаются на практике и, как правило, трактуются в пользу налоговых органов, то есть без правовых последствий для конкретных налоговых инспекторов. В то же время статьей 84 Налогового кодекса определено, что налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки причиненные плательщикам в случае незаконных действий (бездействий) своих должностных лиц. В этой ситуации фактические действия или бездействия налоговых органов в ходе камерального контроля или проведения налоговых проверок и явились одной из причин того, что плательщики в течении длительного периода допускали нарушение налогового законодательства.  

Кстати аналогичная ситуация возникает и в работе таможенных органов, когда после прохождения длительного периода времени, возникают вопросы о правильности применения таможенных пошлин. Вследствие этого таможенные органы пересматривают ранее уплаченные суммы таможенных платежей в сторону увеличения по товарам, которые были уже проверенны должностными лицами при выпуске товаров в свободное обращение. В этой связи опять же возникает вопрос действия или бездействия таможенных органов при проведении процедуры первоначального декларирования товара и его последующего выпуска в свободное обращение. 

В заключении отметим, что статьей 15 Гражданского кодекса Республики Беларусь определена возможность возмещений убытков, причиненных предприятию государственными органами, органами местного управления и самоуправления. Споры о возмещения убытков разрешаются судом и являются длительной и непростой процедурой. Но о такой возможности должны знать все субъекты белорусского бизнеса, так как интересы государственных органов выполняют простые люди, которые тоже могут ошибаться. 

 Обязанности контролеров при проверке 

 Все обязанности контролеров при проведении проверки прописаны в пункте 23-1 указа № 510. Данный пункт является признаком активной либерализации белорусского контрольного законодательства, начавшейся в 2017 году. Всего может быть семь нарушений своих обязанностей  контролерами: 

  • невнесение записи о проведении проверки в книгу учета проверок; 
  • отсутствие оснований назначения проверки; 
  • превышение установленных сроков проведения проверки; 
  • проверка выполнения требований законодательства, не относящихся к компетенции контролирующего органа, проводящего проверку; 
  • требование от проверяемого субъекта представления документов и (или) информации, не относящейся к вопросам, указанным в предписании на проведение проверки; 
  • отбор проб и образцов для проведения исследований, испытаний, технических освидетельствований, экспертиз в количестве, превышающем установленные законодательством нормы; 
  • непредставление проверяемому субъекту или его представителю акта (справки) проверки в установленном законодательством порядке и сроки. 

Указанный перечень нарушений со стороны контролирующих органов охватывает все этапы проверки, а также и все типы проверок, в том числе и по указу № 488 по лжепредпринимателям. Следовательно, нарушения со стороны контролеров может быть на любом из этапов проверки. В этой ситуации проверяемое предприятие должно понимать следующее.  

Во-первых, любое должностное лицо контролирующих органов является человеком наделенным как правами, так и обязанностями. Как и любой человек, должностное лицо контролирующих органов может ошибаться, а значит, может быть привлечено к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности.  

Во-вторых, при назначении и проведении проверки важно отслеживать процедуру проверки и действия должностных лиц контролирующих органов на всех ее этапах. При выявлении действий должностных лиц, противоречащих требованиям законодательства необходимо обращаться с жалобами или заявлениями в вышестоящие контролирующие органы. Все жалобы и заявления должны направляться в течение 10 дней с даты, когда предприятием определено, что должностным лицом нарушены требования законодательства, в противном случае жалоба может быть не рассмотрена.  

В-третьих, если белорусский бизнесмен не знает всех тонкостей законодательства, но желает отстаивать свои права в ходе проверок, то он всегда может обращаться к специализированным консультантам, которые помогут ему в спорах с контролирующими органами. Здесь важно помнить, что контролеры всегда неохотно вступают в конфликт с предприятиями, знающими законодательство и умеющими отстаивать свои права. Поэтому  любой аргументированный спор с контролерами снижает вероятность повторных проверок в обозримом будущем. 

Актуальность темы ответственности контролирующих органов за противоправные действия обусловлена тем, что белорусские контролеры проверяют не только белорусский бизнес, но и иностранных инвесторов, работающих в Беларуси. В этой ситуации «привычка» контролеров всегда быть правыми, не только отрицательно влияет на деловую активность белорусского бизнеса, но и зачастую отрицательно сказывается на инвестиционной привлекательности Беларуси для иностранных инвесторов. В свою очередь, умение отстаивать собственные права является индикатором зрелости белорусского бизнеса, показателем его способности конкурировать не только на местном, но и на международном рынке. 

Тэги:

, , ,

Размеры командировочных и порядок их уплаты утверждены Совмином

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 марта 2019 г. № 176 определены порядок и размеры возмещения расходов, гарантии и компенсации при служебных командировках, сообщает Национальный правовой портал. Постановлением определяются порядок и размеры возмещения расходов, гарантии и компенсации работникам, военнослужащим (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу), сотрудникам военизированных организаций, имеющим специальные звания, при служебных командировках

Прогноз курса рубля на неделю с 18 по 22 марта

Можно ожидать, что курс доллара на БВФБ на текущей неделе уменьшится примерно на 0,5-1% на фоне дальнейшего укрепления российского рубля. В понедельник 18 марта возможно снижение курса на доли процента. На прошедшей неделе прогнозировались колебания средневзвешенного курса доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже, и действительно, курс доллара в начале недели вырос, но затем снизился, и по

Каковы перспективы государства, в котором на 9,5 млн человек приходится один политик?

Заседание Совета Безопасности Беларуси 12 марта оказалось на редкость урожайным для тех, кто зарабатывает на свой хлеб с маслом, ерничая по поводу высказываний Лукашенко. Начну с цитаты, которая будучи взятая отдельно, не должна привлекать к себе особого внимания: «Государство, безусловно, заинтересовано в том, чтобы люди получали максимально полную и достоверную информацию». Замечательная мысль. Возразить тут,

График проведения централизованного тестирования в 2019 году утвержден в Беларуси

Как сообщает Министерство образования Беларуси, ЦТ стартует 11 июня с проверки знаний по белорусскому языку. График ЦТ утвержден постановлением Министерства образования от 26 февраля 2019 года № 20. В нем содержится перечень учреждений образования, определенных пунктами регистрации для прохождения ЦТ (в том числе в резервные дни) и пунктами проведения тестирования. Даты проведения централизованного тестирования (ЦТ): белорусский

Беларусь исчерпала энергетические бонусы в формате «двойки»

Получить дополнительные энергетические преференции в рамках Союзного государства Беларусь вряд ли сможет: союзники по-разному понимают более глубокую интеграцию. Остается рассчитывать на льготы в формате евразийской «пятерки», а они будут на порядок ниже. Смириться с этим Минск не хочет, но других вариантов у него, похоже, сейчас нет.

Варианты для Беларуси и ее руководителя

В новогодние дни белорусов обрадовали социологи  Информационно-аналитического центра при Администрации президента (ИАЦ), обнародовав результаты  опроса населения по поводу ожиданий его от 2019 года. Оказывается, в народной среде преобладают хорошее настроение и чувство оптимизма — 64%. Правда, отметили президентские социологи, около четверти респондентов (28%) оказались относительно равнодушными к «новогодним переменам», но только 5% оказались в группе

Польский эксперт: белорусским предприятиям нужна интернационализация

Белорусский бизнес – вне зависимости от того, частный он или государственный — обязательно должен присутствовать на международных рынках, чтобы иметь дешевые деньги на развитие и получать твердую валюту за свою продукцию. «Только интернационализация может стать для белорусских предприятий достойным ответом на глобализацию мировой экономики», — подчеркнул председатель Польско-белорусской торгово-промышленной палаты Казимеж Здуновский на состоявшемся в

Прогноз курса российского рубля на 2019 год

Банк России с 15 января 2019 года собирается начать скупать валюту для предотвращения укрепления рубля, но одновременно готовится к его девальвации. Куда же двинется курс рубля? К числу загадок России можно, пожалуй, отнести и курс российского рубля. С 2014 года рубль подешевел по отношению к доллару примерно в 2 раза, хотя страна получает колоссальные доходы