Любая национальная модель есть продукт решений, принимаемых миллионами людей в ежедневном режиме

Против лома нет приема, а главное достоинство лома в простоте, в том числе и лома, претендующего на интеллект.

Каким образом небезызвестному человеку из народа удалось победить на первых президентских выборах в 1994 г.? Не спешите с анализом. Политологические, социологические, культурологические знания тут не помогут. Вот что пишет мой оппонент в Facebook: «Не наши люди выбрали Лукашенко. Его через черные выборные технологии навязал нам Кремль, это общеизвестно. Я удивлен, что для Вас это новость? Сначала, когда выбирали председателя антикоррупционной комиссии, когда в одну ночь КГБ России провело работу с претендентами и со спикером Шушкевичем, который был против того, чтобы Лукашенко возглавил эту комиссию, а потом за одну ночь все взяли самоотвод, а Шушкевич (советский топтун) уже не возражал и потом, когда применили черный пиар и якобы организовали покушение под Лиозно…».

Я ограничился лишь фрагментом своеобразной трактовки новейшей истории Республики Беларусь. Трактовки весьма популярной. Ее автор удивлен моей дремучей неосведомленностью. Удивление обоснованное, т.к. подобный взгляд на историю мне глубоко чужд.

«Белорусская модель», впрочем, как и любая национальная модель, есть продукт великого множества решений, принимаемых ежедневно миллионами людей. В этом множестве разглядеть конкретное решение конкретного спикера, а тем более решение заслонного казачка из КГБ соседней страны не так-то просто.

Но на то и существуют гуманитарные науки, чтобы за отдельными деревьями (поступками отдельных людей) уметь разглядеть лес (объективные социокультурные процессы). Сторонники же теории «засланных казачков» в гуманитарных знаниях не нуждаются уже в силу того факта, что любые знания усложняют «картину мира».

Терпение и труд все перетрут. Но много ли найдется желающих терпеть и трудиться, когда всегда можно найти простые и понятные ответы на любые мировоззренческие вопросы.

Либо иерархия, либо право

А между тем за примерами социокультурных процессов, происходящих поверх решений не только отдельных политиков, но и национальных элит, далеко ходить не требуется. Самый наглядный – векторы развития постсоветских стран. В первом приближении их три, и все они цивилизационные.

Коммунисты сложили свою империю из пазлов трех цивилизаций: западно-христианской (евроатлантической), восточно-христианской и исламской. Данная схема соответствует представлениям американского политолога Самюэля Хантингтона, который отводил России место ядра восточно-христианской цивилизации. Решение спорное, но для настоящей статьи это значения не имеет.

Напомню популярное мнение, приписывающее Лукашенко роль главного архитектора «белорусской модели», в основе которой лежит властная «вертикаль». Мол если бы не он, если бы не кремлевские казачки, то Республика Беларусь давно вступила бы в Евросоюз.

Что тут можно возразить? Строителям «белорусской модели», кто бы их дружный коллектив не возглавил, белорусская культура предоставила лишь один инструмент социальной регуляции – иерархию. Формально иерархия не отменяет второго инструмента – право, но это своеобразное право. Во-первых, оно не универсально. Во-вторых, направлено сверху вниз. В-третьих, власть находится вне права и над ним.

О том, как это своеобразие работает на практике мы имели возможность наблюдать по-крупному в ходе трех конституционных референдумов, а по мелочам практически ежедневно.

«Большинство известных нам цивилизаций тяготеет к одной из двух предложенных моделей: общество опирается либо на безусловность иерархических структур, либо на безусловные общественные конвенции о правах, нормах и процедурах. Либо власть обретает свою легитимность в законе, либо закон онтологизируется властью» (российский культуролог Игорь Яковенко).

Цивилизационная идентичность, впрочем, как и любая иная, может быть изменена, но это процесс, растягивающийся на поколения. Территория современной Беларуси во времена ВКЛ была частью западной цивилизации, о чем свидетельствуют сохранившиеся до наших дней здания ратуш (три аутентичные и четыре восстановленные), и это, несмотря на преобладание в народе православного вероисповедания. Возможно, по этой причине Россия и смогла «перетянуть» белорусов в свой цивилизационный мир. Ни с поляками, ни с прибалтами подобный номер не прошел. Они закрылись от культурного влияния восточного соседа щитом католицизма.

Чей децильный коэффициент круче?

Цивилизационный взгляд для понимания своеобразия «белорусской модели» не является единственным.

«Специфика каждой крупной/сложной социальной системы – поясняет российский историк Андрей Фурсов, — заключается в ее системообразующем элементе как базовой единице ее организации. В индийской системе это каста, в античной – полис, в капиталистической – капитал».

Прежде чем попытаться отыскать системообразующий элемент «белорусской модели» следует оценить ее право претендовать на роль крупной и сложной. Полагаю, такого права у нее нет, как нет его и у ближайших соседей на Западе, Севере и Юге.

Польша, Литва и Латвия самим фактом вступления в Евросоюз подтвердили свою принадлежность к Европе, базовыми единицами организации которой являются греческая философия, еврейская религия в ее западной трактовке и римское право (по культурологу Григорию Померанцу).

А что является базовой единицей «русского мира», взятого как система? Такой единицей, по мнению историков Андрея Фурсова и Юрия Пивоварова, «является власть. Эта власть не сводится к государственности, хотя у нее есть государственное измерение; эта власть не является политической, хотя дважды – на рубеже XIX–XX и XX–XXI вв. – на короткое время – у нее появлялось и политическое измерение (как результат ее разложения)».

Власть – обязательный связующий элемент любого социума: от семьи до государства. Но главной особенностью «русской власти» является ее моносубъектность, надзаконность и социально однородный характер.

По уровню надзаконности белорусский вариант «русской власти» российскому варианту, пожалуй, ни в чем не уступит. Ни во Дворце Независимости, ни в Кремле римское право и не ночевало. Другое дело, социальная однородность. Децильный коэффициент в Беларуси (отношение совокупного дохода 10% богатейшего населения к совокупному доходу 10% беднейшего населения) составил в 2017 г. 5,9. Вполне приличный по европейским меркам коэффициент. Для сравнения в России в 2016 г. он был почти в три раза выше — 15,6. Чувствуете разницу!

Но в странах со столь существенной разницей в доходах возникают проблемы с концентрацией политической власти в одних руках. В современной России власть как бы «размазывается». Она, согласно политологу Станиславу Белковскому, возникает в любой точке пространства, в которой административный ресурс соединяется с деньгами.

Недостатка же административного ресурса на пространстве от Балтийского моря до Тихого океана сегодня не отмечается. Что касается денег, то зашкаливающий децильный коэффициент убедительно свидетельствует о пухнущем не по дням, а по часам списке долларовых миллионеров и миллиардеров. Для классического варианта «русской власти» это не есть хорошо. Поэтому желающим изучать «русскую власть» в состоянии максимально приближенном к теоретической схеме Фурсова и Пивоварова следует сконцентрироваться на Беларуси.

***

«Белорусская модель» не возникла в результате заговора. Она – законнорожденное дитя расколотого общества, не завершившего процесс модернизации. С ее помощью общество пытается продлить свое существование в истории не меняясь, и чем дольше оно будет преуспевать на этом пути, тем трагичней будет финал.

 

 

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,