Появление у Польши американских ракетных комплексов класса «земля-земля» может создать дополнительные угрозы для безопасности Беларуси.

Как следует из сообщения на сайте министерства обороны Польши, опубликованном 19 октября, Варшава направила письмо-запрос в адрес правительства США на покупку одного дивизиона мобильных ракетных установок М142 HIMARS для использования их в собственной программе Homar.

К ним предполагается закупить дополнительные партии ракет, а также пакет материально-технического обеспечения и обучения расчетов. Следующим шагом должно стать согласование проекта соглашения с правительством США.

В контексте вышеизложенного, очевидно, стоит напомнить, что еще 6 июля 2017 года Министерство национальной обороны Польши и Министерство обороны США подписали меморандум о продаже Вашингтоном Варшаве специальной версии оперативно-тактического комплекса (ОТРК) HIMARS (польское обозначение Homar — «Омар»).

Как сообщил накануне тогдашний министр национальной обороны Польши Антоний Мацеревич, консорциум во главе с польской оборонно-промышленной группой Polska Grupa Zbrojeniowa S.A. (PGZ) рекомендовал для дальнейших переговоров по программе Homar (она также именуется Dywizjonowego modulu ogniowego wieloprowadnicowych wyrzutni rakietowych — DMO WWR) предложение американской корпорации Lоckheed Martin. Поэтому контракт на поставку ОТРК, скорее всего, предполагалось заключить именно с ней.

Выбор компании Lоckheed Martin на роль главного исполнителя по программе Homar де-факто означал выбор в качестве прототипа для этой системы ракетного комплекса HIMARS.

Аббревиатура HIMARS расшифровывается как High Mobility Artillery Rocket System — высокомобильная артиллерийско-ракетная система. Она была создана в конце 90-х годов корпорацией Lockheed Martin в партнерстве с британской компанией BAE Systems Mobility & Protection Systems, и с 2003 года выпускается серийно. Причем BAE Systems производит пусковые установки, а Lockheed ракеты для них. Мобильной базой для системы являются колесные шасси FMTV (Family of Medium Tactical Vehicles) массой 5 т.

Система снаряжается шестью реактивными снарядами GMLRS калибра 227 мм или одной управляемой баллистической оперативно-тактической ракетой ATACMS. И GMLRS, и ATACMS имеют два канала наведения на цель — инерциальный и от приемника спутникового сигнала GPS. Это позволяет достигать отклонения снарядов от цели в пределах 5-10 м.

Типичный боеприпас типа GMLRS (Guided Multiple Launch Rocket System) — это управляемая 227-мм ракета с боезарядом для реактивных систем залпового огня. Перед применением каждый такой снаряд программируется отдельно, получая свой собственный набор GPS координат обеспечивающих круговое вероятное отклонением от цели менее 5 м.

Что же касается оперативно-тактической ракеты ATACMS (Army Tactical Missile System), то существует несколько ее версий, имеющих разную дальность и разные боевые части (кассетные либо осколочно-фугасные). Самая совершенной считается модификация ATACMS — MGM-140E. Ее осколочно-фугасную боевая часть весит 227 кг, а заявленная дальность составляет 270 км. (Правда ряд экспертов подвергают эту цифру сомнению.)

Из высказываний Мацеревича следовало, что польская оборонная промышленность во главе с PGZ намеревалось принять самое деятельное участие в реализации программы Homar. В частности, все боевые и транспортно-заряжающие машины этой системы предполагалось выпускать в цехах завода Huta Stalowa Wola (HSW) на базе шасси польских автомобилей Jelcz с колесной формулой 6х6, систему управления огнем также намечалось производить в Польше, планировалась и частичная локализация производства в стране и ряда компонентов самих ракет. Для чего должны были быть закуплены соответствующие технологии.

Всего в планах вооруженных сил Польши значилось приобретение трех дивизионов ракетных комплексов Homar (по 18 пусковых установок в дивизионе — суммарно 56 единиц, плюс две учебные). Закупки предполагалось вести на основе межправительственного соглашения с США по линии Foreign Military Sales (FMS), подписание которого ожидалось до конца 2017 года.

22 сентября 2017 года во время встречи в Вашингтоне Антони Мацеревича с главой Пентагона Джеймсом Мэттисом эти намерения были подтверждены. А в ноябре Государственный департамент США одобрил возможную продажу Польше 56 пусковых установок HIMARS на сумму 250 млн долл.

Однако в июле текущего года Мариуш Блащак, сменивший Мацеревича на посту министра обороны страны заявил, что решено отказаться от достигнутых его предшественником договоренностей и немедленно начать переговоры с американским правительством о новых условиях реализации программы Homar. (При этом компании Lockheed Martin по-прежнему отводилась роль главного поставщика.)

В сообщении оборонного ведомства Польши по этому поводу говорилось, что это необходимо для «ускорения поставки дивизионных боевых модулей пусковых установок ракетных комплексов Homar». Отмечалось, что изменение прежней схемы поставок и ускорение реализации программы Homar «обеспечат своевременную поставку оборудования и обеспечат боевые возможности ракетных войск и артиллерии в этой области».

Насколько можно понять, военные посчитали, что потенциальные польские подрядчики во главе с PGZ предъявляют непомерные для оборонного бюджета Польши финансовые запросы. Между тем, объем средств выделяемых на программу Homar был определен еще в момент ее запуска в начале 2015 года.

Как полагают многие эксперты, в случае успешного реализации программы Homar, пусковые установки комплекса, прежде всего, будут направлены на части вооруженных сил России дислоцирующиеся в Калининградском особом районе.

Однако, если принять во внимание гораздо большую протяженность польской-белорусской границы по сравнению с польско-российской, то достаточно обоснованным выглядит опасение, что значительная часть пусковых установок Homar будет нацелена на Беларусь. И здесь вполне уместным будет вопрос о средствах нейтрализации столь серьезной огневой мощи.

Как полагают специалисты в числе наиболее эффективных можно назвать следующие:

Во-первых, это мощные системы радиоэлектронного противодействия, предназначенные для нарушения работы средств связи, бортовой электроники и систем спутниковой навигации. Результатом их воздействия будет резкое ухудшение точности управляемых боеприпасов.

Во-вторых, это зенитно-ракетные системы (ЗРС) С-400, которые способны гарантированно осуществлять перехват оперативно-тактических ракет.

Однако на сегодняшний день белорусская армия не имеет ни одной ЗРС С-400, а количество имеющихся у военных средств радиоэлектронной борьбы, пригодных для противодействия ОТРК, может оказаться недостаточным для создания полноценной противоракетной обороны.

Из чего следует: пока у Польши не появились ракетные комплексы Homar, Беларусь может озаботиться приобретением современных систем противоракетной обороны и развернуть производство достаточного количества средств РЭБ.

 

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,