• EUR  2.4102
  • USD  2.1449
  • RUB (100)  3.169
Минск  1 Погода в Минске

Появление у Польши американских ракетных комплексов класса «земля-земля» может создать дополнительные угрозы для безопасности Беларуси.

Как следует из сообщения на сайте министерства обороны Польши, опубликованном 19 октября, Варшава направила письмо-запрос в адрес правительства США на покупку одного дивизиона мобильных ракетных установок М142 HIMARS для использования их в собственной программе Homar.

К ним предполагается закупить дополнительные партии ракет, а также пакет материально-технического обеспечения и обучения расчетов. Следующим шагом должно стать согласование проекта соглашения с правительством США.

В контексте вышеизложенного, очевидно, стоит напомнить, что еще 6 июля 2017 года Министерство национальной обороны Польши и Министерство обороны США подписали меморандум о продаже Вашингтоном Варшаве специальной версии оперативно-тактического комплекса (ОТРК) HIMARS (польское обозначение Homar — «Омар»).

Как сообщил накануне тогдашний министр национальной обороны Польши Антоний Мацеревич, консорциум во главе с польской оборонно-промышленной группой Polska Grupa Zbrojeniowa S.A. (PGZ) рекомендовал для дальнейших переговоров по программе Homar (она также именуется Dywizjonowego modulu ogniowego wieloprowadnicowych wyrzutni rakietowych — DMO WWR) предложение американской корпорации Lоckheed Martin. Поэтому контракт на поставку ОТРК, скорее всего, предполагалось заключить именно с ней.

Выбор компании Lоckheed Martin на роль главного исполнителя по программе Homar де-факто означал выбор в качестве прототипа для этой системы ракетного комплекса HIMARS.

Аббревиатура HIMARS расшифровывается как High Mobility Artillery Rocket System — высокомобильная артиллерийско-ракетная система. Она была создана в конце 90-х годов корпорацией Lockheed Martin в партнерстве с британской компанией BAE Systems Mobility & Protection Systems, и с 2003 года выпускается серийно. Причем BAE Systems производит пусковые установки, а Lockheed ракеты для них. Мобильной базой для системы являются колесные шасси FMTV (Family of Medium Tactical Vehicles) массой 5 т.

Система снаряжается шестью реактивными снарядами GMLRS калибра 227 мм или одной управляемой баллистической оперативно-тактической ракетой ATACMS. И GMLRS, и ATACMS имеют два канала наведения на цель — инерциальный и от приемника спутникового сигнала GPS. Это позволяет достигать отклонения снарядов от цели в пределах 5-10 м.

Типичный боеприпас типа GMLRS (Guided Multiple Launch Rocket System) — это управляемая 227-мм ракета с боезарядом для реактивных систем залпового огня. Перед применением каждый такой снаряд программируется отдельно, получая свой собственный набор GPS координат обеспечивающих круговое вероятное отклонением от цели менее 5 м.

Что же касается оперативно-тактической ракеты ATACMS (Army Tactical Missile System), то существует несколько ее версий, имеющих разную дальность и разные боевые части (кассетные либо осколочно-фугасные). Самая совершенной считается модификация ATACMS — MGM-140E. Ее осколочно-фугасную боевая часть весит 227 кг, а заявленная дальность составляет 270 км. (Правда ряд экспертов подвергают эту цифру сомнению.)

Из высказываний Мацеревича следовало, что польская оборонная промышленность во главе с PGZ намеревалось принять самое деятельное участие в реализации программы Homar. В частности, все боевые и транспортно-заряжающие машины этой системы предполагалось выпускать в цехах завода Huta Stalowa Wola (HSW) на базе шасси польских автомобилей Jelcz с колесной формулой 6х6, систему управления огнем также намечалось производить в Польше, планировалась и частичная локализация производства в стране и ряда компонентов самих ракет. Для чего должны были быть закуплены соответствующие технологии.

Всего в планах вооруженных сил Польши значилось приобретение трех дивизионов ракетных комплексов Homar (по 18 пусковых установок в дивизионе — суммарно 56 единиц, плюс две учебные). Закупки предполагалось вести на основе межправительственного соглашения с США по линии Foreign Military Sales (FMS), подписание которого ожидалось до конца 2017 года.

22 сентября 2017 года во время встречи в Вашингтоне Антони Мацеревича с главой Пентагона Джеймсом Мэттисом эти намерения были подтверждены. А в ноябре Государственный департамент США одобрил возможную продажу Польше 56 пусковых установок HIMARS на сумму 250 млн долл.

Однако в июле текущего года Мариуш Блащак, сменивший Мацеревича на посту министра обороны страны заявил, что решено отказаться от достигнутых его предшественником договоренностей и немедленно начать переговоры с американским правительством о новых условиях реализации программы Homar. (При этом компании Lockheed Martin по-прежнему отводилась роль главного поставщика.)

В сообщении оборонного ведомства Польши по этому поводу говорилось, что это необходимо для «ускорения поставки дивизионных боевых модулей пусковых установок ракетных комплексов Homar». Отмечалось, что изменение прежней схемы поставок и ускорение реализации программы Homar «обеспечат своевременную поставку оборудования и обеспечат боевые возможности ракетных войск и артиллерии в этой области».

Насколько можно понять, военные посчитали, что потенциальные польские подрядчики во главе с PGZ предъявляют непомерные для оборонного бюджета Польши финансовые запросы. Между тем, объем средств выделяемых на программу Homar был определен еще в момент ее запуска в начале 2015 года.

Как полагают многие эксперты, в случае успешного реализации программы Homar, пусковые установки комплекса, прежде всего, будут направлены на части вооруженных сил России дислоцирующиеся в Калининградском особом районе.

Однако, если принять во внимание гораздо большую протяженность польской-белорусской границы по сравнению с польско-российской, то достаточно обоснованным выглядит опасение, что значительная часть пусковых установок Homar будет нацелена на Беларусь. И здесь вполне уместным будет вопрос о средствах нейтрализации столь серьезной огневой мощи.

Как полагают специалисты в числе наиболее эффективных можно назвать следующие:

Во-первых, это мощные системы радиоэлектронного противодействия, предназначенные для нарушения работы средств связи, бортовой электроники и систем спутниковой навигации. Результатом их воздействия будет резкое ухудшение точности управляемых боеприпасов.

Во-вторых, это зенитно-ракетные системы (ЗРС) С-400, которые способны гарантированно осуществлять перехват оперативно-тактических ракет.

Однако на сегодняшний день белорусская армия не имеет ни одной ЗРС С-400, а количество имеющихся у военных средств радиоэлектронной борьбы, пригодных для противодействия ОТРК, может оказаться недостаточным для создания полноценной противоракетной обороны.

Из чего следует: пока у Польши не появились ракетные комплексы Homar, Беларусь может озаботиться приобретением современных систем противоракетной обороны и развернуть производство достаточного количества средств РЭБ.

 

Прогноз курса рубля на неделю с 12 по 16 ноября

Вероятно снижение курса доллара США на торгах Белорусской валютно-фондовой биржи на величину около 1%. Но в понедельник 12 ноября курс доллара может вырасти на величину порядка 0,5%. Изменение средневзвешенного курса доллара на БВФБ на прошедшей неделе совпало с прогнозом: курс вырос на 0,8% – до 2,1336 рублей за доллар. В соответствие с прогнозами вели себя

Доллар завершил неделю ростом, курс евро снизился — итоги торгов 9 ноября на БВФБ

В пятницу, 9 ноября, на Белорусской валютно-фондовой бирже прошли заключительные торги иностранными валютами на этой неделе. По итогам торгов на БВФБ 9 ноября сложились следующие курсы: курс доллара США по сравнению с предыдущими торгами вырос на 0,0117 BYN (+0,55%) и был зафиксирован на уровне 2,1336 BYN/USD; курс евро снизился на 0,0065 BYN (-0,27%) и по итогам торгов составил 2,4185 BYN/EUR; курс российского рубля снизился на

Курсы доллара и евро выросли, российский рубль подешевел на торгах 8 ноября на БВФБ

В четверг, 7 ноября, на Белорусской валютно-фондовой бирже возобновились торги иностранными валютами после выходного, 7 ноября. По итогам торгов на БВФБ 8 ноября сложились следующие курсы: курс доллара США по сравнению с предыдущими торгами вырос на 0,0008 BYN (+0,04%) и был зафиксирован на уровне 2,1219 BYN/USD; курс евро вырос на 0,0031 BYN (+0,13%) и по итогам торгов составил 2,4250 BYN/EUR; курс российского рубля снизился на

Национальный банк не хочет смягчаться, президент молчит …

В белорусском ЦБ не хотят снижать ставки по банковским кредитам, аргументируя свое мнение перспективой роста инфляции. При этом в Нацбанке признают, что наблюдаемое ускорение темпов инфляции не связано с его действиями. Президент ситуацию пока не комментирует.

Курс доллара вышел на новый уровень и назад уже не вернется

Скачки курса доллара по отношению к белорусскому рублю в прошлом довольно часто завершались падением. Однако на этот раз восстановиться белорусскому рублю, по-видимому, не удастся, хотя условия для этого скоро возникнут.

Азбука налоговой оптимизации: налог на прибыль. Часть 1

В современном белорусском налоговом законодательстве, как правило, вторым по значимости налогом после НДС является налога на прибыль. Исключением из данного правила являются представители высокодоходного и успешного белорусского бизнеса, для которых именно налог на прибыль является наиболее обременительным и важным налогом.

Национальный банк не хочет смягчаться, президент молчит …

В белорусском ЦБ не хотят снижать ставки по банковским кредитам, аргументируя свое мнение перспективой роста инфляции. При этом в Нацбанке признают, что наблюдаемое ускорение темпов инфляции не связано с его действиями. Президент ситуацию пока не комментирует.

БРСМ в роли боеспособной организации в хорошем и прямом смысле 

«Производство, в экономическом смысле – процесс создания какого-либо продукта». Необязательно материального. Не зря же в цитате, позаимствованной в Википедии, использовано неопределенное местоимение «какого-либо». Оно позволяет включить в перечень производимых продуктов не только ТНП, но также ценности, смыслы, образцы поведения и одновременно их оценки.  Важной особенностью «белорусской модели» является абсолютная монополия главы государства на любые виды нематериального производства. Соответствующая статья в Конституции отсутствует, но она