• EUR  2.4151
  • USD  2.1431
  • RUB (100)  3.1746
Минск  2 Погода в Минске

В 2019 году белорусский бизнес вступит с новой редакцией Налогового кодекса – очередной попыткой упростить налогообложение в Беларуси. В традициях белорусского нормотворчества принято, что либерализация – это, прежде всего, принятие нового нормативного документа вне зависимости от его содержания. Без нового нормативного документа, принятого вместо отмены или упрощения старого, по мнению чиновников, реальной либерализации в Беларуси достичь нельзя.

Именно по такому пути пошли составители новой редакции Налогового кодекса, предложив документ объемом более 1000 листов. С таким объемом информации сможет справиться далеко не каждый бухгалтер или бизнесмен, а значит, без внешних консультантов не обойтись.

В этой связи видится весьма актуальным принятие указа президента о налоговых консультантах. Похоже, чиновники «предвидели» ожидаемые глобальные изменения налогового законодательства и предложили бизнесу и населению помощь в форме налоговых консультантов.

Смущает в этом лишь то, что налоговые и прочие консультанты не работают бесплатно, а значит, белорусам требуется готовиться к новым расходам на консультационную помощь сторонних организаций. Чтобы наши утверждения не были голословными, остановимся лишь на двух примерах из новой редакции Налогового кодекса, в которых весьма вероятно потребуется помощь внешних консультантов.

Нормируемые затраты

В качестве примера можно рассмотреть статью 171 «Нормируемые затраты», в которой составители попытались обобщить все затраты, которые предприятия должны нормировать для исчисления налога на прибыль. Принятие данной статьи в очередной раз свидетельствует о том, что все изменения и упрощения белорусского законодательства идут по кругу.

Не успели мы забыть 2010 год, время вступления в силу первой редакции особой части Налогового кодекса, в которой был закреплен отказ от нормирования затрат, как мы снова вернулись к обязательному нормированию бизнесом затрат в целях исчисления налога на прибыль. При этом, в отличие от ранее применяемого одноуровневого нормирования, когда каждая нормируемая затрата ограничивалась по своему правилу, государство перешло к двухуровневому нормированию.

Так, помимо перечня затрат, которые будут нормироваться по старинке по определенным правилам (командировки, ТЭР и другие), государство предлагает перечень затрат, которые будут регулироваться в совокупности (второй уровень). К таким совокупно нормируемым затратам государство предлагает относить прочие нормируемые затраты.

К прочим нормируемым затратам государство предлагает относить, например, представительские расходы, отдельные выплаты работникам, в частности, компенсации за использование личных автомобилей, проценты по просроченным кредитам, займам и так далее. В настоящее время перечень прочих нормируемых затрат состоит из 10 пунктов, но, зная особенности белорусского налогового нормотворчества, следует ожидать его расширения в ближайшие годы.

При этом учитываться при исчислении налога на прибыль будут прочие нормируемые затраты в размере не более 1% от выручки с НДС. Последнее ограничение потребует от бизнеса не только контролировать 1% норматив и сам перечень затрат, но и потребует помощи от программистов в доработке бухгалтерского программного обеспечения, иначе без налоговых ошибок, а также без дополнительных трудозатрат не обойтись.

Принятие данной нормы в очередной раз подчеркивает отсутствие доверия государства к бизнесу. Несмотря на почти три десятилетия построения рыночной экономики в Беларуси, чиновники до сих пор не могут поверить в то, что основой целью развития бизнеса является зарабатывание прибыли, а не уклонение от уплаты налогов. Заработать же прибыль без жесткого нормирования затрат невозможно. Поэтому именно бизнес, а не налоговая, является самым эффективным контролером затрат бизнеса. А введение дополнительных нормирований и ограничений лишь увеличивает необязательные затраты белорусского бизнеса, делая его менее конкурентоспособным на мировом рынке.

Льготы на дивиденды

Потребуется помощь внешних консультантов и для применения льготных налоговых ставок по налогу на прибыль по дивидендам. Так, в 184 статье предлагается устанавливать 6% ставку налога (вместо стандартной 12%) по дивидендам, в случае, если в течение трех предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между учредителями, а направлялась на развитие организации. В свою очередь, предлагается установить 0% ставки налога на прибыль по дивидендам в случае, если в течение пяти предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между учредителями, а направлялась на развитие организации.

Инициатива, безусловно, положительная и должна приветствоваться белорусским бизнесом, если бы не редакция самой статьи о льготе. Так, на практике применение льготы сразу наталкивается на ряд вопросов. Во-первых, предшествующие годы будут считаться после 2019 года или до 2019 года также? Во-вторых, можно ли применить льготу, если дивиденды были выплачены из прибыли за 2017 год, но не были выплачены за период с 2010 по 2015 годы? В-третьих, можно ли применить льготную 0% ставку, если в одном из 5-летнего периода был убыток?

В-четвертых, что такое — направление прибыли на развитие организации? Это определенный набор действий (покупка оборудования, покупка материалов и т.д), который должен подтверждаться документально или это просто не распределение прибыли на дивиденды, потому что любому экономисту понятно,  если прибыль не распределена, то она пополняет оборотные средства и помогает развиваться предприятию? И, наконец, в каком нормативном документе будет закреплено или какими критериями будут руководствоваться контролеры, чтобы понять, направлялась ли прибыль на развитие предприятия или нет?

Только одна маленькая льгота порождает существенный перечень уточняющих вопросов, в которых даже с  налоговыми консультантами не всегда можно достоверно разобраться. Последнее обусловлено тем, что составители Налогового кодекса, по традиции, предоставляя любую налоговую льготу, устанавливают ряд ограничений, которые эту льготу зачастую нивелируют. Это обусловлено опять же отсутствием доверия со стороны чиновников к бизнесу, который, по их мнению, сможет воспользоваться данной льготой не так, как планировали составители Налогового кодекса.

Вышеперечисленные неоднозначные моменты, связанные с новой редакцией Налогового кодекса, обусловлены тем, что его составители пытались одновременно решить две противоположные задачи. Во-первых, составители попытались упростить налоговое законодательство, чтобы объяснить бизнесу и населению причины предлагаемых изменений. А зачем что-то менять, если это не улучшит жизнь белорусов? А какие улучшения в Налоговом кодексе могут быть без снижения налоговой нагрузки?

Во-вторых, составители пытались выполнить поручение президента о том, что любые изменения Налогового кодекса не должны повлиять на размер поступлений в бюджет. А как можно сохранить поступления в бюджет без сохранения уровня налоговой нагрузки?

В итоге составители Налогового кодекса попытались одновременно усидеть на двух стульях: одновременно и снизить, и сохранить уровень налоговой нагрузки, что привело к вышеперечисленным результатам. Попытка создания очередного белорусского налогового велосипеда приведет к ожидаемому ухудшению условий ведения бизнеса в Беларуси. Об этом можно с уверенностью говорить, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, пока бизнес и население сможет адаптироваться к предлагаемым новациям налогового законодательства.

Тэги:

, , ,

Прогноз курса рубля на неделю с 12 по 16 ноября

Вероятно снижение курса доллара США на торгах Белорусской валютно-фондовой биржи на величину около 1%. Но в понедельник 12 ноября курс доллара может вырасти на величину порядка 0,5%. Изменение средневзвешенного курса доллара на БВФБ на прошедшей неделе совпало с прогнозом: курс вырос на 0,8% – до 2,1336 рублей за доллар. В соответствие с прогнозами вели себя

Доллар завершил неделю ростом, курс евро снизился — итоги торгов 9 ноября на БВФБ

В пятницу, 9 ноября, на Белорусской валютно-фондовой бирже прошли заключительные торги иностранными валютами на этой неделе. По итогам торгов на БВФБ 9 ноября сложились следующие курсы: курс доллара США по сравнению с предыдущими торгами вырос на 0,0117 BYN (+0,55%) и был зафиксирован на уровне 2,1336 BYN/USD; курс евро снизился на 0,0065 BYN (-0,27%) и по итогам торгов составил 2,4185 BYN/EUR; курс российского рубля снизился на

Курсы доллара и евро выросли, российский рубль подешевел на торгах 8 ноября на БВФБ

В четверг, 7 ноября, на Белорусской валютно-фондовой бирже возобновились торги иностранными валютами после выходного, 7 ноября. По итогам торгов на БВФБ 8 ноября сложились следующие курсы: курс доллара США по сравнению с предыдущими торгами вырос на 0,0008 BYN (+0,04%) и был зафиксирован на уровне 2,1219 BYN/USD; курс евро вырос на 0,0031 BYN (+0,13%) и по итогам торгов составил 2,4250 BYN/EUR; курс российского рубля снизился на

Курсы валют развернулись: доллар подешевел, евро и российский рубль подорожали на торгах на БВФБ 6 ноября

Во вторник, 6 ноября, на Белорусской валютно-фондовой бирже прошли очередные торги иностранными валютами на этой неделе. По итогам торгов на БВФБ 6 ноября сложились следующие курсы: курс доллара США по сравнению с предыдущими торгами снизился на 0,0026 BYN (-0,12%) и был зафиксирован на уровне 2,1211 BYN/USD; курс евро вырос на 0,0036 BYN (+0,15%) и по итогам торгов составил 2,4219 BYN/EUR; курс российского рубля вырос на

Азбука налоговой оптимизации: налог на прибыль. Часть 1

В современном белорусском налоговом законодательстве, как правило, вторым по значимости налогом после НДС является налога на прибыль. Исключением из данного правила являются представители высокодоходного и успешного белорусского бизнеса, для которых именно налог на прибыль является наиболее обременительным и важным налогом.

Национальный банк не хочет смягчаться, президент молчит …

В белорусском ЦБ не хотят снижать ставки по банковским кредитам, аргументируя свое мнение перспективой роста инфляции. При этом в Нацбанке признают, что наблюдаемое ускорение темпов инфляции не связано с его действиями. Президент ситуацию пока не комментирует.

БРСМ в роли боеспособной организации в хорошем и прямом смысле 

«Производство, в экономическом смысле – процесс создания какого-либо продукта». Необязательно материального. Не зря же в цитате, позаимствованной в Википедии, использовано неопределенное местоимение «какого-либо». Оно позволяет включить в перечень производимых продуктов не только ТНП, но также ценности, смыслы, образцы поведения и одновременно их оценки.  Важной особенностью «белорусской модели» является абсолютная монополия главы государства на любые виды нематериального производства. Соответствующая статья в Конституции отсутствует, но она

Обязательные обязанности 

Проводимая государством в последние годы в Беларуси политика активной либерализации экономических отношений до сих пор не затронула одну важную сферу, а именно отстаивание бизнесом своих прав в спорах с контролирующими органами. Как ни странно, отсутствие реального прогресса в данной области связано не с недостатком норм законодательства, а с незнанием, или «нежеланием» бизнеса отстаивать свои права. Причин для этого множество, начиная от незнания норм законодательства, до сложившейся за десятилетия