Принятие 9 января 2017 года новой редакции Закона Республики Беларусь «О декларировании физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов»  изменило подходы налоговых органов к контролю над доходами белорусов. С помощью новой редакции Закона о декларировании налоговые органы получили возможность требовать у физических лиц не только декларации о доходах и имуществе, но и получать пояснения об источниках и размерах этих доходов и расходов.

Указанные законодательные новации требуют от белорусских граждан изменить походы к учету собственных доходов и расходов. В противном случае белорусам придется доплачивать подоходный налог на всю сумму выявленных налоговыми органами расхождений. Чтобы этого избежать, необходимо знать и помнить следующие особенности правоприменительной практика Закона о декларировании.

Что требует налоговая

Направление требований о предоставлении декларации о доходах и имуществе является новацией белорусского налогового законодательства в контроле над уплатой гражданам Беларуси подоходного налога. Суть новации заключается в том, что налоговые органы перешли от контроля над доходами к контролю над расходами физических лиц. Теперь контролируется не то, сколько человек заработал, а то, как человек деньги потратил. А точнее, откуда человек взял деньги на эти расходы.

Исходя из этого строится и перечень документов, которые направляются налоговыми органами в адрес физических лиц. Так, помимо требования налоговая инспекция составляет предварительный расчет доходов и расходов гражданина по годам. Как правило, речь идет о 10-летнем периоде.

Именно предварительный расчет, а точнее расхождение в доходах и расходах отраженное в нем, и является основой для составления требования. При этом в разделе о доходах, как правило, отражаются полученные налоговой инспекцией сведения только с основного места работы о заработной плате физического лица. О других доходах обычно в предварительном расчете ничего не указывается.

В разделе о расходах указываются помесячные суммы бюджета прожиточного минимума – сумма, которая, по мнению налоговых органов, необходима человеку в месяц на проживание. Кроме того, в расходах указываются иные расходы физического лица, о которых имеется информация у налоговых органов.

На практике речь идет о четырех источниках получения информации для раздела о расходах физического лица. Во-первых, это сведения из базы данных ГАИ о регистрации автомобиля или иного транспортного средства на физическое лицо. Во-вторых, это сведения из базы данных БРТИ о регистрации недвижимого имущества (квартиры, дачи и так далее) на физическое лицо. В-третьих, это сведения из базы данных таможенных органов о декларировании физическими лицами имущества и товаров при ввозе их на территорию Республики Беларусь.

В-четвертых, это прочие источники информации. Например, это данные, полученные в ходе проверок или оперативного сбора информации о предоставленных физическими лицами в пользу предприятий и индивидуальных предпринимателей займов. Или данные о вкладах физических лиц в банках, или сведения о покупке физическими лицами доли в уставном фонде предприятий и так далее.

Как пояснить свои расходы

Вышеперечисленные особенности в составлении требования являются основой для подготовки декларации о доходах и имуществе и пояснений для налоговых органов. При этом важно учитывать следующие особенности требования.

Во-первых, необходимо посмотреть, за какой период налоговая инспекция требует предоставить декларацию о доходах и имуществе. Например, на практике возможна ситуация, когда превышение расходов над доходами отмечено в предварительном расчете за 2015 год, а декларацию о доходах и имуществе требуется предоставить только за 2017 и 2018 год. Почему так происходит?

На практике возможны два варианта. Либо была допущена техническая ошибка при составлении требования, либо налоговая инспекция пытается получить непосредственно от физического лица информацию обо всем его имуществе и доходах. Эта информация в дальнейшем используется налоговыми органами для предъявления физическому лицу нового требования с уточненным перечнем возможных расходов и доходов.

В этой связи необходимо представить в налоговую инспекцию декларацию о доходах и имущества именно за тот период, который указан в требовании. При этом если период расхождений между доходами и расходами не попал в налоговое требование, то значит, налоговая инспекция будет дополнительно запрашивать декларацию о доходах и имуществе и пояснения по ней, но уже с учетом ранее предоставленной декларации.

Во-вторых, при составлении декларации о доходах и имуществе необходимо учитывать все доходы, которые получило физическое лицо. На практике в предварительном расчете указываются данные только по основному месту работы, и не учитываются данные из прочих источников. Например, оплата труда не по основному месту работы, доходы от продажи имущества, гонорары, пособия и так далее.

Помимо непосредственно доходов, связанных с оплатой труда, в декларацию о доходах и имуществе может включаться и финансовая помощь, подарки, денежные переводы от близких и дальних родственников. При этом необходимо учитывать особенности Налогового кодекса, согласно которому только подарки и денежная помощь от близких родственников не облагается подоходным налогом. К близким родственникам относятся родители, дети, супруги, родные братья и сестры, внуки, дед, бабка, усыновители и усыновленные.

Финансовая помощь и подарки от прочих физических лиц могут облагаться подоходным налогом согласно Налоговому кодексу. Это необходимо знать при составлении декларации о доходах и имуществе.

Кроме того, необходимо знать, что любые данные о подарках и финансовой помощи от других лиц будут перепроверяться налоговыми органами. Поэтому необходимо, чтобы дарители могли подтвердить свои подарки в пользу физического лица, составляющего декларацию о доходах и имуществе.

В-третьих, необходимо помнить, что статьей 11 Закона о декларировании определено, что: «В случае, если заявленные физическим лицом доходы, за счет которых были произведены расходы, получены в период, превышающий десять полных календарных лет, предшествующих году, в котором налоговым органом направлено физическому лицу требование о представлении декларации о доходах и имуществе, сопоставление сумм расходов и доходов такого физического лица проводится налоговым органом также за период, начиная с года, в котором получены такие доходы».

Суть данной нормы законодательства в следующем. Если физическое лицо заявило о том, что доходы, о которых сомневается налоговая инспекция, были заработаны ранее 10-летнего периода, по которому составлен предварительный расчет, то невозможность этого должна доказывать налоговая инспекция, а не само физическое лицо.

То есть рассуждения некоторых контролеров о том, что «все заработное при Советском Союзе «сгорело»» или «вы не могли заработать столько денег ранее» должны быть не голословными, а документально подтвержденными предварительными расчетами налоговых органов. Без документально обоснованных расчетов налоговая инспекция не имеет права утверждать о незаконности доходов физического лица. Именно это и закреплено в статье 11 Закона о декларировании.

Поэтому у физического лица всегда есть возможность ссылаться на то, что часть доходов была заработана или была получена в форме подарка в периоды превышающие 10-летний срок. Важно при этом помнить, что данная информация может быть перепроверена налоговыми органами, а значит, она должна быть максимально реалистичной и по возможности документально подтвержденной.

Обобщая изложенное, отметим, что получив требование налоговой о предоставлении декларации о доходах и имуществе, не следует паниковать. Само требование не является доказательством вашей вины в неуплате подоходного налога, а свидетельствует лишь о том, что у налоговой инспекции есть информация, которую она должна перепроверить.
Развеять сомнения налоговой инспекции можно двумя способами. Во-первых, можно самостоятельно изучить законодательство и предоставить аргументированную декларацию со всеми требуемыми пояснениями. Во-вторых, можно обратиться к консультантам, которые помогут вам разобраться в хитросплетениях белорусского налогового законодательства, а также правильно заполнят декларацию о доходах и имуществе с соответствующими пояснениями.

Выбор способа подготовки ответа для налоговой инспекции каждый выбирает сам. Важно быть уверенным в своей правоте и подготовить юридически и документально обоснованный ответ о своих доходах и расходах за обозначенный налоговой инспекцией период.

Тэги:

, , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,