Уволив ряд членов Совета министров РБ, президент не тронул руководителей Национального банка и Министерства финансов, хотя они проводили ту же политику, что и правительство страны в целом. Дело, возможно, в том, что у них есть особые заслуги.

Прояснить ситуацию поможет анализ состояния банковской системы страны по итогам первого полугодия текущего года.

Прибыль аккумулируют государственные банки

Белорусские банки сумели приспособиться к сложным экономическим условиям: несмотря на падение ставок по кредитам и значительную величину проблемных активов, их чистая прибыль выросла. По итогам I полугодия 2018 года чистая прибыль белорусских коммерческих банков, без учета Банка развития РБ, достигла 493,9 млн. рублей, что оказалось на 9,8% больше, чем в аналогичном периоде 2017 года. В то же время, чистая прибыль нефинансового сектора экономики РБ за полугодие выросла всего на 2% и составила 4,2 млрд. рублей.

Довольно благополучным выглядит и уровень заработной платы в самих банках, который давно перевалил за 1 тыс. рублей. В июле текущего года средняя начисленная зарплата в сфере финансовых услуг, без учета страхования и дополнительного пенсионного обеспечения, достигла 1,595 тыс. рублей. А в среднем по стране зарплата составила 973,8 рублей.

Такое соотношение прибыли и зарплат в банковской сфере с нефинансовым сектором может даже показаться некоторым перекосом в сторону банков. Подобное положение ранее неоднократно вызывало критику со стороны президента РБ Александра Лукашенко. Однако в последнее время ее не слышно.

Это имеет объяснение. Во-первых, банки учли рекомендации президента жить скромнее. Реальная зарплата в сфере финансовых услуг без учета страхования и дополнительного пенсионного обеспечения за год поднялась всего на 3%, тогда как в целом по стране она выросла на 12,7%. В I полугодии 2018 года расходы на персонал в коммерческих банках страны увеличились всего на 7,2% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года и составили 614,6 млн. рублей.

То есть, разрыв между финансовым сектором и остальной экономикой сокращается.

Во-вторых, спокойное отношение президента к росту прибыли банков может объясняться тем, что в значительной степени увеличиваются доходы государственных банков. Так, наибольшую прибыль среди банков страны по итогам полугодия получил Беларусбанк, чистая прибыль которого за рассматриваемый период увеличилась по сравнению с I полугодием 2017 года на 23,4% и достигла 141 млн. рублей. На втором месте находится Банк развития, чистая прибыль которого увеличилась на 11% – до 120,7 млн. рублей. Даже государственный Белинвестбанк, который готовится к приватизации, то есть, как будто уходит от государства, в I полугодии текущего года получил вполне приличную прибыль в размере 23,3 млн. рублей.

Таким образом, за счет прибыли государственных банков фактически создается дополнительный источник государственных доходов, параллельный бюджету. Но если бюджетные средства иногда бывает сложно перераспределять по усмотрению президента, то с банками это делать проще. Надо президенту профинансировать одно предприятие – пожалуйста, другое – нет проблем. Конечно, теоретически надо иметь эффективный инвестиционный проект, но это ограничение, похоже, легко обходится предоставлением госгарантий. Для президента это очень удобно, что, возможно, он оценил.

Некоторые негосударственные банки тоже готовы участвовать в подобной деятельности. И в целом негосударственные банки не бедствуют. Набольшую чистую прибыль за I полугодие 2018 года среди них получил Приорбанк: 69,9 млн. рублей. Но это оказалось на 37,9% меньше, чем год назад. Убыточных банков по итогам I полугодия 2018 года в Беларуси не оказалось вообще, что выгодно отличает банковскую сферу от других отраслей белорусской экономики. Мало у нас таких оазисов, где нет убыточных предприятий.

Негосударственные банки лидируют по рентабельности, но этот показатель в Беларуси традиционно считается не таким важным, как валовые объемы. На первом месте по рентабельности капитала в I полугодии текущего года находился МТБанк с отношением чистой прибыли к собственному капиталу, равным 19,6%. При этом его чистая прибыль снизилась на 1% по сравнению с прибылью за I полугодие 2017 года и составила 25,9 млн. рублей. На втором месте по отношению прибыли к капиталу оказался Банк ВТБ (Беларусь), у которого данный параметр составил 15,1%.

Проблемные активы не менее надежны, чем беспроблемные

Конечно, говорить, что у белорусских банков нет проблем, было бы преувеличением. Среди них можно выделить две: значительные проблемные активы и сокращение процентных доходов в связи со снижением процентов по кредитам.

Чистые процентные доходы коммерческих банков (без учета Банка развития), которые составляют основную часть их доходов, в I полугодии 2018 года снизились по сравнению с I полугодием 2017 года на 7,2% и составили 1,41 млрд. рублей. Чистые доходы по операциям с иностранной валютой сократились на 5,2% – до 230,1 млн. рублей.

Правда, увеличились чистые комиссионные доходы (на 19,9% — до 519,7 млн. рублей), а также доходы в виде дивидендов (в 1,6 раза – до 20 млн. рублей). Это  почти компенсировало потерю процентных доходов, а рост прибыли был обеспечен другим фактором: снижением чистых отчислений в резервы  на 24,4% – до 431,6 млн. рублей. Таким образом, увеличение прибыли банковской системы происходит на фоне сокращения их чистых доходов.

Вторая проблема состоит в наличии у банков значительных объемов проблемных активов. В частности, на 1 июля текущего года проблемная задолженность организаций – резидентов РБ составила 5,67% от всей их задолженности и составила 1,637 млрд. рублей. Но и тут есть явный прогресс: год назад доля данной задолженности равнялась 6,66%. К тому же, это, большей частью, задолженность государственных предприятий перед государственными же банками, то есть риски потерь банков весьма малы.

Что касается проблемной задолженности физических лиц, то она вообще смешная: 15,8 млн. рублей, то есть 0,48% от всей кредитной задолженности населения.

Таким образом, несмотря на некоторые проблемы, белорусская банковская система выглядит одним из оазисов благополучия на фоне остальной экономики страны. Причем места хватает и государственным банкам и негосударственным, а работают они на внутреннем рынке, а не живут за счет экспорта, как многие другие.

Ситуация с Минфином выглядит примерно такой же, как с Нацбанком. Министерство обеспечило профицит бюджета, часть средств из которого может распределяться на какие угодно цели по распоряжению президента. Так, по итогам I полугодия 2018 года профицит республиканского бюджета составил 2,7 млрд. рублей, из которых на погашение части государственного долга было направлено только 1,01 млрд. рублей. Остальные средства были зарезервированы на финансирование предстоящих расходов.

Минфин, правда, в прошлом году не проявлял особого энтузиазма в увеличении зарплаты в бюджетной сфере, но в текущем году исправился. Хотя в данном росте зарплаты непосредственная роль Минфина, может быть, и невелика, но формально это его епархия.

Что касается денежно-кредитной политики, проводимой Нацбанком и Минфином, то и к ней особых претензий не предъявишь. Инфляция низкая, золотовалютные резервы растут, белорусский рубль укрепляется (по отношению к корзине валют), на эффективные проекты, а также на проекты, лично поддерживаемые президентом, деньги в стране есть. Конечно, имеются серьезные сомнения в том, что такая политика в наибольшей степени способствует развитию экономики страны, но это предмет дискуссии, а не установленный факт. В итоге и получается, что не за что наказывать белорусских финансистов, впору их ставить в пример.

Тэги:

, , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,