На фоне достаточно неоднозначной ситуации в гражданской промышленности, положение в оборонном секторе выглядит более обнадеживающим. Разработки отечественного ВПК не только востребованы внутри страны, но все чаще находят спрос за ее пределами.

Бронированные машины «Кайман» белорусского производства были замечены во время прошедшего 7 августа 2018 года в пригороде Абиджана Йопугоне военного парада в честь 58-летия независимости Кот-д’Ивуара. Всего было замечено восемь бронемашин «Кайман»: четыре из них шли в парадной колонне жандармерии Кот-д’Ивуара, а еще четыре с камуфляжной окраской, видимо, представляли вооруженные силы страны, — сообщает блог bmpd.

Очевидно, необходимо напомнить, что бронированная машина (название данное изготовителем — «мобильное бронированное транспортное средство» — МБТС «Кайман») была разработана белорусским ОАО «140 ремонтный завод» (г. Борисов) по поручению президента Беларуси Александра Лукашенко. Во время посещения предприятия в 2014 году он поставил перед руководством завода задачу создать мобильное транспортное средство для вооруженных сил и силовых структур страны, способное также найти широкий спрос за рубежом. В результате выполнения этого распоряжения и появился проект МБТС «Кайман».

Как полагает ряд комментаторов, одним из важных условий, позволивших создать новую бронированную машину в минимальные сроки, стало освоение на предприятии капитального ремонта и глубокой модернизации известной советской боевой разведывательно-дозорной машины БРДМ-2 до уровня БРДМ-2МБ.

Правда, данная программа модернизации не смогла устранить один из главных недостатков БРДМ-2 — слабую защищенность. Ее цельносварной стальной корпус имеет толщину всего 7 мм, лобовой лист — 14 мм. Но наиболее слабым местом бронекорпуса является днище толщиной 2-3 мм, что делает машину весьма уязвимой для мин.

К числу недостатков относится также затрудненность доступа в машину и ее покидания всех четырех членов экипажа через люки над головой механика-водителя и командира, так как и пулеметная башня не имеет люка сверху.

Поэтому было решено создать практически новую боевую машину. И хотя первый опытный образец МБТС «Кайман», продемонстрированный в 2015 году, с целью экономии времени и средств был изготовлен путем «перелицовки» старой БРДМ-2, последующие машины получили эксклюзивный бронекорпус и начинку.

Внешний облик новой машины лишь отдаленно похож на силуэт БРДМ-2, от него мало что осталось. О прототипе напоминает разве что общий вид лобовой части корпуса. Конструкция которой, впрочем, также подверглась существенным изменениям.

Так, вместо двух лобовых бронестекол с защитными щитками установлено одно более широкое. Боковой обзор водителя и командира заметно улучшен за счет двух дополнительных бронестекол на скулах лобовой части корпуса.

Что касается кормы, то ее конструкция приспособлена для монтажа другой силовой установки. Если на БРДМ-2 стоял бензиновый газовский «движок», то на «Каймане» установлен дизельный агрегат Минского моторного завода и новая трансмиссия.

Средняя часть бронекорпуса также ничем не напоминает «предка». Борта сварены из трех броневых деталей, причем, верхняя и нижняя располагаются под углом к вертикали, что придает им дополнительную противопульную стойкость.

МБТС «Кайман», передвижение

Машина имеет дифференцированное по толщине бронирование. По бортам в задней части корпуса класс защиты соответствует Бр4 по ГОСТ Р 50963. В лобовой части толщина броневой стали обеспечивает защиту класса БР5, что превышает класс защиты БТР-80. Стекла «Каймана» также пулестойкие (5аХЛ). Внутри бронекорпуса на бортах боевого отделения установлена противоосколочная защита.

С целью проверки защищенности экипажа от огня стрелкового оружия, машину сначала обстреляли из пулемета Калашникова ПКМБ калибра 7,62 мм и противопехотного автоматического гранатометного комплекса АГС калибра 30 мм, а затем из снайперской винтовки СВД калибра 7,62 мм патроном СН со стальным сердечником. Бронекорпус «Каймана» выдержал все атаки без сквозного пробития.

Двойное бронирование днища и установка броневых листов под сидениями десанта, водителя и командира призвано обеспечить дополнительную защиту экипажа при подрыве на мине. Снизить воздействие взрывной волны при подрыве помогает и частично V-образная форма днища. Под местами размещения десантом дно машины имеет угол наклона в 30 градусов.

Противоминную защиту должен повысить и вынос колес новой машины из-под корпуса, так как подрыв во многих случаях инициируется взрывателем нажимного действия.

Степень выживаемости экипажа «Каймана» при поражении МБТС повышена за счет быстроты эвакуации через две бортовые двери с небольшими стеклами, открываемые вперед. Они же служат достаточно серьезным прикрытием от огня с фронта. При этом распашные двери создают дополнительные удобства при посадке и высадке десанта. С этой же целью под ними приварены широкие подножки с рифленой поверхностью. Для облегчения доступа к люкам механика-водителя и командира машины на крыше бронекорпуса служат поручни и ступеньки.

Что касается внутренней компоновки корпуса «Каймана», то она аналогична БРДМ-2. В передней его части размещено отделение управления, в средней — боевое отделение, в корме — силовое отделение.

Для удешевления готовой продукции, упрощения технологии производства, а также для экономии на покупных комплектующих изделиях, при создании ходовой части «Каймана» (колесная формула 4×4) был использован ряд узлов и агрегатов старых советских бронемашин: донором новой машины, в частности, стал БТР-60. От него унаследованы независимая торсионная подвеска, мосты и колесные редукторы.

На МБТС установлен дизельный двигатель Д-245.30E2 производства ОАО «Минский моторный завод» мощностью 170 лошадиных сил с электронной системой управления подачи топлива и агрегатированный с усиленной механической 5-ступенчатой коробкой передач.

Оправдывая свое название, новая машина унаследовала от БРДМ-2 способность форсирования водных преград вплавь. Хотя конструкторам 140-го завода пришлось разработать новый движитель. По бокам двигательного отсека размещены два канала, в которых установлены гребные винты, соединенные с коробкой отбора мощности.

МБТС «Кайман», движение по воде

На крыше «Каймана» смонтирована турель, на которой, по требованию заказчика, может быть установлено практически любое пригодное по весо-габаритным параметрам вооружение, в том числе боевые модули различных типов. Дополнительное вооружение машины включает два трехствольных дымовых гранатометов, установленных над бортовыми корзинами для имущества.

Заявленная производителем боевая масса МБТС «Кайман» с шестью членами экипажа и вооружением не превышает 7 т. При этом машина способна разгоняться на шоссе до 110 км/ч и имеет запас хода до 1.000 км. Благодаря водометному движителю скорость на плаву достигает 8 км/ч.

Cистема охлаждения позволяет эксплуатировать машину при температуре окружающей среды до +50 градусов С. Современные приборы и датчики белорусского производства позволяют контролировать все параметры систем обеспечивающих работу дизельного двигателя.

Также предусмотрена возможность установки бортовой информационно-управляющей системы (БИУС), которая расширяет возможности контроля работы важнейших узлов и агрегатов МБТС, повышает функциональные возможности и эргономические характеристики рабочих мест экипажа, имеет встроенную навигационную систему.

МБТС оборудовано светотехникой для перемещения по дорогам общего пользования, видеокамерой заднего вида, дополнительными осветительными приборами. Полный привод, высокий крутящий момент двигателя, независимая торсионно-рычажная подвеска и централизованная система подкачки шин позволяют машине уверенно передвигаться по сильно пересеченной местности.

В зависимости от требований заказчика и природно-климатических условий региона поставки, предусмотрена возможность выпуска МБТС в нескольких исполнениях. С установкой по выбору клиента вида вооружения, фильтровентиляционной установки, системы кондиционирования воздуха, средств связи и т.д.

Однако в любом исполнении боевая машина на 90% состоит из деталей, узлов, агрегатов и комплектующих изделий серийно выпускаемых белорусскими производителями.

По заявлению производителя, тактико-технические характеристи мобильного бронированного транспортного средства «Кайман» позволяют задействовать его в разведывательных и диверсионных операциях, патрулировании и сопровождения колонн, проведении миротворческих и милицейских операций, ведении действий в условиях чрезвычайных ситуаций.

В 2017 году машина была официально принята на вооружение министерством обороны Беларуси.

На 8-й Международной выставке вооружения и военной техники «MILEX-2017» в мае 2017 года ОАО «140 ремонтный завод» продемонстрировало линейку МБТС «Кайман» с различными вариантами вооружения и оборудования в зависимости от круга выполняемых задач: с пулеметом ПКМС калибра 7,62 мм, с крупнокалиберным пулеметом «Утес” калибра 12,7 мм, со станковым автоматическим 30 мм гранатометом АГ-17А/АГ-30, а также с оборудованием космической связи. Кроме того, на одной из машин был установлен боевой модуль АДУНОК, разработанный в ОАО «Конструкторское бюро «Дисплей» (г. Витебск).

Тэги:

, , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,