• EUR  2.4136
  • USD  2.1204
  • RUB (100)  3.2021
Минск  -0.2 Погода в Минске

Индивидуальные предприниматели являются наиболее многочисленным и при этом наименее финансово грамотным классом белорусских субъектов предпринимательства. В условиях постоянно изменяющегося и достаточно сложного белорусского экономического законодательства без специального образования зачастую не обойтись. Предприниматели же являются экономическим классом, формируемым порой из людей с непрофильным образованием, в силу сложных жизненных обстоятельств или желания самореализоваться.
В этой связи весьма важным является правильный выбор системы налогообложения, ибо от этого во многом зависит и система бухгалтерского учета на предприятия, и вероятность допущения ошибок в исполнении законодательстве, и возможные претензии контролирующих органов. Поэтому каждый предприниматель в Беларуси должен знать о возможности применения одной из трех схем налогообложения: единый налог, упрощенная система налогообложения и общая система налогообложения с уплатой подоходного налога. Каждая система налогообложения имеет свои достоинства и недостатки в зависимости от вида деятельности и потенциальных контрагентов.

Единый налог

Единый налог с индивидуальных предпринимателей является, с одной стороны, наиболее простым налогом в исчислении, но с другой стороны — данный налог может быть наиболее обременительным и сложным в применении на практике. Если говорить о достоинствах и недостатках единого налога, то следует упомянуть о следующем.

Достоинствами единого налога является простота в его исчислении. Так, ставка налога определяется в фиксированной сумме в белорусских рублях в зависимости от вида деятельности и территории, на которой будет осуществляться деятельность. При этом необходимо учитывать, что если предприниматель осуществляет несколько видов деятельности, то единый налог уплачивается по наиболее высокой ставке единого налога.

Также положительной стороной уплаты единого налога является возможность фактически не вести бухгалтерский учет за исключением учета выручки. Последнее необходимо для того, чтобы определить возможную сумму доплаты единого налога, в том случае, когда выручка предпринимателя в 40 раз превысила ставку единого налога. Доплата производится в размере 5% от суммы такого превышения.

К отрицательным сторонам применения единого налога следует отнести следующее. Во-первых, существующая в Беларуси ежегодная правоприменительная практика индексации ставок единого налога в сторону увеличения фактически означает рост налоговой нагрузки на предпринимателей, выбравших такую схему налогообложения.

Во-вторых, отрицательным моментом является необходимость уплаты единого налога авансом до момента осуществления деятельности. Фактически предпринимателю необходимо до момента осуществления деятельности просчитать свои ожидаемые доходы, чтобы понять, «окупиться» ли авансовая уплата единого налога.

В-третьих, применение единого налога не всегда возможно. Так, согласно Налоговому кодексу применение единого налога предусмотрено преимущественно по видам деятельности, связанным с физическими лицами, и не всегда возможно при заключении договоров с юридическими лицами. Данное ограничение по видам деятельности необходимо учитывать при выборе единого налога в качестве схемы налогообложения и поэтому данная схема налогообложения применяется предпринимателями, работающими преимущественно с физическими лицами.

Упрощенная система налогообложения

Упрощенная система налогообложения на практике является наиболее часто используемой схемой уплаты налогов для предпринимателей, которые работают как с физическими, так и юридическими лицами. При этом перечень ограничений по применению упрощенной системы налогообложения при работе с юридическими лицами, существенно меньше чем для единого налога.

Достоинством данной системы налогообложения является ее простота, позволяющая фактически не вести бухгалтерский учет за исключением учета выручки. Кроме того, налог по упрощенной системе уплачивается по факту осуществления деятельности исходя из полученной предпринимателем выручки, а значит «окупаемость» данного налога просчитывать не нужно. Применение единой ставки в 5% (в случае работы без НДС) существенно упрощает порядок текущей деятельности предпринимателя, так как нет необходимости пересчитывать налог в случае изменения видов деятельности в течении отчетного периода.

К отрицательным сторонам применения упрощенной системы налогообложения следует отнести количественное ограничение по выручке. Так, применять упрощенную систему налогообложения в 2018 году могут только предприниматели, у которых выручка в течение года не превысила 202 700 рублей. Также к отрицательным факторам применения упрощенной системы налогообложения относятся ограничения по некоторым видам деятельности, при осуществлении которых упрощенная система налогообложения не применима.

Общая система с подоходным налогом

Общая система с уплатой подоходного налога на практике является наиболее редким видом налогообложения, используемым среди предпринимателей. Данная система налогообложения применяется преимущественно предпринимателями, столкнувшимися с законодательными ограничениями или экономическими обстоятельствами. Во-первых, общая система применяется предпринимателями, имеющими существенные обороты по выручки, превышающие критерии, установленные для упрощенной системы налогообложения. Во-вторых, общая система применяется предпринимателями, осуществляющими те виды, которые являются законодательно запрещенными для единого налога и упрощенной системы налогообложения.

Исключительность общей системы налогообложения обусловлена тем, что при данной схеме предпринимателю необходимо вести полноценный бухгалтерский учет всех доходов и расходов для правильного исчисления подоходного налога. Второй отрицательной стороной общей системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей является необходимость исчисления и уплаты НДС. С одной стороны, НДС существенно сокращает налоговую нагрузку предпринимателей, работающих преимущественно на экспорт, так как есть возможность применения нулевой налоговой ставки. Для предпринимателей, работающих преимущественно на рынке Беларуси, такой налоговой экономии нет, а налоговая нагрузка, как правило, выше, чем по другим системам налогообложения.

Кроме того, уплата НДС требует дополнительных административных расходов на ведение учета электронных счетов-фактур по НДС, которые контролируются налоговыми органами в онлайн режиме. Соответственно, уплата НДС в Беларуси сопряжена с дополнительным постоянным камеральным контролем со стороны налоговых органов к работе индивидуального предпринимателя.

Обобщая все вышеперечисленные рекомендации, следует отметить, что выбор системы налогообложения должен основываться на том, какой вид деятельности осуществляется, планируемой выручке и доходности бизнеса, а также регионе работы предпринимателя. При этом в случае «неверного» выбора системы налогообложения с точки зрения оптимизации уровня налоговой нагрузки предприниматель всегда имеет возможность изменить схему налогообложения со следующего календарного года.

Для того чтобы учесть все экономические и законодательные факторы предпринимателей может воспользоваться следующими тремя вариантами выработки мероприятия по оптимизации налогов. Во-первых, индивидуальные предприниматели могут самостоятельно изучать нормативные акты, в частности Налоговый кодекс, благо данная информация доступна в Интернет. Во-вторых, индивидуальные предприниматели могут обращаться за разъяснениями в налоговые органы, которые по законодательству обязаны давать разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства. В-третьих, индивидуальные предприниматели могут обращаться за разъяснениями к специалистам по налоговой оптимизации. Речь идет об аудиторах и налоговых консультантах, которые специализируются в вопросах налогового планирования.

Практика показывает, что наиболее эффективным способом является сочетание всех трех направлений работы по налоговой оптимизации. Так, например, самостоятельное изучение налогового законодательства позволит предпринимателям «перепроверить» правильность консультаций от налоговых органов и специалистов по налоговой оптимизации. С другой стороны, правоприменительный опыт аудиторов и налоговых консультантов может быть весьма полезен предпринимателям в выработке направлений налоговой оптимизации своей деятельности.

Тэги:

, , , , , ,

Санитарные нормы торговли пищевой продукцией на рынках значительно упростились — текст постановления Минздрава

Постановленние Минздрава от 23 октября 2018 г. № 80 опубликовано на Национальном правовом портале. Постановлением утверждены Санитарные норм и правила «Требования к осуществлению торговли на рынках пищевой продукцией»в новой редакции и признается  утратившим силу постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 сентября 2012 г. № 151 Новыми Санитарными нормами и правилами устанавливаются требования к территории, освещению, микроклимату, содержанию и

Прогноз курса рубля на неделю с 10 по 14 декабря

В понедельник 10 декабря возможно падение курса доллара на БВФБ на величину около 1%, однако затем он может частично восстановить позиции и потерять по итогам недели 0,5-1%. Средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе снизился, как и ожидалось, но в намного меньшей степени: всего на 0,1% и составил 7 декабря 2,1329 рублей

Лукашенко подписал указы о долевом строительстве и о господдержке при строительстве жилья

Александр Лукашенко  подписал 10 декабря указы №474 «О государственной поддержке при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» и №473 «О долевом строительстве», сообщает пресс-служба президента. Как отмечается в комментарии пресс-службы, указом «О государственной поддержке при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» увеличивается размер такой поддержки для некоторых категорий граждан. В отношении детей-сирот размер субсидии на

Торг за нефтяную компенсацию: не пошатнет ли он ЕАЭС?

В течение ближайших нескольких дней белорусская сторона намерена договориться с Россией о решении ключевого для себя на данном этапе вопроса: компенсации за налоговый маневр в нефтяной отрасли РФ. Цена вопроса для Минска – около 10 млрд. долларов в течение ближайших 6 лет. По сути, белорусским переговорщикам на ближайшей неделе предстоит выдержать судьбоносный для страны торг,

Александр ШВЕЦ: «Сейчас нельзя лишить государство права вето на банкротство госпредприятий»

Эксперты считают, что в Беларуси назрела острая необходимость в реформировании законодательства о банкротстве, — новый закон должен заложить основы для реструктуризации и оздоровления экономики. Внести на рассмотрение депутатам новый законопроект «О банкротстве» планируется в 2019 году. Однако некоторые предложенные новации в этот документ уже сейчас вызывают серьезные вопросы у бизнеса. Об этом – в интервью

Баллада о технологии выращивания льна

К началу XVII века почти пятнадцать процентов населения северных провинций Нидерландов составляли предприниматели. За счет чего стал возможен, в том числе и по современным меркам, столь феноменальный предпринимательский бум?

Специальные колесные шасси и тягачи: «журавль» или «синица»?

Затягивание Камcким автозаводом реализации проекта "Платформа-О" позволяет Минскому заводу колесных тягачей сохранить статус главного поставщика шасси для российских мобильных ракетных комплексов.

Забавная арифметика рынка труда

Как сообщил Белстат, в сентябре текущего года число занятых в экономике составило 4.330,1 тыс. человек и уменьшилось на 18,1 тыс. человек или на 0,4% по сравнению с сентябрем 2017 года. Следует отметить, что сентябрь традиционно имеет свою специфику, которая отражается на общем состоянии занятости. Например, в сентябре 2017 года численность принятых на работу в 1,125 раза