Экономическая политика белорусского государства во II квартале 2018 года не претерпела существенных изменений, о чем свидетельствуют нормативные документы этого периода. Государство не готово к революционным изменениям в экономике, и поэтому направило свои силы на доработку и уточнение существующего экономического законодательства.

Цены доминантов и естественных монополий

Одним из важных направлений государственного экономического регулирования в Беларуси всегда было ценообразование. После революционных преобразований, проведенных в сфере ценообразования в 2011 году, государство постепенно отходит от принципа свободного формирования цен, принимая нормативные документы, регулирующее формирование цен в отельных сферах экономики.

Так, постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 6 января 2018 года № 20 была принята инструкция, определяющая порядок регулирования цен для следующих категорий субъектов предпринимательства:

1) включенных в государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь;

2) включенных в государственный реестр субъектов естественных монополий.

Следует напомнить, что оба эти реестра ведет МАРТ, которое определяет перечень субъектов хозяйствования, включаемых в данные реестры. При этом реестр субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, является двухуровневым. Этот реестр ведется как на уровне республики, так и в каждой области и г. Минске. Включение в реестр осуществляется на основании приказа МАРТ и может коснуться любого субъекта хозяйствования, чье положение на определенном товарном рынке, по мнению МАРТ, будет доминирующем.

В этой связи предприятиям, которые уже включены или еще будут включены в вышеперечисленные реестры, необходимо знать следующие ценовые ограничения. Так, МАРТ может по своему усмотрению либо устанавливать предельные отпускные цены на товары и услуги, или регулировать цены путем установления предельного уровня рентабельности или торговой надбавки.

В последнем случае по всем импортируемым товарам субъектами хозяйствования может применяться торговая надбавка не более 30%. Если субъект хозяйствования занимается производством товаров, работ и услуг, то уровень его рентабельности не должен превышать показателей, приведенных в приложении постановления № 20. В приложении указаны 7 наименований товаров и услуг, таких как мясо, хлеб, доломит, полиграфия, деревообработка и товары легкой промышленности. Диапазон рентабельности по ним составляет от 10 до 40%. По всем остальным товарам, работам и услугам, не включенным в указанный перечень, уровень рентабельности не должен превышать 25%.

Данные цифры необходимо помнить всем белорусским субъектам хозяйствования, которые планируют развиваться и занять доминирующее положение на одном из товарных рынков Беларуси. По состоянию на 12 июня 2018 года этот перечень состоял из 642 субъектов хозяйствования, которых коснется постановления № 20.

Выборочные проверки

Важным документов в вопросе государственного контроля стал приказ Комитета государственного контроля Республики Беларусь от 04 апреля 2018 года № 17, которым определен порядок формирования и исполнения плана выборочных проверок. Принципы формирования плана выборочных проверок во многом повторяют принципы, на основании которых формировались списки плановых проверок.

Так, планы выборочных проверок формируются органами государственного контроля по областям на полугодие. При этом предполагается, что план проверок будет формироваться с использованием интегрированной автоматизированной системы контрольной деятельности в Республики Беларусь, которая в настоящее время находится в разработке.

Основанием включения в план выборочных проверок будет являться информация контролирующих органов о высокой степени риска нарушения законодательства субъектами предпринимательства, которая не может быть выявлена или устранена никаким иным образом кроме выборочной проверки.  При этом контролирующими органами будут использоваться любые возможные источники информации:

— данные, полученные по контрольным спискам вопросов (чек-листам),

— информация, полученная в ходе профилактических и предупредительных мероприятий;

— информация, полученная от других государственных органов, организаций и физических лиц.

Как и плановые проверки ранее, выборочные проверки могут проводиться одновременно несколькими контролирующими органами. При этом периодичность выборочных проверок не может быть чаще одного раза в три года.

Реструктуризация задолженности

Важным шагом в направлении снижения сумм неплатежей в экономике, по мнению государства, должен стать указ от 24 мая 2018 года № 200 «О реструктуризации задолженности и прекращении обязательств». Данным нормативным документом прописан порядок реструктуризации задолженности предприятий перед бюджетом и банками, а также прощение долга.

Реструктуризация задолженности перед бюджетом может осуществляться только путем передачи акций (доли в уставном фонде) в собственность государства и его административно-территориальных единиц. В свою очередь банки помимо получения доли в уставном фонде предприятия могут также частично освобождать организацию-кредитополучателя от обязанностей по погашению задолженности по кредитным договорам.

Следует отметить, что процесс реструктуризации задолженности имеет ряд существенных ограничений. Так, при реструктуризации задолженности перед бюджетом необходимо согласование с президентом по платежам в республиканский бюджет и решение местного исполкома по платежам в местный бюджет. Реструктуризация задолженности перед бюджетом возможна в пределах сумм, предусмотренных в республиканском и местном бюджетах на эти цели.

Для реструктуризации задолженности по кредитным договорам ограничений еще больше. Так, решение о реструктуризации принимается наблюдательным советом или собранием акционеров банка. При этом необходимо учитывать перспективы взыскания задолженности, а также влияние реструктуризации на финансовую устойчивость банка. При этом реструктуризация по кредитам государственных предприятий производится после согласования данного вопроса с президентом. Кроме того, позиция представителей государства в управлении банков по вопросам реструктуризации определяется Совмином. Процедура реструктуризации задолженности перед бюджетом или банками должна быть проведена в трехмесячный срок со дня вступления в силу решения о реструктуризации задолженности хозяйственного общества.

Столь громоздкий и многоступенчатый порядок проведения реструктуризации задолженности предприятия перед бюджетом и банками вряд ли существенно изменит ситуацию с неплатежами в экономике Беларуси в целом. Предложенный механизм не позволяет привлечь дополнительные финансовые ресурсы в экономику хозяйственных обществ, а лишь предусматривает перераспределение долей в уставном фонде. Похожая процедура уже давно применяется в отношении реструктуризации задолженности предприятий сельского хозяйства Беларуси, что практически никак не повлияло на улучшение финансового положения сельскохозяйственных предприятий.

Декрет № 7

Продолжило государство во 2 квартале 2018 года и работу по совершенствованию законодательства в соответствии с требованиями Декрета № 7 «О развитии предпринимательства». Среди всего перечня уточнений следует отметить следующие существенные новации в работе белорусского бизнеса.

Постановлением Совмина от 15 мая 2018 года № 353 введена обязательная юридическая экспертиза технических нормативных правовых актов. Так, теперь должны направляться в Национальный центр правовой информации для юридической экспертизы все технические документы, имеющие статус законодательных актов обязательных для исполнения субъектами предпринимательства. Речь идет, например, о санитарных нормах, правилах пожарной безопасности, формах статистической отчетности и так далее. С помощью данной процедуры правительство надеется сократить перечень избыточных технических требований к бизнесу.

Все остальные правовые документы, связанные с Декретом № 7, были направлены на разъяснения уже действующих процедур и отмену обязательного проставления печатей в справках и отчетах, предоставляемых бизнесом органам власти. Среди всего перечня разъяснений особо следует отметить письмом Инспекции МНС по г. Минску от 6 июня 2018 года № 6-2-11/01441, определяющего порядок соблюдения мораторий на повышение налогов.

Из этого разъяснения следует, что он будет действовать до 31 декабря 2019 года. Начал же действовать мораторий, согласно разъяснениям налоговых органов, с 26 февраля 2018 года, момента вступления в силу Декрета № 7. В этой связи все решения местных Советов депутатов об увеличении ставок имущественных налогов, принятые в начале 2018 года, под мораторий не подпадают.

По факту мораторий сможет действовать только в 2019 году, но при одном условии – отсутствии проблем с формированием бюджета. В противном случае государство вполне может увеличить налоговые ставки, благо и повод для этого есть.

С 1 января 2019 года планируется принятие новой редакция Налогового кодекса, а значит и по- новому могут быть переписаны налоговые ставки. При этом декларируемый налоговый мораторий здесь не помеха, так как новый Налоговый кодекс предполагает, что все будет по-новому.

Ознакомление с правовыми новациями II квартала 2018 года свидетельствует о том, что основной целью государства является совершенствование существующей экономической политики. Продолжающаяся практика государственного регулирования ценообразования, назначения проверок и многоступенчатой процедуры реструктуризации задолженности свидетельствуют о стагнации экономических идей во власти.

Создается впечатление, что правительство вполне удовлетворено результатами экономического развития в стране и поэтому ничего кардинально изменять и не планирует. Судя по снижению с 27 июня ставки рефинансирования до 10% годовых, с правительством солидарен и Национальный банк.

 

 

Тэги:

, , , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,