• EUR  2.4052
  • USD  2.0989
  • RUB (100)  3.1982
Минск  -1.4 Погода в Минске

Правоприменительная практика указа № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» свидетельствует о том, что данный нормативный документ все больше становиться инструментом экономических репрессий в государстве.

Бесправный «лжепредприниматель»

Перманентность экономических кризисов в Беларуси, сопровождающихся периодическими проблемами с формированием бюджета, заставила власти выработать действенный инструмент, позволяющий стабильно привлекать дополнительные доходы в бюджет. Таким инструментом был выбран указ № 488, который направлен на установление единого порядка налогообложения предприятий, уклоняющиеся от уплаты налогов.

С социальной точки зрения указом № 488 был выбран наиболее правильный объект наказания – это субъект предпринимательства, сознательно уклоняющийся от уплаты налогов. В обиходе данных субъектов хозяйствования стали называть лжепредпринимателями.

Лжепредприниматель не вызывает сочувствия у общества и судов, так как по факту неуплаты налогов является злостным нарушителем законодательства, а значит, к нему могут быть применены иные, отличные от применяемых для добросовестного бизнеса, методы и способы проверки и сбора доказательств. Фактически лжепредпринимателя можно лишить отдельных прав, установленных для всего белорусского бизнеса, если это необходимо для привлечения дополнительных поступлений в бюджет.

Именно такой логикой стали руководствоваться отдельные сотрудники контролирующих органов, когда начали реализовывать на практике положения указа № 488.

Опрос – основа доказательства

Любое экономическое правонарушение в Беларуси основывается на акте проверки. Поэтому от того, каким образом будет составлен акт и зависит результат рассмотрения деятельности проверяемого субъекта хозяйствования. В этой связи бизнесу необходимо понять, что именно на стадии составления и обжалования акта проверки у субъектов предпринимательства имеются наиболее реальные возможности отстоять свои права. В дальнейшем доказать свою правоту в судах и вышестоящих инстанциях практически не возможно.

Правоприменительная практика указа № 488 создала новый вид доказательства экономического правонарушения – это опросы директоров или главных бухгалтеров. В подавляющем большинстве случаев именно опросы должностных лиц предприятия являются основным и единственным аргументом контролеров при вынесении решения о нарушении законодательства.

Но может ли опрос стать единственным доказательством недействительности хозяйственной операции, когда остальные документы свидетельствуют об обратном? Оказывается, может. Если это в интересах бюджета и карьерного роста отдельных чиновников, то вполне можно не проводить встречные проверки, инвентаризацию имущества, проверять таможенные и статистические декларации и другие документы и обстоятельства, доказывающие факт совершения хозяйственной операции.

Для доказательства факта лжепредпринимательства достаточно опроса должностного лица предприятия о том, что он не помнит по прошествии многих лет, ставил ли он подпись под конкретным документом или нет. Данный подход не только реализует на практике принцип А. Вышинского «Признание – царица доказательств», но и расширяет границы применения указа № 488.

Особенный указ № 488

В связи с тем, что опрос по факту является основой доказательств по указу № 488, то у контролеров появляется возможность «доказать» лжепредпринимательство не только по работающим на момент проверки предприятиям, но и по фактически ликвидированным субъектам хозяйствования. Речь в данном случае идет об ликвидированных контрагентах проверяемого предприятия.

При этом не важно, что данное ликвидированное предприятие является добросовестным и не включено в Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. Важно, что есть внутреннее убеждение контролера, подтвержденное листом опроса о том, что хозяйственной операции не было и этого вполне достаточно для доказательства виновности любого белорусского субъекта хозяйствования.

Помимо опросов второй правоприменительной особенностью указа № 488 является его обратное действие. То есть его действие распространяется на любые хозяйственные операции вне зависимости от сроков совершения, оформленные первичными учетными документами, не имеющими юридической силы.

Согласно разъяснениям прокуратуры и департамента финансовых расследований, указ № 488 всего лишь «устанавливает единый порядок налогообложения хозяйственных операций, оформленных не имеющими юридической силы первичными учетными документами», а значит, по мнению контролеров, не ухудшает положение белорусских субъектов хозяйствования.

То есть для белорусских чиновников введение двукратного начисления НДС по приобретению товаров или двукратного начисления налога на прибыль по реализации товаров, чего не было до 1 января 2013 года — момента принятия указа № 488, не является ухудшением положения белорусского бизнеса. Для белорусских чиновников дополнительные штрафы и наказания, а точнее установление их единообразного порядка, является улучшением условий ведения бизнеса. При этом, по факту можно игнорировать Налоговый кодекс, Кодекс об административных правонарушениях и Законом «О нормативно-правовых актах Республики Беларусь», устанавливающих прямой запрет на обратную силу нормативных документов.

Современная правоприменительная практика указа № 488 выявляет два важных долгосрочных для экономики Беларуси последствия. Во-первых, бизнес, работающий в Беларуси, должен понимать, что положения указа № 488 могут быть применены к любому субъекту хозяйствования, уплачивающему НДС и налог на прибыль. При этом временные рамки и добросовестность самого субъекта хозяйствования и его контрагентов не имеют значения. Последнее должны понимать, например, резиденты Парка высоких технологий, которые, несмотря на все предоставленные им Декретом № 8 льготы, все равно являются плательщиком НДС и налога на прибыль. Если у бюджета и дальше будут существенные проблемы, то очередными донорами бюджета могут стать и резиденты ПВТ.

Во-вторых, сложившаяся правоприменительная практика по указу № 488 подрывает экономическую безопасность Беларуси. Любое несправедливо принятое решение в отношении добросовестного бизнеса служит на пользу только карьерному росту отдельных чиновников контролирующих органов, но не экономике Беларуси. Разовые доначисления в бюджет по указу № 488 не могут компенсировать долгосрочные потери бюджета и экономики от ликвидации предприятий и сокращение количества рабочих мест. При этом наносится ущерб инвестиционной репутации Беларуси, как стране, в которой интересы бюджета важнее законности и презумпции добросовестности субъектов хозяйствования.

Тэги:

, , , , , ,

Рыбные ярмарки стартуют 17-18 ноября в Минске

В Минске завершился  сезон сельскохозяйственных ярмарок. С 15 ноября запрещена торговля плодоовощной продукцией с машин и лотков. На смену им пришли рыбные ярмарки. Первая специализированная рыбная ярмарка сезона продет 17 – 18 ноября 2018 года с 9.00 до 17.00 по адресу: просп. Рокоссовского, 150а, площадка у кинотеатра «Салют» (Ленинский район). Как сообщает Главное управление потребительского

Курс доллара вышел на новый уровень и назад уже не вернется

Скачки курса доллара по отношению к белорусскому рублю в прошлом довольно часто завершались падением. Однако на этот раз восстановиться белорусскому рублю, по-видимому, не удастся, хотя условия для этого скоро возникнут.

Прогноз курса рубля на неделю с 19 по 23 ноября

Снижение курса доллара на БВФБ может продолжиться и составить еще около 1%. Уже в понедельник 19 ноября доллар может подешеветь по отношению к рублю на 0,5-1%. Средневзвешенный курс доллара по отношению к белорусскому рублю на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе снизился на 1,1% — до 2,1102 рублей за доллар, что совпало с прогнозом. Средневзвешенный

Курсы доллара и евро выросли, российский рубль продолжил снижение 14 ноября на торгах БВФБ

В среду, 14 ноября, на Белорусской валютно-фондовой бирже прошли очередные торги иностранными валютами на этой неделе. По итогам торгов на БВФБ 14 ноября сложились следующие курсы: курс доллара США по сравнению с предыдущими торгами вырос на 0,0023 BYN (+0,11%) и был зафиксирован на уровне 2,1472 BYN/USD; курс евро вырос на 0,0148 BYN (+0,61%) и по итогам торгов составил 2,4250 BYN/EUR; курс российского рубля снизился на

Ракетные системы: И не надо брать нас на испуг

Установка на максимально самостоятельную политику в области обороны заставляет военно-политическое руководство Беларуси в своей стратегии делать одну из главных ставок на развитие ракетного оружия, несмотря на более чем скромные экономические возможности страны.

Спортивные автомобили Porsche: 70 лет успеха. Часть 2

В этом году тест-драйв модельного ряда Porsche, в очередной раз организованный Porsche Centre Minsk совместно с Porsche Driving Experience, был посвящён 70-летию первого дорожного спортивного автомобиля Porsche – модели «356», предтече современных Cayman, Boxter и, конечно же, знаменитого семейства Porsche 911. Весь модельный ряд «триста пятьдесят шестых» состоит из четырёх серий: Porsche 356 (или, как его

Что будут обсуждать на Минском форуме XVI?

Мероприятие пройдет 22-24 ноября в Минском международном образовательном центре им. Йоханесса Рау. Тема форума 2018 года – «Беларусь и ЕС – будущее партнерства: диалог, развитие, дигитализация». В центре внимания участников будут отношения Беларуси и Европейского союза с акцентом на региональное сотрудничество, перспективы регионального развития  страны в эпоху цифровых технологий и возможности сотрудничества между государственными и

KEF-2018: Беларусь должна взять курс не только на модернизацию, но и на приватизацию

На площадке KEF-2018 5-6 ноября представители европейских и международных институтов, не жалея сил и аргументов, снова старались убедить белорусских чиновников в необходимости более глубокого реформирования госсектора. Причем, впервые после определенной паузы открыто было сказано о необходимости приватизации и банкротстве неэффективных белорусских предприятий.