На очередном заседание Межведомственной рабочей группы, готовящей предложения о комплексной корректировке Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — Налоговый кодекс), пересматривался порядок исчисления и уплаты имущественных налогов. Как подчеркивается в пресс-релизе Министерства по налогам и сборам, в части налогообложения налогом на недвижимость (гл. 17 Налогового кодекса) и земельным налогом (гл. 18 Налогового кодекса) наиболее принципиальными вопросами в давнишнем споре между государством и бизнесом являются установленное законодательством право местных Советов депутатов увеличивать ставки налогов до 2,5 раза и повышающие коэффициенты для неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества.

Открывая работу заседания, заместитель министра финансов, руководитель Межведомственной рабочей группы Дмитрий Кийко сообщил о том, что возможность снижения налоговой нагрузки по имущественным налогам была обсуждена с местными Советами депутатов и исполкомами, а также заинтересованными министерствами и концернами. Однако радикальные изменения не поддержал ни один из регионов и представляющих их органов местного управления.

Заместитель начальника главного управления налоговой политики и доходов бюджета – начальник управления налоговой политики Министерства финансов Александр Васевич отметил, что были проработаны различные варианты норм, устанавливающих соответствующие права местных Советов депутатов.
Так, для оценки одного из предложений Минфин попросил местные Советы депутатов проанализировать возможность снижения повышающего коэффициента до 2 с введением дифференциации по видам экономической деятельности и установлением случаев, в которых повышающие коэффициенты не применялись бы. Предложение было единогласно отвергнуто местными Советами депутатов, так как по их мнению, установить закрытый перечень случаев неприменения повышающих коэффициентов невозможно.
Один из вариантов корректировки норм заключался в отмене повышающих коэффициентов по имущественным налогам либо в ограничении их размера значением до «1,5» с одновременным определением возможных источников компенсации выпадающих доходов в виде повышения ставок акцизов на алкогольную и табачную продукцию (данное предложение не поддержали концерн «Белгоспищепром» и Министерство антимонопольного регулирования и торговли). Рассматривались три сценария ( снижение коэффициентов). В случае полной отмены повышающих коэффициентов по имущественным налогам, рост ставок акцизов составил бы по алкогольной продукции 105 %, по табачной – 205 %. В подавляющем большинстве местные органы власти выразили желание сохранить установленный в настоящее время порядок налогообложения.
Что касается отмены права применять повышающие коэффициенты при налогообложении неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества, то данное предложение было одобрено только брестским регионом, еще ряд исполкомов предложил компромиссный, на их взгляд, вариант, при котором соответствующие коэффициенты были бы снижены – до значения «5». Большинство же, как и в предыдущих случаях, высказалось за сохранение действующего порядка.
Еще один вопрос, с которым обратился Минфин к органам управления местного уровня, заключался в отмене практики применения к ставкам земельного налога повышающих коэффициентов при налогообложении участков, самовольно занятых, а также используемых не по целевому назначению. Данное предложение нашло поддержку в гомельском, могилевском и минском регионах, а также в самой столице. В то же время ряд регионов опять-таки настаивает на сохранении нынешнего порядка.
С учетом результатов проработки вопросов Минфин сформировал собственную позицию. И в проект Основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на 2019 г. предложен вариант, в соответствии с которым за местными Советами депутатов предлагается сохранить право устанавливать повышающие коэффициенты при применении ставок имущественных налогов, но значение этих коэффициентов должно быть снижено до «2». При этом Минфин готов работать с администрациями для достижения сбалансированности местных бюджетов.
Одновременно, как ожидается, появится налоговая льгота в отношении вновь вводимых основных средств (по налогу на недвижимость), а также земельных участков, которые они занимают (по земельному налогу). Конкретные условия применения этой льготы, как показала состоявшаяся дискуссия, еще предстоит обсудить, но уже сейчас ясно, что предоставляться она будет дифференцированно: самый маленький коэффициент будет применяться на раннем этапе ввода недвижимости, а в дальнейшем, на стадии становления вновь организованного предприятия, он несколько подрастет, но сохранит свой понижающий характер.
Представители бизнеса в ходе заседания высказали также некоторые иные предложения. В частности, было заявлено о необходимости синхронизировать со снижением налоговой нагрузки по имущественным налогам шаги по изменению порядка установления в регионах арендной платы. Еще одно предложение предполагало неприменение повышающих коэффициентов к ставкам имущественных налогов в случаях реализации проектов с участием иностранных инвестиций.
Прежде чем, окончательно сформулировать предложения по изменению положений кодекса в части налогообложения имущественными налогами, эксперты Межведомственной рабочей группы продолжат обсуждение важных вопросов на ее ближайшем заседании.

Тэги:

, , , , , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,