Чтобы побывать на географически самом близком к нам море, совсем не обязательно покупать билет на самолет. Более того – даже совсем не обязательно выезжать из страны! Каждую весну вместе с разливом реки Припять в Беларусь возвращается мифическое море Геродота.

Первое упоминание об этом «белорусском море» сделал ещё 2500 лет назад древнегреческий историк Геродот. В своих книгах он писал, что на территории современного белорусского Полесья расположено большое озеро или море. Сам Геродот застал его в высыхающем виде, а что было до этого, увы, никто не записал…

Современные учёные подтверждают, что ещё несколько столетий назад на юге Беларуси, на месте нашего сегодняшнего Полесья, на территории от Слонима до Пинска и от Бреста до Мозыря, простиралось большое море, о существовании которого говорят древние карты, хроники и археологические находки. Сегодня историки условно называют это море «морем Геродота».

Чтобы не пропустить возвращение древнейшего водоёма в этом году, берем автомобили Hyundai Creta и Hyundai Accent и отправляемся в автопутешествие по белорусскому Полесью. Заодно проверим «корейцев» «дальним боем» – «по колёсам» ли им периферийные отечественные дороги?

Едем на юг, к украинской границе. На карту нанесён маршрут: Минск – Туров – Ольшаны – Столин. И по пути нас ожидает самое красивое природное явление нашей страны – величественный разлив реки Припять. Ради него мы с самого раннего утра выезжаем из Минска.

Говорят, что каждому беларусу в жизни нужно сделать две вещи: увидеть море Геродота и погулять в предзакатный час по Ольманскому болоту. Это – как «увидеть Париж и умереть». Впрочем, после свидания с такой красотой может никакого Парижа вовсе и не надо… Цена вопроса – каких-то 40-50 литров топлива. Ещё один большой плюс – Шенген можно не открывать. Опять же, хотя это и звучит несколько пафосно: никакими деньгами не измерить любовь к Родине и хараство полесского края – а природа на Полесье очень красивая…

Правда, очень и очень красивая…

Одна из машин, отправившихся к морю Геродота – Hyundai Accent оснащённый 1,6-литровым бензиновым мотором и шестиступенчатой механикой.

По ощущениям от драйва отмечаем, что новый Accent совсем не такой, как его предшественник… Машину явно довели до ума. Да и выглядит она намного солиднее, чем прежде. Поэтому невольно возникает шальная мысль: «Уж, не Hyundai Sonata нам подсунули?» Ведь у Accent теперь доработанная подвеска, которая не боится неровностей в поворотах. Посадка за рулем, эргономика – практически всё без нареканий. Приятно радует «немецкая» чёткость работы коробки передач. Да, предшественнику всего этого явно не хватало…

Но больше всего порадовала подвеска. Энергоемкость? Есть такое. Теперь по грунтовке можно ехать очень быстро без страха пробить подвеску. Управляемость? Тоже есть – её не принесли в жертву энергоёмкости. При желании (и при наличии хороших шин), в повороты на треке теперь можно «ввинчиваться» с удовольствием, почти на грани, под предупреждающий визг резины.

…Пересаживаемся назад и понимаем, что это не Hyundai Sonata. В отличие от автомобиля «старшего» класса, у Accent сзади места не так уж и много. Конечно, под передние сиденья можно просунуть ноги, но всё равно ступням хотелось бы большей свободы. Хорошо, что хоть спинка дивана стоит не вертикально, а, потому, можно откинуться и ехать… Как замечает один из коллег – «в Accent сзади ездить можно, но это всё же не Sonata»…

…К шумоизоляции тоже есть вопросы. Мотора почти не слышно, а вот резина гудит. И дело не в зимних шинах Hankook, а в отсутствии шумоизоляции в колёсных арках. На трассе из-за этого гула в салоне шумновато.

А в остальном – особых претензий нет. «Можна браць.» Купить, сделать шумоизоляцию задних арок и ездить вполне себе с полным удовольствием…

Вот оно – море Геродота. Сегодня от него почти ничего не осталось, но оно все ещё не сдается и каждую весну пытается вернуться к своим берегам. Получается, слава Богу, не очень. Иначе у палешукоў большим спросом пользовались бы не автомобили, а корабли Hyundai, которые корейская корпорация, кстати, тоже выпускает.

Тем не менее, во время весеннего паводка уровень вод поднимается аж до 4-х метров, являясь причиной разливов, которые могут простираться на многие километры, заливая пойменные леса и луга, старичные озера, образуя бескрайний водный голубой простор.

…Существование огромного моря-озера в нынешней Брестской области и восточнее её подтверждают средневековые карты С. Мюнстера (1540 г.), Я. Гастальди (1562 г.) и К. Вопеля (1566 г.). Там оно называется Сарматским. Название происходит от общего названия Восточной Европы, как Сарматии.

На гравюре «Литва» в книге Г. Шеделя «Всемирная хроника» (XV век) изображены города и замки на берегу озера. То есть Литва представлялась западноевропейцам страной на берегу Сарматского озера (моря). На этой гравюре изображены также острова с крепостями, И всё вокруг залито водой, а между островами даже плавает парусный корабль. Какое место в Западной Европе вам это напоминает?

…Скептиков спешим успокоить – территориально этот рисунок относится именно к землям нынешней Южной и Западной Беларуси, ибо в подписях на карте фигурируют названия наших современных городов и посёлков. Судя по картам, на берегах этого обширного водоема располагались Шерешево и Жировичи, в него впадали реки Ясельда, Нарев и Лесная.

Опять же, есть версия, что Пинск, – столица нашего Полесья, – был основан как портовый город у большого озера, которое быстро исчезало и освобождало для жизни большие свободные территории.

Так, если на карте Я. Гастальди полесское море ещё называется озером (lago по-итальянски означает «озеро), то уже на тех же средневековых картах С. Мюнстера и К. Вопеля водоём называется «Sarmatica palus». Применение латинского слова palus, имеющего второе значение «застойная вода, болото», характеризует уже тогда имевшуюся явную тенденцию к заболачиванию и пересыханию озера, вызванную происходящими геологическими процессами, в частности, поднятием Балтийской плиты…

Судя по тенденции исчезновения моря-озера, в доисторические времена оно было гигантским, ко времени историка Геродота – очень большим, к средним векам – распалось на несколько десятков крупных и мелких озер, ну, а в период расцвета Великого княжества Литовского (ВКЛ) эти озера постепенно превращались в болота…

Поэтому на Радзивилловской карте ВКЛ (1613 г.) на месте озера мы уже видим подковообразное болото, в середине которого расположено ныне существующее местечко Берёза.

Вообще, на картах XVII века Полесье отображалось как цепь огромных озёр или болот, где резко (в разы) падала плотность населенных пунктов. Историки XIX века в своих работах указывали, что крестьяне в пойме Припяти находили якоря и целые суда на весьма большом удалении от реки – среди возделываемых полей…

Так, Адам Киркор в третьем томе «Живописной России» (издан в 1882 году, под общей редакцией Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского, вице-председателя императорского Русского Географического общества) писал: «Тысячелетия отделяют нас от той эпохи, когда вся долина Припяти, или так называемое Пинское Полесье, было тоже залито водою, – морем Геродота, страною вод и туманов, как ее называет Дарий Гистасл в своем походе на скифов». И далее по тексту: «Совсем другой мир представляет нам долина Припяти, это Геродотово море. Для естествоиспытателя, даже для поэта, здесь найдется такое обилие предметов для изучения, для наблюдений, какого почти невозможно встретить в других местах».

В настоящее время истинными остатками Сарматского озера можно считать знаменитое Дикое болото (в водоразделе рек Ясельда и Нарев) и, возможно, Споровское, Белое и Чёрное озёра.

…В общем, было море, да ушло. Но полностью пока не сдается – видеть это можно каждую весну на юге Беларуси.

…По узкой насыпи земли туда-сюда постоянно снуют машины. Деваться-то некуда – злосчастный мост Житковичи-Туров треснул ещё 7 декабря 2017 года. В связи с этим спешно были построены дамба и временная дорога – ведь палешукам как-то нужно ездить и жить во время разлива.

Становимся в очередь на понтонную переправу, которую совместно организовали дорожники, МЧС и военные. Причем организовали достаточно быстро.

Наша очередь тоже идёт быстро – чтобы заснять на камеры всё происходящее на переправе, мы успели проехать «туда-сюда» лишь два раза.

…Пересекаем реку Припять, длина которой составляет 775 километров. Забавно, но примерно такое же расстояние мы проехали на машинах за всё время нашего путешествия.

Держат понтон на месте два катера: их гребные винты упорно противостоят течению своенравной реки. Проверенная военными удивительная конструкция – но она работает!

…Проехали, не уплыли. Пересаживаемся в кроссовер Hyundai Creta – и мчим дальше.

С Hyundai Creta действительно можно адчуць драйв. Потому что и на высокой скорости «кореец» ведет себя достаточно породисто, липнет к асфальту, держа траекторию… Не Porsche Cayenne, конечно. Но, пройти поворот быстро и с удовольствием, вполне, можно.

…На грунтовках можно включить «режим раллийного гонщика», потому что Hyundai Creta – первый «кореец», на котором по неровным дорогам хочется ехать быстро. Потому что с подвеской у машины все хорошо: комфорт, управляемость, энергоемкость – всё на месте и в достаточно удачном соотношении. Мотор, конечно, не «три литра дизель BMW», но тянет вполне неплохо.

В салоне повсеместно – жесткий пластик. Кто-то сразу наморщит нос – «фи, бюджетник!» Сразу же поясняем – откровенно, дешевым, «китайским» он не выглядит, да и грызть его, как показывает опыт, никто не будет… Опять же, по своей цене, Hyundai Creta– не BMW и не Audi, а поэтому к недостаткам автомобиля такой ценовой категории этот момент отнести сложно. Так – метод экономии, ход, который позволил сделать кроссовер чуть доступнее. Зато посадка за рулем «по-немецки» удобная и без глобальных эргономических просчетов. (Ох, уж эта синяя, почти, как у «китайцев», подсветка кнопок!) Зато, салон продуманный и вполне просторный для такого, не очень большого по габаритам автомобиля.

К минусам можно отнести небольшой для кроссовера минимальный дорожный просвет: всё же 190 мм для машины данного класса – это немного. Геометрическая проходимость типично «кроссоверная»: относительно небольшая колёсная база, передний и задний свесы по 840 мм, угол въезда спереди – 21°, сзади – 28°. Небольшая снаряжённая масса, есть версии 4WD с подключаемым полным приводом – в общем, на бездорожье тоже можно вылазить. Но осторожно, помня, что это не полноценный «джип», а кроссовер.

…Тем временем мы прибыли в Туров, что стоит на реке Припять – один из древнейших городов Беларуси и столицу Туровского княжества в XII–XIII веках. Кстати, при разливе Припяти город тоже весьма не слабо затапливает.

Первое упоминание о Турове встречается в 980-м году в «Повести временных лет». Как долго Туров стоял до этого, доподлинно неизвестно. Равно, как и нет единого мнения о происхождении названия города, по поводу чего имеется несколько легенд. Согласно одной из них, отношение к топониму мог иметь варяжский князь Тур, также упомянутый в «повести». Однако эта гипотеза вызывает сомнения. Учёные полагают, что, скорее, «Тур пришел в Туров», то есть к тому моменту, вероятнее всего, город уже существовал. В другой версии фигурирует тур – животное-исполин, достигавшее роста 180 см в холке и имевшее длину туловища до трёх метров.

А это, установленный в 1993 году памятник Кириллу Туровскому – одному из видных церковных деятелей, просветителю, внесшему неоценимый вклад в развитие славянской письменности. Жил и творил Кирилл Туровский в XII веке – времени феодальной раздробленности белорусских земель. Ведь, как известно, Полоцкое княжество после смерти Всеслава Чародея было поделено между его сыновьями. После чего наступила эпоха междоусобной брани… В общем, жил Кирилл Туровский во времена чем-то вроде наших 90-х, только намного хуже.

Написанные мыслителем книги издавались на протяжении семи веков. Русской Православной церковью он причислен к лику святых. Так что, духовное наследие Кирилла Туровского живет и сегодня…

Кстати, о духовном. Церковь Всех Святых (что на фото) была построена еще в 1810 году и сохранилась в неизменном виде до сих пор. Что тут удивительного? Да, просто построена она из дерева – и до сих пор с ней ничего не сделалось. Интересно, простоит ли 200 лет, как эта церковь, деревянный каркасный дом, построенный в этом году? Зато раньше точно умели строить на века.

Самая известная и загадочная достопримечательность Турова – растущие из земли на Борисоглебском кладбище Туровские кресты. Когда-то этих крестов было двенадцать, но до наших дней сохранилось только три. По легенде, они приплыли в город из Киева по реке Припять сразу же после крещения Руси. Но, самое удивительное в том, что двигались они против течения. Когда же местные жители начали извлекать каменные находки из реки, то вода в ней приобрела ярко-алый цвет…

Больше тысячи лет простояли кресты на берегу реки, служа местом паломничества христиан. Затем реликвии были утрачены, но в начале 2000-х годов необъяснимым образом один из крестов появился на Борисоглебском кладбище. В буквальном смысле – стал расти из-под земли. Позже в другом месте кладбища феномен повторился – на поверхность земли стал пробиваться еще один каменный крест…

Забежали на несколько минут и в исторический комплекс «Древний Туров», построенный на Замковой горе на месте каменного храма, разрушенного землетрясением 1230 года. На археологической площадке, накрытой стеклянным шатром, представлены остатки городища, древнее оружие, старинные предмета быта.

…Обнаруженный при раскопках на городище храм, судя по его площади, является самым крупным монументальным сооружением на территории земель Туровского, Полоцкого и Смоленского княжеств. Он был построен в период расцвета Туровского княжества, предположительно в 50-70-е годы XII века. К сожалению, ни в каких исторических источниках описаний этого кафедрального собора не сохранилось, что делает невозможной даже его виртуальную реконструкцию.

А вот дата разрушения храма в одной из летописей указана с точностью до дня. Несмотря на свое внешнее величие, прослужил храм достаточно недолго и был уничтожен землетрясением (!) 3 мая 1230 года. Эти геокатаклизмы и ранее описывались на туровской земле – в основном как незначительные. Однако тому, что «снесло» храм, исходя из характера причинённых разрушений, современные сейсмологи поставили не менее 8 баллов. Впрочем, роковую роль могли сыграть и выявленные конструктивные дефекты фундамента храма…

Важная информация для потенциальных путешественников – в Турове есть целых три гостиницы, одна из которых плавучая. Так что, во время разлива реки Припять есть, где остановиться.

Отдельно порекомендуем кафе «Bonfesto» при местном молочном комбинате – тут делают, пожалуй, самые вкусные десерты в стране…

Так что в Турове вполне можно организовать романтичный курорт выходного дня – с закатом над морем, тортом «Наполеон» и ночью в плавучей гостинице… В общем, итальянская Венеция просто отдыхает!

Нет, мы не шутим. Какая Венеция? Залил в бак несколько десятков литров топлива – и можно ехать. Никакого Шенгена, мучений с выбором туров, ожиданий в аэропортах, стыковок рейсов самолетов. Сел в машину – и через несколько часов ты в Турове.

Единственное, работает вся эта тема с белорусской Венецией только во время разлива реки Припять.

…Возникшая непосредственно во время путешествия идея: если приехать сюда на выходные, нужно обязательно арендовать лодку! Поэтому, записываем в план на будущее еще и лодку. Где арендовать, мы пока не знаем. Поэтому, Google в помощь – вопрос требует дальнейшего уточнения и детальной проработки.

Так как в эту поездку арендовать лодку мы так и не смогли, поэтому поплавали на сап-серфе, который предусмотрительно захватили с собой.

…Неспешно катим по окрестностям Турова. Совсем скоро море Геродота отступит назад, в Припять, и за машинами на фото никакой воды уже не будет. А будет, как в том фильме… «Видишь море? И я не вижу. А оно есть».

Но, не морем Геродота одним жив беларус: увидеть самое красивое природное явление Беларуси мало; кроме него надо увидеть сакральное и, пожалуй, самое мистическое место Полесья – Ольманские болота.

По пути проезжаем Ольшаны – огуречную столицу Беларуси. В чём особенность этого места? Здесь живут очень трудолюбивые люди, а также имеются урожайная почва и относительно тёплый климат. Как итог – регион живет неплохо. Люди выращивают огурцы, отправляют их в Россию и этим зарабатывают.

Чтобы было понятно, насколько много они зарабатывают, приведём одну цифру: товарооборот на местном рынке составляет один миллион долларов в день. В день! При этом Ольшаны – всего лишь какой-то агрогородок. О том, что дела в нём идут недурно, говорят добротные немаленькие коттеджи, не самые дешевые машины на дорогах, да супермаркет на окраине. То, что Ольшаны посёлок особый и не похож на иные, под копирку возводимые агрогородки, можно понять по установленным повсюду сотням метров теплиц с торчащими из них трубами. Работают люди, работают круглый год…

В Столине промчали по старой «брукаванке» – в тысячный раз за эту поездку проверили ходовую часть автомобилей. Никаких вопросов: нормальное, достаточно крепкое шасси у «корейцев».

После Ольшан и Столина попадаем на Ольманские болота – крупнейший в Европе комплекс верховых, переходных и низинных болот. Уникальность их – в полном отсутствии цивилизации. Другие отличия Ольманских болот от других болотных комплексов заключаются в стабильности гидрологических условий, сохранности до наших дней в естественном состоянии и в крупных размерах. Находятся они на самом юге Беларуси и примыкают к украинской границе. И да, – болота действительно крупнейшие в Европе, их общая площадь – 94.219 гектаров. Кроме того, они действительно сохранились до наших времён практически в нетронутом виде – и они тоже часть того самого моря Геродота.

На территории болот создан республиканский ландшафтный заказник «Ольманские болота».

Расположены Ольманские болота в междуречье правого притока Припяти – реки Ствига и Льва, которая впадает в Ствигу и образует северо-западную границу заказника. Кроме Львы в Ствигу впадают ещё несколько старых мелиоративных каналов, построенных ещё в начале XX века. В настоящее время они находятся в полуразрушенном состоянии, однако сток воды из болот (весной – особенно интенсивный) по ним ещё продолжается. Пойма реки Льва в пределах заказника очень заболочена. В северной части комплекса находятся два озера – Большое и Малое Засоминнае с общей площадью около 100 гектаров. Остальные 23 озера заказника мелкие – от 0,5 до 7 гектаров.

Южная граница заказника проходит по государственной границе с Украиной, а сама юго-западная часть болотного массива находится на Украине.

Фауна болот представлена 151 видом птиц, 25 из которых занесены в Красную книгу Беларуси. На территории заказника выявлено 687 видов растений, 12 из которых – в Красной книге Беларуси. Также здесь обитает 26 видов млекопитающих, 3 из которых занесены в Красную книгу Беларуси.

Очень условно территорию заказника можно разделить на две части – болота и леса. Лес здесь смешанный, чахлый, и очень редкий, заросший травой и кустарником.

А вот болота – другое дело: сплошная непроходимость на десятки километров. Около 40 % территории приходится на открытые болота, преимущественно переходные, поросшие мхом, редкими березками и кривыми низкорослыми сосенками. Есть и «окна», в которых трёхметровая жердь уходит вглубь без сопротивления на всю длину.

Между болотами находятся песчаные дюны, поросшие сосновыми или лиственными лесами. Заболоченные леса покрывают приблизительно 50% площади заказника. Также встречаются пойменные дубравы.

В начале 60-х годов прошлого века на территории Ольманских болот по решению Министерства обороны СССР был создан крупнейший в Европе и второй по величине в мире военный полигон для стран Варшавского договора – 41-й авиационный. В народе полигон называли Мерлинским, по названию ближайших к нему Мерлинских хуторов. Просуществовал он до начала 1990-х годов, но и по нынешний день не вся информация о полигоне находится в открытом доступе, тем более, что часть его всё ещё находится в ведении военного ведомства.

Так, Министерство обороны Республики Беларусь, согласно постановлению Совета Министров РБ от 12.11.1998 года №1737, продолжает эксплуатацию 41-го авиационного полигона. Теперь он называется иначе – авиационный полигон «Полесский». Здесь в 2012 году проводились боевые пуски тактических ракетных комплексов «Точка», а в феврале 2014 года, проходили тактические учения с боевой стрельбой батарей ЗРК «Тор-М2»…

Говорят о полигоне сейчас разное, и попробовать разобраться, где правда, а где вымысел, ой, как непросто. Учитывая, что сведения о проводимых на нем испытаниях до сих пор не рассекречены, имеются только косвенные доказательства того, что на полигоне оттачивалось не только мастерство бомбометания.

Ходят упорные слухи, косвенно подтверждённые некоторыми фактами, что в полесской глуши проводились испытания тактического ядерного оружия. Так, в 1961 году шведская станция слежения за атмосферой (та самая, которая в 1986 году обнаружила радиоактивный выброс от аварии на ЧАЭС) зафиксировала в Столинском районе повышенный радиационный фон.

В 1974 году в московским издательстве «Атомиздат» тиражом в 1650 экземпляров вышла книга «Глобальные выпадения цезия-137 и человек», в которой была размещена информация об исследованиях почвы, растительности и продуктов питания на территориях, примыкающих к Ольманским болотам. Согласно результатам исследований, уровень цезия-137 в 1968 году в зоне полигона (Столинский, Пинский и Давид-Городокский районы) был очень высоким. Предназначалось данное издание лишь для служебного пользования. Однако, спустя какое-то время, весь тираж книги был изъят и из служебных библиотек…

Впрочем, и сейчас уровень радиации в разных местах полигона нередко превышает допустимые значения. По последним данным Брестского филиала республиканского научно-исследовательского предприятия «Институт радиологии», которое находится в Пинске, молоко и мясо в хозяйствах и у населения «чистое», а вот грибы и ягоды (в частности, черника и клюква), а также рыба из озера Засоминное периодически «фонят». Поэтому, на сайтах Столинского и Полесского лесхозов всегда размещена информация о том, где на территории Ольманских болот нежелательно собирать дары природы.

…На сегодняшний день о полигоне точно известно одно: его территорию не один год «нафаршировывали» с воздуха бомбами и авиационными снарядами. Понятно, что не всё из этого арсенала попало в цель и сдетонировало. Так, три года назад, летом 2015 года, во время экстремальной жары по всем Ольманским болотам начались лесные пожары. На месте бывшего полигона раздавалось эхо «кузькиной матери» Хрущева в виде взрывов старых неразорвавшихся авиационных боеприпасов. Счастье, что никто из сотрудников МЧС, спасавших в то время от пожара «начиненные» взрывчаткой, горящие торфяники и леса Ольманских болот, не погиб в этой «войне»…

Чтобы понять и оценить всю красоту Ольманских болот, обязательно нужно посетить их именно на закате. Особенно сюрреалистично в это время суток выглядит территория бывшего полигона, на которой из-за постоянного бомбометания сформировался практически космический пейзаж…

Почти в темноте, под вой стаи волков возвращаемся к машинам по 1,5-километровой экологической тропе…

Как мы там писали вначале? «Говорят, что каждому беларусу в жизни нужно сделать две вещи: увидеть море Геродота и погулять в предзакатный час по Ольманскому болоту. Это – как «увидеть Париж и умереть».

Да, конечно, после увиденного в этом путешествии, можно спокойно умереть. Но, всё же, больше хочется опять вернуться сюда, па Полесье.

И мы вернемся – и всем советуем, потому что море Геродота будет на Полесье ещё не меньше двух недель. Будет, чтобы уйти, а через год – снова вернуться.

Ну, а что же болото?.. «Балота, як возьме нагу… зацягне ўсяго. Душу зацягне…» – пiсаў Іван Мележ у сваiм рамане «Людзі на балоце». Сапраўды, аднойчы закрануўшы душу, балоты нiкога не пакiнуць абыякавым, прымушаючы зноў i зноў вяртацца да іх, туды, дзе няма мітусні «вялікага свету», а ёсць толькі ізаляцыя ад цывілізацыі i цішыня, што лечаць параненыя чалавечыя душы…

 

Тэги:

, , , , , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,