• EUR  2.4279
  • USD  2.1098
  • RUB (100)  3.2157
Минск  3 Погода в Минске

Правительство Беларуси наконец-то открыто признало, что не считает своей целью увеличение средней зарплаты в стране до 1 тыс. BYN в какие-то определенные сроки. Главная цель – не дать зарплате расти слишком быстро…

В конце апреля стало ясно, чем закончится эпопея с поручением Александра Лукашенко увеличить среднюю заработную плату в стране до 1 тыс. BYN в 2017 году, срок выполнения которого был перенесен на март 2018 года. Судя по последним выступлениям президента и членов правительства, вопрос о зарплате решили замять, а населению дать новые ориентиры, среди которых ВВП в 100 млрд. USD, а также стабильность цен.

Правительство против быстрого роста зарплаты

На состоявшемся 28 апреля заседании Совета Министров РБ были рассмотрены  итоги социально-экономического развития страны в I квартале 2018 года. Обсуждался вопрос и о заработной плате. Премьер-министр РБ Андрей Кобяков отметил, что выход на уровень средней заработной платы по стране в 1 тыс. BYN является одной из ключевых задач, но работа по ее выполнению проводится на недостаточном уровне, и в марте зарплата составила 926,8 BYN. При этом он подчеркнул, что обязательным условием выполнения параметров роста зарплаты является увязка с ростом производительности труда.

Еще более точно подход правительства к проблеме описала министр труда и социальной защиты РБ Ирина Костевич, рассказывая об итогах заседания 28  апреля на телеканале «Беларусь 1». Она сказала, что задачу увеличения зарплаты до 1 тыс. BYN никто не снимал, но уточнила, что это для правительства не главное: «Не цель — достичь зарплату в тысячу рублей, самое главное, чтобы было соотношение — опережающие темпы роста производительности труда над ростом заработной платы».

Более того, она сообщила, что на заседании Совмина обсуждался вопрос об увеличении зарплаты, и были обнаружены проблемы, которые состояли в том, что зарплата росла быстрее, чем производительность. То есть, получается, что правительство озабочено не низкими темпами роста зарплаты, а, наоборот, высокими.

Новый ориентир – ВВП в объеме 100 млрд. USD

Позиция президента в отношении зарплаты пока до конца не прояснилась, но, похоже, что он тоже думает, как получше спустить дело о невыполнении его поручения правительством на тормозах. В послании народу и Национальному собранию РБ 24 апреля он не упомянул зарплату, и поставил перед правительством новую цель – ВВП в 100 млрд. USD.

В апреле 2017 года в таком же послании Александр Лукашенко о зарплате говорил много. Он поручил правительству обеспечить в 2017 году средний заработок по стране не менее 1 тыс. BYN, но за счет соответствующего увеличения производительности труда. Ясно было, что сделать это не удастся, так как для увеличения производительности труда требуются значительные капиталовложения на обновление производства, которых у страны нет. Но существовала вероятность того, что зарплату власти попробуют увеличить за счет денежной эмиссии, значительного увеличения бюджетных расходов или стимулирования развития экономики. Этого не произошло, и, как теперь понятно, правительство не собиралось  поступать таким образом.

В частности, Нацбанк заморозил снижение ставки рефинансирования, поддерживая ее на уровне в 2 раза превышающем инфляцию, а Совмин не стал направлять избыток бюджетных доходов на рост зарплаты и поддержку экономики, получив в 2017 году профицит бюджета, который остался неиспользованным.

Так предполагается действовать и в дальнейшем. Как сообщил глава Нацбанка Павел Каллаур после выступления президента 24 апреля, до конца текущей пятилетки предполагается 75% внешнего государственного долга рефинансировать, а 25% — погашать за счет выручки, зарабатываемой экономикой. Обычно страны возвращают долги тогда, когда экономика развивается, а не когда она дышит на ладан, но у нас все наоборот.

Тем не менее, президент, похоже, одобрил действия правительства, и теперь ищет безболезненный для него и правительства выход из ситуации, для чего о зарплате почти ничего не говорит, переключая внимание общества на другие показатели.

В частности, в послании 24 апреля он потребовал от правительства и Нацбанка в ближайшие годы перерасти долговую нагрузку и выйти в зону безопасности, имея в виду, по-видимому, снижение отношения долга к ВВП. Он также потребовал обеспечить стабильно высокие темпы роста экономики, профицит валютных потоков, и инфляцию на уровне не более 5-6% в год.

Более того, он установил новый ориентир для правительства: рост ВВП к концу следующей пятилетки до уровня не менее 100 млрд. USD. Это число, по-видимому, должно заменить в пропагандистском плане зарплату в 1.000 BYN. Такое же круглое и красивое.

На состоявшемся 28 апреля совещании в Житковичском райисполкоме Александр Лукашенко снова не упомянул о заработной плате, зато опять много времени уделил инфляции: «В этом году 5-6% мы должны по стране иметь инфляцию. В следующем — 4-5%. Мы должны выйти на 3-4%. Не надо 1,5%, как в Европе или в Америке. Потому что инфляция — это тоже чья-то заработная плата. И мы еще не настолько сегодня нащупали рыночным образом ту цену, при которой будет рентабельной та или иная продукция. Поэтому пускай будет 3-4% к концу пятилетки».

Цели главные и отвлекающие

Судя по действиям президента и правительства, вся эпопея с зарплатой в 1 тыс. BYN была отчасти спектаклем, который был нужен для того, чтобы отвлечь людей от реальной политики правительства, направленной на снижение доходов населения, которое наблюдалось в 2015-2017 годах.  Внимание людей было привлечено к тому, что правительство собирается увеличивать их доходы, в то время как власти эти доходы сокращали (см. график).

Впрочем, отчасти это не было спектаклем, за последние годы денежно-кредитная политика в Беларуси смягчилась: ставки по кредитам намного снизились, а работникам предприятий и бюджетникам все-таки несколько увеличили зарплату, хотя бюджет и остался профицитным. Но, политика все-таки осталась жесткой, так как направлена не на поддержку экономики деньгами, а на изъятие средств из нее, и на торможение роста объемов кредитования за счет высоких ставок.

Как бы то ни было, теперь стало ясно, что зарплату в 1 тыс. BYN в ближайшее время, да и в текущем году обеспечить не удастся, так как рост производительности труда является процессом медленным, требующим значительных капиталовложений.

Может быть, в декабре 2018 года еще и получится поднять зарплату до 1 тыс. BYN, но потом она опять снизится. Президент, конечно, может снова сдвинуть сроки увеличения зарплаты, но пропагандистский эффект от этого нового поручения уже будет потерян. Нужны новые пропагандистские цели.

Именно такой целью, пожалуй, является поручение президента увеличить ВВП до 100 млрд. USD. А настоящая экономическая политика в РБ сейчас состоит в том, что экономический рост приносится в жертву стабильности цен и курса рубля. А разговоры о ВВП в 100 млрд. USD служат прикрытием для нее. Так же, как разговоры о зарплате в 1 тыс. BYN прикрывали ее реальное сокращение.

При этом президент и Нацбанк много говорят об инфляции и практически ничего о курсе рубля. Они стараются не поднимать эту тему и, возможно, все еще надеются, что жители Беларуси и предприятия будут продавать свои валютные запасы, что позволит пополнить золотовалютные резервы страны и поддержит рубль. До сих пор сделать это удалось только Петру Прокоповичу. Но он добился такого результата посредством стабилизации курса доллара против рубля. А сейчас Нацбанк делать это не собирается, и позволяет курсу колебаться в довольно значительных пределах, поэтому у банка мало шансов на успех. Да и внешние условия неблагоприятны для белорусского рубля.

Но, чем бы это не вызывалось, похоже, что президент и правительство отказались от использования всех имеющихся у них возможностей повышения заработной платы и темпов роста ВВП, опасаясь девальвации и роста инфляции. То есть, внутренних оснований для значительного снижения курса рубля в текущем году нет. Это плюс. Но и доходы населения будут расти медленнее, чем могли бы. Это минус. К тому же, девальвация рубля все равно весьма вероятна, так как внешних факторов для нее хватает.

Тэги:

, , , ,

Ярмарки по продаже сельхозпродукции пройдут 13-14 октября в Минске

Как сообщает Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома 13-14 октября сельскохозяйственные ярмарки пройдут во всех 9 районах столицы: Наименование административного района Дата проведения Время проведения Адрес Заводской район 13-14 октября 10.00 – 16.00 ул. Герасименко, 51 (стоянка ФОК «Мандарин») 09.00 – 16.00 «Чижовка-арена» по ул.Ташкентской, 19 (общегородская) Ленинский район 13-14 октября 09.00 – 16.00 ул. Гашкевича, 2/3 на площадке ООО «Евроторг»

Прогноз курса рубля на неделю с 15 по 19 октября

Коррекция курса доллара на БВФБ может продолжиться, и американская валюта, вероятно, подешевеет еще на 1-1,5%. Но в понедельник 15 октября возможен рост курса доллара на доли процента. На прошедшей неделе произошла долгожданная коррекция курса доллара по отношению к белорусскому рублю. На Белорусской валютно-фондовой бирже средневзвешенный курс доллара опустился на 1,4% и составил 12 октября 2,1261

Правила медицинской этики и деонтологии утверждены Минздравом и вступили в силу

Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 7 августа 2018 г. № 64 утверждены Правила медицинской этики и деонтологии. Документ принят с целью повысить ответственность и эффективность выполнения медицинскими, фармацевтическими работниками своих должностных обязанностей, а также доверие граждан к системе здравоохранения. В частности, сформулированы принципы поведения медицинских, фармацевтических работников. Среди них – принципы гуманизма, милосердия, сдержанности,

Пленники экономического детерминизма

Перечислю три проблемы, волнующие белорусскую власть: во-первых, экономика, во-вторых, экономика и, в-третьих, экономика Складывается впечатление, что иных проблем, кроме экономических, в стране нет. В этом в своих многочисленных выступлениях регулярно убеждает население главный архитектор «белорусской экономической модели развития». Ограничусь одной цитатой, позаимствованной из напутствий обновленному белорусскому правительству 18 сентября: «Мы будем независимы, если у нас

Нефтяной торг: Беларусь уступила в надежде выиграть главную схватку c Россией

Чтобы выиграть основной торг у России – получить нужную компенсацию за налоговый маневр и сохранить «перетаможку» российской нефти в полном объеме, официальный Минск вынужден был поступиться своими интересами и согласиться на квотирование поставок российских нефтепродуктов. «В части поставки темных (нефтепродуктов – Прим. ред.) — да, мы пошли на уступки по просьбе российской стороны. Взамен мы

Ставки по депозитам населения стабилизировались. Куда они двинутся дальше?

Белорусская финансовая система продолжает удивлять: в то время как в России банки повышают ставки по депозитам, в белорусских банках рост ставок остановился, то ли перед тем как начать снижение, то ли перед новым подъемом … Так, по данным Нацбанка, в сентябре 2018 года средняя ставка по новым депозитам физических лиц в белорусских рублях на срок

Правовые новации белорусской экономической политики (июль-сентябрь 2018 года)

Экономическая политика белорусского государства в 3 квартале 2018 года носила противоречивый характер.  С одной стороны, государством принимаются либеральные документы в валютной и налоговой сфере. С другой стороны, некоторые нормативные документы свидетельствуют о том, что государство по- прежнему предпочитает административные методы управления экономикой в ущерб возможностям либерального рынка. Валютная либерализация Одним из ключевых документов 3 квартала

Пленники экономического детерминизма

Перечислю три проблемы, волнующие белорусскую власть: во-первых, экономика, во-вторых, экономика и, в-третьих, экономика Складывается впечатление, что иных проблем, кроме экономических, в стране нет. В этом в своих многочисленных выступлениях регулярно убеждает население главный архитектор «белорусской экономической модели развития». Ограничусь одной цитатой, позаимствованной из напутствий обновленному белорусскому правительству 18 сентября: «Мы будем независимы, если у нас