• EUR  2.4279
  • USD  2.1098
  • RUB (100)  3.2157
Минск  2 Погода в Минске

В Беларуси рассчитывают на новое направление экспорта электроэнергии после запуска БелАЭС – поставки в Украину. Есть ли у Беларуси такая возможность?

К 2020 году, после ввода в эксплуатацию двух блоков по 1200 МВт каждый, БелАЭС, работая в базовом режиме, сможет производить 17 млрд. кВт⋅ч электроэнергии – более 40% от общего объема ее производства в стране. Проблема, которую в Беларуси пока не знают, как решить: куда девать лишнюю электроэнергию? Литва, как известно, категорически отказалась ее покупать.

«Мы рассчитываем на активизацию нашей работы с польской стороной, мы готовы работать с Украиной», — сказал министр энергетики Владимир Потупчик на телеканале «Беларусь 1» в конце 2017 года, комментируя возможные направления экспорта белорусской электроэнергии.

Что касается Польши, то эта страна не заявляла о намерении покупать белорусскую электроэнергию. Нуждается ли в ней Украина?

Украина снизила импорт до минимума

В структуре выработки украинской электроэнергии атомная генерация составляет около 60%, тепловая генерация — менее 30%, ГЭС — около 8%. В 2018 году Украина планирует увеличить собственное производство электроэнергии на 3,2% до 159, 307 млрд. кВт⋅ч. Согласно прогнозному балансу Министерства энергетики и угольной промышленности Украины, рост генерации позволит увеличить экспорт электроэнергии на 18% до 5,855 млрд. кВт⋅ч. Поставки в направлении Венгрии, Словакии, Румынии с «энергоострова Бурштынской ТЭС» планируются в объеме 3,6 млрд. кВт⋅ч, в направлении Польши — 1,2 млрд. кВт⋅ч, в Молдову — 1,055 млрд. кВт⋅ч.

Если судить по статданным, то в импорте электроэнергии Украина не нуждается. В 2017 году страна закупила электроэнергии примерно на 2 млн. долларов. Мизерный объем импорта объясняется тем, что он включается в энергобаланс страны, что называется, по замыкающему принципу и нужен лишь для сбалансирования энергосистемы.

Антимонопольный комитет: импорт нужен для стимулирования конкуренции

Однако ситуация с импортом электроэнергии в Украину может измениться. Именно такой политики сейчас придерживается Антимонопольный комитет страны.

Сейчас в Украине доступ к межгосударственным сечениям происходит на конкурентных основаниях, однако возможность импорта электроэнергии ограничена административно: из-за высоких административных барьеров импортеры не заходят на украинский рынок. Также есть сложности с ценой импортной электроэнергии: согласно правилам рынка, цену импортируемой электроэнергии устанавливает регулятор, но на основании каких документов он это делает, непонятно.

Антимонопольный комитет Украины рекомендует рассмотреть импорт электроэнергии в качестве альтернативы украинской электроэнергии.

«Импорт электрической энергии мог бы составить существенную конкуренцию отечественным производителям, в частности, тепловой генерации, а также, возможно, в определенной части и атомной генерации», — подчеркнула первый замглавы комитета Мария Нижник.

Специалисты комитета отмечают, что в странах, с которыми Украина соединена межгосударственными сечениями, цены на электроэнергию бывают ниже, чем у украинских теплоэлектростанций. Поэтому комитет и рекомендует Министерству энергетики и Совету оптового рынка электроэнергии привлекать импорт электроэнергии в энергосистему страны исходя из его экономической целесообразности.

Что для этого нужно? Изменить порядок формирования прогнозных балансов электроэнергии в части возможности привлечения импорта на конкурентных основаниях по отношению к другой генерации, а Совету оптового рынка электроэнергии — поменять правила оптового рынка, чтобы между импортерами и производителями по ценовым заявкам и, возможно, НАЭК «Энергоатом», возникла конкуренция.

Ранее комитет рекомендовал Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, разработать и утвердить порядок проведения электронных аукционов по доступу к пропускной способности межгосударственных сетей.

Энергосистемы Украины и Беларуси синхронизированы

Сейчас украинская энергосистема в меньшей степени синхронизирована с континентальной европейской энергосистемой. Только «Бурштынский энергоостров» (Львовская, Ивано-Франковская и Закарпатская области) связан линиями с Венгрией, Словакией и Румынией. Таким образом, импорт электроэнергии из ЕС в страну возможен лишь для трех украинских областей. Правда, теоретически есть возможность поставок из Венгрии через линию 750 кВ Альбертирша-Винница, но она нуждается в восстановительных работах.

В то же время украинская энергосистема по-прежнему синхронизирована с системами стран бывшего Союза — России, Молдовы и Беларуси.

Глава Департамента по вопросам электроэнергетики Министерства энергетики и угольной промышленности Украины Ольга Буславец осенью прошлого года сообщила, что Украина в 2018 году планирует возобновить с Беларусью импортные и экспортные поставки электроэнергии. Как было сказано, это позволит Украине импортировать 2,5 млрд. кВт⋅ч электроэнергии в первом и четвертом кварталах 2018 года и экспортировать такое же количество электричества в межотопительный период.

Интересное заявление, но, очевидно, О. Буславец не имела ввиду экспорт украинской электроэнергии в Беларусь. Ранее Беларусь импортировала электроэнергию из двух стран – России и Украины, но с 2008 года покупала только российскую электроэнергию (например, в 2017 году – около 2,7 млрд. кВт⋅ч). В конце прошлого года белорусская сторона заявила, что в 2018 году не собирается импортировать электроэнергию. По крайней мере, с начала года и даже летом, в межотопительный период и во время ремонта генерирующих мощностей (страна не договорилась с Россией о стоимости импорта электроэнергии).

В принципе Беларусь и ранее могла самостоятельно обеспечить свои потребности в электроэнергии. Но в импорте, тем не менее, нуждалась в целях снижения издержек – прежде всего, весной и летом, когда энергетики занимаются ремонтными работами, и станции не вырабатывают тепловую энергию.

А вот о планах экспорта белорусской электроэнергии в 2018 году в Украину в объеме 2,5 млрд. кВт⋅ч ранее ничего не сообщалось.

Отметим, что в январе 2016 года ГПО «Белэнерго» и украинская компания ООО «ДТЭК энерго» подписали меморандум о готовности сотрудничать в сфере взаимного экспорта и импорта электроэнергии. В нем было сказано, что экспорт электроэнергии из Украины в Беларусь возможен в случае возникновения дефицита мощности в энергосистеме страны, а также при его экономической целесообразности для обеих сторон. Комментируя этот документ, министр энергетики Беларуси Владимир Потупчик подчеркнул, что он носит чисто технический характер. «Есть регионы Гомельской области, где наши сети проходят в том числе по территории Украины, и есть взаимный обмен электроэнергией. Но это вовсе не означает, что идет речь о каких-то импортных поставках в серьезных объемах», – заявил он.

Однако в начале марта этого года вице-премьер Беларуси Владимир Семашко на телеканале «Беларусь 1» сообщил о достаточно масштабных планах экспорта белорусской электроэнергии уже в этом году. В эфире БТ он напомнил, что еще несколько лет назад Беларусь импортировала порядка 7 млрд кВт⋅ч электроэнергии, а в нынешнем году страна отказалась от импорта. «Более того, в этом году где-то 2,5 млрд. кВт⋅ч — до 3 млрд. кВт⋅ч — будем экспортировать электроэнергии, это улучшает баланс», — сказал В. Семашко.

Белорусский вице-премьер не назвал страну, в которую Беларусь собирается в этом году поставить такой объем электроэнергии. Литва пока покупает совсем небольшой объем электроэнергии из Беларуси: например, в 2017 году — 146,5 млн. кВт⋅ч. Остается Украина?

Шанс для белорусских энергетиков

«Мы со строительством АЭС будем иметь уникальную возможность продавать электрическую энергию соседям», — сказал экс-генеральный директор ГПО «Белэнерго» Евгений Воронов на пресс-конференции в конце прошлого года. По его словам, в дальнейшем это — «вопрос ценообразования и договоренностей».

Что касается цены. В конце прошлого года на телеканале БТ министр энергетики Владимир Потупчик озвучил тарифы на электроэнергию после ввода АЭС. Как было сказано, белорусские энергетики придерживаются сделанных ранее расчетов — 7,25 центов за 1 кВт-час. Для сравнения: себестоимость производства электроэнергии в Беларуси в 2017 году составляла 6,81 цента за кВт⋅ч, тарифы для предприятий — 7,8-7,9 цента за кВт⋅ч, тариф на электроэнергию для населения — 5,49 цента за кВт⋅ч (без НДС).

Каким образом энергетики уже сейчас просчитали тариф атомной электроэнергии, никто из белорусских чиновников не пояснил. Видимо, они рассчитывают на заметное удешевление российского газа в связи с созданием единого рынка газа в ЕАЭС. Напомним, в 2018 году Беларусь имеет фиксированную цену на российский газ — 129 долларов за 1 тыс. куб. м, в 2019 году – 127 долларов. Беларусь продолжает переговоры с Россией по формуле и методология ценообразовании на 2020−2024 годы, чтобы к 1 января 2025 году иметь одинаковые цены на газ с российскими (сейчас российские цены примерно в 2 раза ниже белорусских). Снижение цены на российский газ может помочь существенно скорректировать тарифы и на электроэнергию. Если белорусским переговорщикам удастся выполнить эту сверхзадачу, то после запуска БелАЭС Беларусь теоретически получит шанс организовать поставки своей электроэнергии не только на евразийский рынок, но и в Украину.

Следует отметить, что стоимость электричества в Украине растет. Украинский регулятор утвердил среднегодовое значение оптовой рыночной цены на электроэнергию на 2018 год на уровне 1,562 гривен за МВт⋅ч (без НДС), что на 14,4% выше предыдущего показателя.

В 2017 году в Украине принят закон «О рынке электроэнергетики», который предусматривает переход от ручного регулирования к рыночному. На рынке должна появиться конкуренция между компаниями, генерирующими электроэнергию, а также компаниями, которые поставляют электроэнергию потребителям. Что позволит потребителям самостоятельно выбирать себе поставщика электроэнергии.

Как это будет работать на практике, пока неясно. Но в любом случае новый закон создает предпосылки для создания конкурентной среды на энергетическом рынке Украины. Что в свою очередь дает определенные шансы белорусским энергетикам на новый канал сбыта избыточной электроэнергии после запуска БелАЭС. Но, подчеркнем, только шанс.

Справка БЕЛРЫНКА: энергомост, который не заработал
Лет десять назад Киев и Минск предметно обсуждали масштабный проект по строительству энергомоста в Литву и страны Балтии. В то время Литва была озабочена тем, как обеспечить страну электроэнергией после закрытия Игналинской АЭС. Предполагалось, что возникший дефицит удастся погасить за счет поставок электроэнергии из Украины транзитом через Беларусь.
Техническая возможность серьезного экспорта украинской электроэнергии в Литву могла появиться после строительства новой линии 330 кВ «Ровенская АЭС – Микашевичи». Это позволяло практически в два раза увеличить пропускную способность поставок – до 9 млрд. кВт⋅ч в год. Стоимость проекта эксперты оценивали в 32-35 млн. долларов.
В 2007 году Минск и Киев начали предметное обсуждение проекта. Он мог бы стать новым энергетическим мостом для поставок украинской электроэнергии транзитом не только в Литву, но также в Латвию и Польшу. В начале 2007 года возможность реализации проекта была зафиксирована в проекте меморандума о сотрудничестве Беларуси и Украины в энергетической сфере. Вслед за этим ГПО «Белэнерго» и национальная энергетическая компания «Укрэнерго» приступили к разработке ТЭО новой ЛЭП, рассчитывая уже к середине 2007 года принять окончательное решение о ее строительстве.
Но дальше проект застопорился. Выяснилось, что осуществлять поставки электроэнергии через свою территорию в Литву белорусская сторона могла только с согласия России.
Дело в том, что поставки украинской электроэнергии в Литву должны были в любом случае осуществляться через смоленское сечение, то есть через российскую энергосистему. Однако позиция российских энергетиков по этому вопросу была категоричной: нет, — мы не хотим пускать на этот рынок конкурентов.

 

 

Тэги:

, , , ,

Ярмарки по продаже сельхозпродукции пройдут 13-14 октября в Минске

Как сообщает Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома 13-14 октября сельскохозяйственные ярмарки пройдут во всех 9 районах столицы: Наименование административного района Дата проведения Время проведения Адрес Заводской район 13-14 октября 10.00 – 16.00 ул. Герасименко, 51 (стоянка ФОК «Мандарин») 09.00 – 16.00 «Чижовка-арена» по ул.Ташкентской, 19 (общегородская) Ленинский район 13-14 октября 09.00 – 16.00 ул. Гашкевича, 2/3 на площадке ООО «Евроторг»

Прогноз курса рубля на неделю с 15 по 19 октября

Коррекция курса доллара на БВФБ может продолжиться, и американская валюта, вероятно, подешевеет еще на 1-1,5%. Но в понедельник 15 октября возможен рост курса доллара на доли процента. На прошедшей неделе произошла долгожданная коррекция курса доллара по отношению к белорусскому рублю. На Белорусской валютно-фондовой бирже средневзвешенный курс доллара опустился на 1,4% и составил 12 октября 2,1261

Правила медицинской этики и деонтологии утверждены Минздравом и вступили в силу

Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 7 августа 2018 г. № 64 утверждены Правила медицинской этики и деонтологии. Документ принят с целью повысить ответственность и эффективность выполнения медицинскими, фармацевтическими работниками своих должностных обязанностей, а также доверие граждан к системе здравоохранения. В частности, сформулированы принципы поведения медицинских, фармацевтических работников. Среди них – принципы гуманизма, милосердия, сдержанности,

Пленники экономического детерминизма

Перечислю три проблемы, волнующие белорусскую власть: во-первых, экономика, во-вторых, экономика и, в-третьих, экономика Складывается впечатление, что иных проблем, кроме экономических, в стране нет. В этом в своих многочисленных выступлениях регулярно убеждает население главный архитектор «белорусской экономической модели развития». Ограничусь одной цитатой, позаимствованной из напутствий обновленному белорусскому правительству 18 сентября: «Мы будем независимы, если у нас

Нефтяной торг: Беларусь уступила в надежде выиграть главную схватку c Россией

Чтобы выиграть основной торг у России – получить нужную компенсацию за налоговый маневр и сохранить «перетаможку» российской нефти в полном объеме, официальный Минск вынужден был поступиться своими интересами и согласиться на квотирование поставок российских нефтепродуктов. «В части поставки темных (нефтепродуктов – Прим. ред.) — да, мы пошли на уступки по просьбе российской стороны. Взамен мы

Ставки по депозитам населения стабилизировались. Куда они двинутся дальше?

Белорусская финансовая система продолжает удивлять: в то время как в России банки повышают ставки по депозитам, в белорусских банках рост ставок остановился, то ли перед тем как начать снижение, то ли перед новым подъемом … Так, по данным Нацбанка, в сентябре 2018 года средняя ставка по новым депозитам физических лиц в белорусских рублях на срок

Правовые новации белорусской экономической политики (июль-сентябрь 2018 года)

Экономическая политика белорусского государства в 3 квартале 2018 года носила противоречивый характер.  С одной стороны, государством принимаются либеральные документы в валютной и налоговой сфере. С другой стороны, некоторые нормативные документы свидетельствуют о том, что государство по- прежнему предпочитает административные методы управления экономикой в ущерб возможностям либерального рынка. Валютная либерализация Одним из ключевых документов 3 квартала

Пленники экономического детерминизма

Перечислю три проблемы, волнующие белорусскую власть: во-первых, экономика, во-вторых, экономика и, в-третьих, экономика Складывается впечатление, что иных проблем, кроме экономических, в стране нет. В этом в своих многочисленных выступлениях регулярно убеждает население главный архитектор «белорусской экономической модели развития». Ограничусь одной цитатой, позаимствованной из напутствий обновленному белорусскому правительству 18 сентября: «Мы будем независимы, если у нас