• EUR  2.312
  • USD  1.9886
  • RUB (100)  3.1609
Минск  22 Погода в Минске

Интервью

Фото belchemoil.by

Сергей Каморников

Сергей Каморников

Как сказывается повышение цен на моторное топливо в Беларуси на внутреннем спросе и розничных продажах крупнейшего игрока отечественного рынка нефтепродуктов – компании «Белоруснефть» (ее доля на внутреннем рынке светлых нефтепродуктов – около 70%)?

Об этом обозреватель БЕЛРЫНКА попросила рассказать заместителя гендиректора по обеспечению углеводородным сырьем и реализации продукции «Белоруснефти» Сергея КАМОРНИКОВА.

– Сергей Сергеевич, «Белоруснефть» по итогам прошлого года прогнозировала рост продаж автомобильного топлива и емкости рынка. Оправдались ли прогнозы?

– Можно отметить, что и по прошлому году, и по 2018 году мы имеем увеличение емкости рынка и объема реализации топлива – и на наших заправках, и в целом в системе всего внутреннего рынка. В 2017 году этот рост был отмечен на уровне примерно 13%. Что же касается итогов первых двух месяцев текущего года, то рост продаж в системе розничной реализации составил около 19%. Это – серьезный рост.

– Чем объяснить такой серьезный рост отечественного рынка моторного топлива?

– На мой взгляд, в большей степени он был вызван диспаритетом цен на автомобильное топливо с РФ. В январе-феврале 2018 года цены на белорусский бензин и дизтопливо были существенно ниже, чем в России, и весь транзитный поток транспорта, который идет с Запада на Восток и с Севера на Юг, максимально заправлялся в Беларуси.

Но уже в марте темпы роста продаж автомобильного топлива в Беларуси начали снижаться, хотя пока они выше, чем в 2017 году.

– Получается, что повышение внутренних цен на моторное топливо до уровня российских цен для компании «Белоруснефть» совсем невыгодно?

— Считаю, что на этот вопрос надо смотреть комплексно: кто получает выгоду – вся отрасль или же субъект этой отрасли, то есть компания, имеющая розничную сеть.

Поскольку «Белоруснефть» торгует преимущественно белорусскими нефтепродуктами, то в условиях, когда их поставка на внутренний рынок нерентабельна или менее рентабельна по сравнению с экспортными поставками, нужно оценивать, что выгоднее: получать дополнительную прибыль от реализации «Белоруснефти» либо нести убытки двум НПЗ. Определить этот баланс – прерогатива правительства.

– Неоднократное повышение цен на топливо уже сказалось на внутреннем спросе?

– Считаю, что да. Потому что уже в марте текущего года темпы роста рынка были существенно ниже, чем в январе-феврале. В январе, условно, прирост составлял плюс 20% к прошлому году, а уже в марте – чуть больше 10%.

Но назвать одну единственную причину снижения спроса сложно. Мы, конечно, отметили снижение спроса в марте. Но однозначно сказать, что оно произошло только из-за повышения цен, – сложно. Возможно, сказалось влияние погодных условий и других факторов. Март-апрель – переходные месяцы, в это время большое влияние на спрос оказывают погодные условия. Отмечу, что в прошлом году в марте уже оживился личный автотранспорт, а в этом году в это время еще снег лежал, поэтому такого оживления не наблюдалось. Так что тенденции изменения емкости рынка можно анализировать только по истечении более длительного времени.

– Если цены на топливо в Беларуси уравняются с российскими, то как это, на ваш взгляд, скажется на спросе?

– На мой взгляд, сближение белорусских цен на топливо с российскими в большей степени повлияет на транзитный и приграничный сегменты рынка. Это, навскидку, – около 10% розничного рынка. Если сравняемся по ценам, то падение спроса мы почувствуем.

– А в целом внутренний потребитель не столь чувствителен к повышению цен?

– Приграничные регионы все же чувствительны к повышению: это Гомельская область, не имеющая границ с Россией (Гомель находится в 40 км от границы с РФ), Витебская область, часть Могилевской области. Эти регионы очень спокойно могут переориентироваться на российское топливо.

– Какую маржу от реализации топлива имеет сейчас «Белоруснефть»?

– Маржа АЗС примерно та же, что и в прошлые годы, – около 10%, плюс-минус в зависимости от вида топлива. Если бы у АЗС не было сопутствующего бизнеса, продажа топлива – это чистые убытки для розничной автозаправочной сети. Только сопутствующий бизнес позволяет нам выходить в ноль или зарабатывать деньги.

Поэтому мы, безусловно, заинтересованы в росте объемов реализации: чем больший пролив через АЗС, тем стабильнее финансово чувствует себя «Белоруснефть».

– В последние годы «Белоруснефть» активно занимается развитием сопутствующего бизнеса. Здесь какого-то потолка компания пока не достигла?

– Нет. Считаю, что это – тот бизнес, где нет предела совершенству. Один из его сегментов, где нам хотелось бы сделать серьезный шаг вперед, – это общественное питание. Чтобы, нашему клиенту и автолюбителю захотелось остановиться на АЗС не только для покупки товаров в дорогу, но и для того, чтобы пообедать или просто перекусить.

– Следует ли ожидать каких-то прорывных шагов в этом направлении?

– Мы активно работаем в этом направлении. В частности, сейчас – по созданию единого ассортимента, выбору единых поставщиков продовольственных товаров. Очень серьезное внимание уделяем этим вопросам – возможно, сейчас даже чуть больше, чем в целом сопутствующей торговле.

– Есть ли планы по созданию совместного бизнеса с какой-то торговой сетью?

– Пока об этом говорить рано. Надо вначале упорядочить имеющуюся у нас структуру, прежде чем будет сделан первый шаг по созданию единой системы общепита на АЗС. Находимся в этом процессе постоянно, работу ведем, что называется, поэлементно. Начали с кофейных напитков, потом организовали продажу хот-догов и т. д.

– У компании финансовых ресурсов достаточно, чтобы ускорить развитие общепита на АЗС?

– Понимая, что это – тот вид бизнеса, где можно самостоятельно управлять вопросами ценообразования, здесь мы видим потенциал. Тем более, если сравниваем себя с зарубежными сетями, анализируем, какая у них маржа на этот бизнес, какие обороты, сколько, условно говоря, чашек кофе они проливают на одну АЗС и т. д. Это сравнение показывает, что здесь у нас потенциал большой: можно вкладывать деньги в расчете на быструю отдачу.

– Недавно генеральный директор компании китайской компании Guangzhou Xinjinlai Import and Export Trade, миллиардер Ван Эньпэй предложил «Белоруснефти» поучаствовать в проекте «Автомобили для общего пользования». Речь идет о реализации нового для Беларуси проекта – сервиса по аренде автомобилей. Как заявлено, китайская компания намерена построить в Беларуси 1 тысячи зарядных станций, а «Белоруснефти» предложено принять участие в проекте по аренде автомобилей в части зарядной инфраструктуры.

– Что касается сотрудничества по тематике электромобильного транспорта, вопросов каршеринга, то, отмечу: у нас есть некоторые предложения, в том числе со стороны китайских партнеров. Мы их внимательно изучаем, и, если увидим для себя выгоду, готовы идти на сотрудничество.

– «Белоруснефть» не так давно заявила, что готова стать национальным сетевым оператором по зарядке автомобилей. Что для этого сделано?

– В принципе, если говорить о перспективе, – а это и есть перспектива и достаточно серьезная, – то разумнее уже сейчас делать первые шаги: создавать и сеть зарядных станций, привлекать внимание общества, населения и т. д.

Сейчас мы насыщаем сеть наших АЗС электрозарядными станциями (зарядить электромобиль можно уже на 15 наших объектах, а до конца года планируем расширить сеть минимум до 50 объектов), создаем программные продукты, которые позволяют управлять отпуском электроэнергии, выбираем оптимальные форматы зарядных станций и т. д.

Но более быстрое развитие электротранспорта будет зависеть, безусловно, от государственной политики и создания условий для стимулирования использования электротранспорта. Думаю, что с вводом в эксплуатацию БелАЭС страна будет заинтересована в продвижении электромобильной тематики и увеличении потребления электроэнергии. Поэтому наше предприятие здесь занимает правильную позицию.

– Как планы развития автозаправочной сети «Белоруснефти» в этом году?

– Мы изначально ставим перед собой амбициозные планы. Суммарно мы хотели бы в этом году построить и модернизировать 25 объектов. Почему мы считаем суммарно? Потому что любая модернизация АЗС – это практически новое строительство с учетом требований по сервису, набору услуг и т. д. Иногда ввод новой станции сопровождается тем, что старая станция в том или ином регионе закрывается в силу того, что рынок АЗС насыщен.

Поэтому в течение 2018 года планируем реконструировать и построить около 25 АЗС. Строим за свои деньги и кредиты. Стоимость новой АЗС – от 1 млн. долларов, плюс минус 20% – в зависимости от месторасположения АЗС, набора услуг, подвода инфраструктуры и т. д.

– Сергей Сергеевич, известно, что в Украине сейчас обсуждается возможность квотирования импорта белорусского топлива. Скажется ли это на бизнесе «Белоруснефти»?

– Официально белорусская сторона не получала такой информации. Попытки разыгрывать белорусско-украинские отношения и вопрос поставок белорусских нефтепродуктов на украинский рынок наблюдаются на протяжении последних 10 лет. За это время мы уже 2-3 раза сталкивались с подобной угрозой.

Надо понимать, что в результате таких мер пострадает прежде всего украинский потребитель. Ибо сегодня белорусские нефтепродукты позволяют поддерживать конкуренцию с российским топливом, местным топливом, а также тем топливом, которое танкерами поставляется в Украину. И если Украина примет такие резкие шаги против основного поставщика нефтепродуктов, это резко ограничит конкуренцию на этом рынке и приведет к серьезному росту цен. Примет ли украинская сторона такое решение, нам сложно сказать.

Тэги:

, , , , ,

Комментарии

Россия свернет «неограниченную» поддержку Беларуси

Российский бюджет теряет только на одних беспошлинных поставках нефти в Беларусь свыше 3 млрд. долларов в год, заявляет российский Минфин. Россия автоматически лишит Беларусь этих денег, как только завершит налоговый маневр в нефтяной отрасли. За новую поддержку белорусским властям снова придется торговаться с Кремлем. Потери от поставок беспошлинной нефти в Беларусь – 3 млрд. долларов

Прогноз курса рубля на неделю с 16 по 20 июля

Возможно продолжение снижения курса доллара на БВФБ (еще примерно на 0,5% за неделю) на фоне укрепления российского рубля. В понедельник 16 июля на открытии биржевых торгов курс доллара может уменьшиться на доли процента. Средневзвешенный курс доллара США на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе снизился на 0,5% и составил 13 июля 1,9706 рублей за доллар.

Молчание номенклатурных ягнят

На дворе XXI век. Открыто заявлять о своей претензии на роль политического наследника Людовика XIV («Государство – это я») сегодня никому не дано, тем более в стране с европейским прошлым. Поэтому личные интересы всенародноизбранного армия имиджмейкеров и государственных идеологов пытается прикрыть плакатиком с надписью: «Государство для народа».

Авиастроение: все как-то нам не летается

Очередной многообещающий проект с участием иностранного инвестора потерпел неудачу в Беларуси.

По какой цене Беларусь будет покупать российский газ с 2020 года?

Хотя Беларусь и Россия пока не договорились о новой формуле ценообразования на газ, Минэкономразвития РФ уже спрогнозировало цены для Беларуси на ближайшие несколько лет. Судя по этим прогнозам, Россия снизит цены на газ для союзника, но не так радикально, как рассчитывает Минск.

Белорусы готовятся к кризису и копят золото

Хотя в первой половине текущего года жители Беларуси вывели из банков 227,9 млн. долларов, а предприятия забрали 754,9 млн. долларов, стоимость их депозитов в драгоценных металлах почти удвоилась и достигла 115,2 млн. долларов.

Молчание номенклатурных ягнят

На дворе XXI век. Открыто заявлять о своей претензии на роль политического наследника Людовика XIV («Государство – это я») сегодня никому не дано, тем более в стране с европейским прошлым. Поэтому личные интересы всенародноизбранного армия имиджмейкеров и государственных идеологов пытается прикрыть плакатиком с надписью: «Государство для народа».

Авиастроение: все как-то нам не летается

Очередной многообещающий проект с участием иностранного инвестора потерпел неудачу в Беларуси.