С мая текущего года Национальный банк Беларуси планирует ввести ограничения на рынке потребительского кредитования, хотя кредитный бум и без этих мер пошел на спад, а серьезных проблем с задолженность населения по кредитам нет.

Действия главного банка нашей страны в последнее время приобретают все более странный характер. Он пытается бороться с инфляционными ожиданиями, хотя у него нет инструментов для этого, а теперь задумал противодействовать возникающими у банков при кредитовании населения рискам, которые, на самом деле, отсутствуют.

Возвращаются справки о доходах

О новых намерениях Нацбанка рассказал 28 марта заместитель председателя правления НБ Дмитрий Лапко на конференции Fitch Ratings «Беларусь в 2018 году: обзор по макроэномической ситуации и банковскому сектору». Как оказалось, банк собирается с 1 мая 2018 года ввести требование, согласно которому расходы физического лица по кредитам, микрозаймам и лизингу не должны превышать 40% от объявленной им величины дохода. Это на самом деле двойное ограничение. Во-первых, населению снова придется брать справки о доходах, что для некоторых граждан уже является аргументом не брать кредит. Подобное ограничение уже существовало в Беларуси до мая 2017 года. Во-вторых, люди с небольшими официальными доходами смогут брать только небольшие кредиты. А люди вообще без официальных доходов, а это около 5% населения, кредиты получить не смогут.

Дмитрий Лапко также сообщил, что  планы по введению такого коэффициента в Нацбанке вынашивали уже давно, так как там несколько озадачены растущими объемами розничного кредитования. Он сказал, что в Нацбанке опасаются, что коммерческие банки могут пренебрегать определенными рисками при кредитовании.

Однако факты показывают, что для подобных опасений оснований не имеется. По данным Нацбанка, в феврале 2018 года задолженность населения РБ по потребительским кредитам, номинированным в белорусских рублях, выросла всего на 64,3 млн. BYN после роста на 100,9 млн. BYN в январе 2018 года и увеличения на 151,2 млн. BYN в декабре 2017 года, и составила 3,18 млрд. BYN. Величина прироста в феврале оказалась минимальной с февраля 2017 года. Правда, по сравнению с тем месяцем в феврале текущего года прирост оказался примерно в 4 раза выше. Тем не менее, налицо замедление темпов кредитного бума до величины, когда возникает вопрос, а можно ли вообще считать, что это бум.

Чтобы оценить риски банков, надо посмотреть на величину просроченной и пролонгированной задолженности по потребительским кредитам. В феврале она увеличилась на 1,2 млн. BYN и достигла 31,3 млн. BYN. Несмотря на такой рост, она осталась ниже, чем год назад (31,4 млн. BYN). Таким образом, проблемная задолженность по потребительским кредитам составляет всего около 1% от самих этих кредитов. Это очень низкая величина, которая говорит о том, что проблем фактически нет.

Столь же благополучным выглядит и ситуация с кредитами на финансирование недвижимости. Задолженность физических лиц в белорусских рублях по таким кредитам в феврале выросла на 70,3 млн. BYN – до 6,11 млрд. BYN. В январе 2018 года рост составил всего 9,6 млн. BYN, а в декабре 2017 года – 152 млн. BYN. В данной сфере рост связан с выдачей банками кредитов в рамках программы адресного субсидирования строительства жилья людьми, стоящими в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Объем данных кредитов довольно ограничен. Как сообщил 30 марта начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Александр Горваль, в 2018 году белорусские банки планируют направить на кредитование жилищного строительства в рамках указа №240 562 млн. BYN. По его словам банки хотят увеличить эту сумму, и в настоящее время прорабатывается вопрос о возможности увеличения бюджетных субсидий.

В текущем году, рассказал Александр Горваль, в рамках данной программы уже заключены около 2,7 тыс. кредитных договоров, по которым открыто кредитных линий на сумму примерно в 140 млн. BYN. Из них освоено 75 млн. BYN.

Платежи по кредитам на строительство и приобретение жилья жители Беларуси совершают еще более прилежно, чем по потребительским кредитам. Просроченная и пролонгированная задолженность населения по кредитам на финансирование недвижимости в белорусских рублях в феврале выросла на 0,6 млн. BYN и составила всего 3,8 млн. BYN. Это немного выше, чем год назад, когда она равнялась 3,4 млн. BYN.

Таким образом, и со стороны кредитования недвижимости, белорусским банкам ничего не грозит. Чем же тогда обеспокоен Нацбанк?

Виноват Евразийский фонд стабилизации и развития

Ответ на этот вопрос можно найти в обзоре Евразийского банка развития за IV квартал 2017 года, в котором тот проанализировал состояние экономики и финансов РБ. Он управляет средствами Евразийского фонда стабилизации и развития, поэтому его точка зрения имеет важное значение для белорусских чиновников.

В банке пришли к выводу, что наибольший риск для экономики и финансовой системы Беларуси несет рост потребительского кредитования (на 75,1% за 2017 год), учитывая высокую долю импортных товаров в потреблении. Указание на высокую долю импортных товаров однозначно указывает на то, чего боятся в Евразийском банке развития: роста спроса на импортные товары, что приведет к увеличению спроса на иностранную валюту и может вызвать девальвацию или существенное снижение курса белорусского рубля.  В связи с этим в Евразийском банке развития предложили Нацбанку принять меры по охлаждению кредитного бума.

Таким образом, похоже, что вовсе не забота об отдельных банках движет Национальным банком РБ, а опасения девальвации рубля и рекомендация Евразийского банка развития. От такой рекомендации не просто отмахнутся, так как Евразийский фонд развития должен выдать Беларуси еще два транша кредита по 200 млн. USD, но делать это не хочет вследствие того, что Беларусь не выполняет взятые на себя обязательства.

На первый взгляд, точка зрения экспертов банка выглядит убедительной: потребительские кредиты за год действительно выросли на 75,1%. Воображение так и рисует ужасающую картину: в 2018 году еще 75%, и еще …. После чего последует крах белорусских финансов.

Однако это умозрительная картина, а в реальности ничего подобного не происходит и не произошло бы. Как было отмечено выше, в январе и феврале 2018 года произошло замедление темпов прироста объемов розничного кредитования, причем без всяких мер Нацбанка. И ставки по кредитам прекратили снижаться, отчасти за счет возникновения некоторого дефицита рублевых ресурсов. То есть рынок кредитования стал приходить в некоторое естественное равновесие, и в 2018 году задолженность по потребительским кредитам выросла бы не на 75%, как в 2017 году, а намного меньше. И по абсолютной величине прирост мог оказаться ниже. Конечно, и более низкий прирост оказал бы некоторое давление на белорусский рубль и инфляцию, но никакой катастрофы не произошло бы, ведь не случилось же ее в 2017 году. То есть, Евразийский банк развития переоценил угрозу от потребительского кредитования.

Таким образом, Нацбанк, скорее всего, спешит с административными мерами и мешает естественному рыночному процессу формирования равновесия в белорусской финансовой системе. Это вызовет только искусственное, нерыночное замедление темпов роста экономики. Конечно, меры Нацбанка будут способствовать успокоению финансового рынка страны, но это кладбищенское спокойствие.

Тэги:

, , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,