• EUR  2.4235
  • USD  2.1213
  • RUB (100)  3.204
Минск  0.3 Погода в Минске

Организация работы контрольных органов в 2018 году станет реальным показателем декларируемой государством либерализации контрольной деятельности в Республике Беларусь. Сразу же отметим, что правоприменительная практика текущего года неоднозначна. Так, с одной стороны, отказ от плановых проверок и наказаний за технические нарушения можно отнести к явным признакам либерализации, с другой стороны, продолжающаяся практика работы с лжепредпринимателями заставляет усомниться в искренности государства по реальной либерализации государственного контроля в Беларуси.

Предписание как наказание

В условиях отсутствия плановых проверок, контролирующие органы все чаще направляют в адрес представителей бизнеса предписания, в которых предлагают доплатить в бюджет суммы налогов по хозяйственным операциям с лжепредпринимательскими структурами. Судя по сложившейся в прошлые годы правоприменительной практике, оспорить такие предписания в судебном порядке практически невозможно, и поэтому большинство предприятий вынуждены доплачивать налоги в бюджет.

При этом, несмотря на кажущуюся безнадежность обжалования предписаний контролирующих органов в законодательном порядке, спорные ситуации все равно возникают. Речь, в частности, идет о предписаниях, касающихся доплаты налогов, по договорным отношениям с лжепредпринимателями, сложившимися до 1 января 2013 года.  Так, на практике встречаются предписания, в которых указаны договорные отношения с лжепредпринимателями, начиная с 2009 года.

Напомним, что указом президента от 23.10.2012 года № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее – Указ № 488) определен порядок доплаты в бюджет налогов по договорным отношениям с лжепредпринимателями, возникшим с 1 января 2013 года. Указ № 488 не имеет обратной силы и это признают даже контролирующие органы.

Наказать или нет?

В тоже время правоприменительная практика последних лет создала для контролирующих органов упрощенную процедуру доначисления налогов по договорным отношениям с лжепредпринимательскими структурами. Поэтому в погоне за исполнением плана бюджета по штрафным санкциям контролеры стали выставлять предписания по хозяйственным операциям с лжепредпринимателями до момента вступления в силу указа № 488, то есть до 1 января 2013 года. Но законно ли это? И каким образом предприятие должно доплачивать налог, если указ № 488 в этот период не действовал?

Если судить по устным разъяснениям контролирующих органов, то ситуация выглядит неоднозначной. Так, одни контролеры предлагают не учитывать при налогообложении выручку с НДС по договорам с лжепредпринимателями и при этом доначислять налог на прибыль на всю сумму договора как на внереализационный доход. Второй подход контролеров предполагает не отражать в налоговом учете как выручку, так и себестоимость товаров, работ, услуг, связанных с этой выручкой. Обосновывается это тем, что раз выручка незаконна, то незаконна и себестоимость, связанная с этой выручкой.

Обоснованием служит аналогия с указом № 488 или личное мнение контролера, как правило, не подтвержденное нормой законодательства. Последнее и неудивительно, так как до момента вступления в силу указа № 488 единого подхода к работе с лжепредпринимателями в законодательстве не было.

На практике до 1 января 2013 года единственным наказанием за работу с лжепредпринимателями было неотражение в налогового учете  затрат,  связанных с такими договорными отношениями. Считалось, что такие расходы предприятия документально не подтверждены и соответственно необходимо доплатить только налог на прибыль.

При этом наказания в части доначисления НДС и налога на прибыль по выручке законодательством предусмотрено не было. Данный подход был юридически обоснован и вписывался в ту правовую систему, которая работала в Беларуси до 1 января 2013 года.

Можно ли обжаловать предписание?

Повторимся еще раз, что упрощенная и выгодная для контролеров правоприменительная практика по договорам с лжепредпринимателям, сложившаяся в Беларуси в последние годы ,создала соблазн по доначислению штрафов по договорным отношениям  с лжепредпринимателями независимо от срока их заключения, хотя указ №488 не имеет обратной силы.

Почему же такая ситуация возникла? Объяснение кроется в двух взаимосвязанных факторах. Во-первых, многие представители бизнеса плохо знают законодательство, поэтому не могут отстоять свои права. Во-вторых, незнание законодательства порождает страх возможного доначисления больших экономических санкций, нежели те, которые прописаны в предписании. Этот страх частично обоснован, так как за последние пять лет сложилась однобокая правоприменительная практика, которая все спорные вопросы с лжепредпринимателями трактует в пользу государства.

Но обоснован ли страх по договорам с лжепредпринимателями, заключенным до 1 января 2013 года? Отметим, что законодательством однозначно не определено, как наказывать предприятие в случае наличия договорных отношений с лжепредпринимателями до 1 января 2013 года.

А это значит, что на практике будет действовать пункт 3 Указа от 16.10.2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510) и пункт 3 статьи 7 Налогового кодекса Республики Беларусь. Так, Указом № 510 определено, что в случае неясности или нечеткости предписаний акта законодательства решения должны приниматься в пользу проверяемого субъекта. Налоговым кодексом определено, что в случае неясности или нечеткости предписаний актов налогового законодательства государственными органами и должностными лицами решения должны приниматься в пользу плательщиков.

Еще больше вопросов к обоснованности предписаний контролирующих органов возникает к ситуациям, когда прошлые периоды уже были проверены. Напомним, что пунктом 15 Указа 510 определено, что проверка контролирующим (надзорным) органом  субъекта по одному и тому же вопросу за один и тот же период, в том числе в ходе совместной проверки, не допускается. Под этот случай попадают и ситуации, когда договорные отношения с лжепредпринимателями возникли после 1 января 2013 года, но данный период уже был ранее проверен контролирующим органом.

Фактически налицо правовые нестыковки и коллизии со стороны контролирующих органов, связанные с выставлением требований по доначислению налогов по договорным отношениям с лжепредпринимателями, возникшими до 1 января 2013 года или по тем периодам, которые ранее проверялись контролерами. Но означает ли это, что бизнес будет отстаивать свои права в суде в спорах с контролирующими органами? Отнюдь нет.

Что делать?

Страх перед возможным большим наказанием в совокупности с недостаточным знанием законодательства заставляет большинство представителей бизнеса выплатить юридически не обоснованные в предписаниях доначисления сумм налогов в бюджет. По крайней мере, к этому склоняются в устных разговорах большинство представителей бизнеса.

Те же, кто готов отстаивать свои права, должны понимать, что предписание – это всего лишь требование контролеров, законодательную обоснованность которого можно оспорить. Кроме того, в предписании не указывается, какие налоги и в какой сумме должно оплатить предприятие, а значит без письменного законодательно мотивированного объяснения вышестоящего контролирующего органа в любом случае не обойтись.

Отметим, что порядок обжалования предписаний, контролирующий органов, определен в главе 9 Указа № 510.

Выходом из сложившейся ситуации с лжепредпринимателями может также стать «переформатирование бизнеса», то есть регистрация нового предприятия и одновременная ликвидация старого со всеми его неоднозначными договорными отношениями. Благо, с принятием постановления Совета Министров № 500 сделать это стало существенно проще.

В противном случае бизнесу придется привыкать к постоянным предписаниям налоговых органов и Комитета государственного контроля по доначислению налогов по давно забытым и неоднократно перепроверенным самими же контролерами договорным отношениям с лжепредпринимателями. Что выгоднее и проще, каждый может решить сам.

Отметим, что реальная либерализация контрольной деятельности в Беларуси начнется только тогда, когда контролирующие органы начнут работать строго в рамках законодательства, будут доверять бизнесу и откажутся от наказания бизнеса за действия, которые оказываются на грани закона или ненаказуемыми в определенные периоды времени. Попытка же выполнить план бюджета по штрафным санкциям любыми способами не является показателем реального доверия между властью и бизнесом, а лишь усугубляет экономический кризис в стране, снижает доверие бизнеса к власти.

 

Тэги:

, , , ,

Санитарные нормы торговли пищевой продукцией на рынках значительно упростились — текст постановления Минздрава

Постановленние Минздрава от 23 октября 2018 г. № 80 опубликовано на Национальном правовом портале. Постановлением утверждены Санитарные норм и правила «Требования к осуществлению торговли на рынках пищевой продукцией»в новой редакции и признается  утратившим силу постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 сентября 2012 г. № 151 Новыми Санитарными нормами и правилами устанавливаются требования к территории, освещению, микроклимату, содержанию и

Бум на рынке кредитования недвижимости продолжается

Как ни сопротивлялся Национальный банк Беларуси возникновению кредитного бума в стране, остановить этот процесс он не в состоянии: банки продолжают наращивать объемы кредитов, выдаваемых физическим лицам на недвижимость. Задолженность населения Беларуси по кредитам, выданным банками на финансирование недвижимости, в октябре текущего года выросла на рекордную величину – 134,5 млн. рублей (до 6,96 млрд. рублей), что

Прогноз курса рубля на неделю с 10 по 14 декабря

В понедельник 10 декабря возможно падение курса доллара на БВФБ на величину около 1%, однако затем он может частично восстановить позиции и потерять по итогам недели 0,5-1%. Средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе снизился, как и ожидалось, но в намного меньшей степени: всего на 0,1% и составил 7 декабря 2,1329 рублей

Минздрав значительно сократил перечень требований к осуществлению торговли на рынках пищевой продукцией

Постановлением Министерства здравоохранения от 23 октября 2018 г. № 80 утверждены новые Санитарные нормы и правила «Требования к осуществлению торговли на рынках пищевой продукцией», сообщает Национальный правовой портал. Требования к осуществлению торговли на рынках пищевой продукцией пересмотрены и значительно сокращены. Новые санитарные нормы и правила состоят из 35 пунктов (ранее в документе был 131 пункт).

Александр ШВЕЦ: «Сейчас нельзя лишить государство права вето на банкротство госпредприятий»

Эксперты считают, что в Беларуси назрела острая необходимость в реформировании законодательства о банкротстве, — новый закон должен заложить основы для реструктуризации и оздоровления экономики. Внести на рассмотрение депутатам новый законопроект «О банкротстве» планируется в 2019 году. Однако некоторые предложенные новации в этот документ уже сейчас вызывают серьезные вопросы у бизнеса. Об этом – в интервью

Баллада о технологии выращивания льна

К началу XVII века почти пятнадцать процентов населения северных провинций Нидерландов составляли предприниматели. За счет чего стал возможен, в том числе и по современным меркам, столь феноменальный предпринимательский бум?

Специальные колесные шасси и тягачи: «журавль» или «синица»?

Затягивание Камcким автозаводом реализации проекта "Платформа-О" позволяет Минскому заводу колесных тягачей сохранить статус главного поставщика шасси для российских мобильных ракетных комплексов.

Забавная арифметика рынка труда

Как сообщил Белстат, в сентябре текущего года число занятых в экономике составило 4.330,1 тыс. человек и уменьшилось на 18,1 тыс. человек или на 0,4% по сравнению с сентябрем 2017 года. Следует отметить, что сентябрь традиционно имеет свою специфику, которая отражается на общем состоянии занятости. Например, в сентябре 2017 года численность принятых на работу в 1,125 раза