После жестких заявлений о разрыве контрактов с «Нафтогазом Украины» для главного проекта «Газпрома» — строительства «Северного потока — 2» возможны два сценария. Этот конфликт либо повысит шансы российской монополии на скорейшую реализацию проекта, либо еще больше испортит ее имидж и усилит недоверие Европы к надежности поставок газа из России.

«Газзпром» вынужден немедленно начать процедуру расторжения контрактов с «Нафтогазом» на поставку и транзит газа в Стокгольмском арбитраже, заявил 2 марта, вслед за решением Стокгольмского арбитража, предправления компании Алексей Миллер.

Речь идет о двух контрактах: на поставку газа украинским потребителям и транзит газа в Европу через Украину, действие которых истекает в конце 2019 года.

5 марта «Газпром» официально направил уведомление в «Нафтогаз Украины» о начале процедуры расторжения контрактов на поставку и транзит газа через Стокгольмский арбитраж (ранее стороны договорились решать все споры в Стокгольмском арбитражном суде).

 «Газпром» готов разорвать контракты

Действующие договоры о поставках и транзите газа Москва и Киев заключили в 2009 году на десять лет. Согласно ним, «Нафтогаз» должен закупать у «Газпрома» 52 млрд. куб м газа, из них 41,6 млрд. кубометров — на условиях take-or-pay («бери или плати»), а «Газпром» — прокачивать не менее 110 млрд. кубометров транзитом по территории Украины.  Однако контракты не выполнялись.

После того, как «Газпром» построил газопровод «Северный поток» в Германию, объем транзита через Украину снизился до менее 80 млрд. куб м (за исключением 2017 года, когда он превысил 90 млрд. куб. м. «Нафтогаз» с ноября 2015 года прекратил закупки российского газа.

В Стокгольмском арбитраже стороны спорили по нескольким вопросам: пересмотр цены на газ в 2011−2014 годах, выплата Украиной просроченной задолженности, несоблюдение ею принципа take or pay и т.д. Два арбитражных спора «Газпрома» с «Нафтогазом» длились больше трех лет: суд о долгах за газ — с июня 2014 года по декабрь 2017 года, по контракту на транзит — с октября 2014 года по февраль 2018 года. 28 февраля Стокгольмский арбитраж обязал «Газпром» доплатить «Нафтогазу» 4,63 млрд. долларов за недопоставку согласованных объемов газа для транзита. Однако с учетом ранее присужденной в пользу «Газпрома» суммы по контракту на поставку, арбитры произвели зачет встречных требований, по итогам которого «Газпром» обязан заплатить «Нафтогазу» 2,56 млрд. долларов.

«Газпром» ранее неоднократно заявлял, что не собирается продлевать контракт на поставку газа с Украиной после 2019 года.  Поэтому и торопится построить к этому сроку «Северный поток-2».  Однако с реализацией проекта возникли затруднения (несколько европейских стран не дают разрешения на его строительство). Поэтому в последнее время российская монополия не говорила о полном расторжении контрактов с «Нафтогазом». Заявлялось, что после 2019 года «Газпром» может прокачивать через территорию Украины 10-15 млрд. куб м газа.

Эта риторика резко изменилась после того, как «Газпром» проиграл в Стокгольмском арбитраже многолетний спор «Нафтогазу».

Для «Газпрома» принципиально важно, о каком объеме украинского транзита идет речь: минимальных 10-15 млрд куб. м, которые называл «Газпром» до решения арбитража или 110 млрд. куб. м.  Стокгольмский арбитраж фактически обязал «Газпром» качать через Украину ежегодно 110 млрд. куб. м газа (как записано в контракте), при этом суд снизил объем газа, который «Нафтогаз» обязан покупать по принципу «бери или плати», — с 40 млрд. до 4 млрд. куб. м в год.

«Газпром» посчитал, что решение Стокгольмского арбитража существенно нарушило его интересы. «Арбитры аргументировали свое решение резким ухудшением состояния украинской экономики. Мы категорически против того, чтобы за наш счет решались экономические проблемы Украины. В такой ситуации продолжение действия контрактов для «Газпрома» является экономически нецелесообразным и невыгодным. «Газпром» вынужден немедленно начать процедуру расторжения контрактов с НАК «Нафтогаз Украины» на поставку и транзит газа в Стокгольмском арбитраже», — заявил предправления «Газпрома» Алексей Миллер.

Накануне «Газпром», сославшись на отсутствие допсоглашения, отказал «Нафтогазу» в возобновлении с 1 марта прямых поставок. несмотря на получение предоплаты. В 2018 году Украина по решению Стокгольма должна была купить 4 млрд. кубометров газа.

Из-за нехватки газа правительство Украины приняло кризисный пятидневный план, включающий ограничение подачи газа в школах и жилых домах. «Нафтогаз Украины» также заключил срочный контракт с польской PGNiG на поставку более 60 млн. куб. м газа до конца марта 2018 года.

«К сожалению, Россия и РАО «Газпром» еще раз продемонстрировали, что, как только наступает холод, попытки применить поставки газа как механизм политического давления они в очередной раз делают. Это не пройдет. Украина — надежный партнер, и эти события это еще раз подтвердили», — сказал президент Украины Петр Порошенко, уверяя, что транзиту российского газа через территорию Украины в страны ЕС ничего не угрожает.

Процедура будет небыстрой

Эксперты отмечают, что «Газпром» будет вынужден соблюдать контракты на поставку и транзит газа через Украину до тех пор, пока они не будут расторгнуты. Тем более, что односторонний выход из договора может повлечь существенные штрафные санкции за неисполнение обязательств.

Чтобы расторгнуть действующие договоры, стороны должны или договориться между собой, или по истечении 30-45 дней с момента возникновения спора обратиться в Стокгольмский арбитраж. Эксперты отмечают, что расторжение контрактов на поставку и транзит газа через Украину может повлечь пересмотр договоров и с европейскими потребителями. По регламенту Стокгольмского арбитража, срок рассмотрения составляет шесть месяцев с возможной пролонгацией.

При этом «Газпрому» будет сложно доказать факт фундаментального изменения обстоятельств, лишающих смысла договоры с «Нафтогазом», отмечает партнер Tertychny Agabalyan Иван Тертычный.

Без Украины не обойтись

«Газпрому» пока нечем заменить маршрут транзита газа через Украину: в 2017 году «Газпром» прокачал через Украину в Европу 91 млрд куб. м из 194,4 млрд куб. м экспорта.

Газ в Европу «Газпром» поставляет также через Беларусь — бывшую белорусскую газотранспортную систему (ГТС), которая ныне принадлежит стопроцентной дочке «Газпрома» — компании «Газпром Трансгаз Беларусь», а также через Ямал – Европа (мощность — 32,9 млрд. куб. м в год). Кроме того газ в Европу идет через «Северный поток» по дну Балтийского моря (55 млрд. куб. м), через «Голубой поток» по дну Черного моря (16 млрд. куб. м).

Украинский транзит, по расчетам, будет нужен России даже после постройки «Северного потока-2» и двух ниток «Турецкого потока».

Эксперты в связи с этим обращают внимание, что пропускная способность газопроводов оценивается не по годовой, а по максимальной суточной мощности. В январе и сентябре 2017 года загрузка украинской ГТС превышала 300 млн. кубометров в сутки. Мощность «Северного потока-2» (исходя из реальной производительности первого «Северного потока») составит около 165 млн. кубометров в сутки, двух ниток «Турецкого потока» — около 90 млн. кубометров. То есть «Газпрому» при текущих объемах экспорта потребуется около 16-17 млрд. кубометров транзитных мощностей.

Главная задача для Москвы —  ускорить строительство «Северного потока-2»

Тем не менее, объявив о разрыве контрактов с «Нафтогазом Украины», «Газпром» пошел по пути эскалации конфликта.

Возможно, монополия считает, что такая форма — начинать переговоры с крайне жесткой позиции — должна побудить участников спора к более конструктивному диалогу.

Кроме того, похоже, что «Газпром» таким образом хочет не только минимизировать финансовые последствия решений Стокгольмского арбитража. Главная задача — поставить Европу перед реальной угрозой остановки украинского транзита, — сделать ее более сговорчивой к проекту строительства «Северного потока-2».

Неслучайно министр энергетики РФ Александр Новак в интервью телеканалу «Россия 24» отметил, что решение Стокгольмского суда подтверждает «необходимость скорейшей реализации проектов по развитию инфраструктуры, по развитию альтернативных газопроводов, в том числе «Турецкий поток», «Северный поток 2», для того, чтобы снизить транзитные риски и обеспечить конкуренцию как по поставкам газа, так и для себестоимости для конечных потребителей».

Однако отсутствие надежного транзитного соглашения с Украиной является фундаментальным риском для экспортных поставок и позиции «Газпрома», считают аналитики S&P. Сомнения клиентов относительно надежности поставок снижают привлекательность трубопроводного газа «Газпрома» в сравнении с другими видами топлива и могут повлиять на решения регулирующих органов относительно планируемых «Газпромом» альтернативных маршрутов, отмечают в рейтинговом агентстве.

Между тем, некоторые эксперты допускают, что «Газпрому» могут дать зеленый свет для «Северного потока — 2» в обмен на гарантии продолжения прокачки российского газа через Украину. По их мнению, в качестве арбитра в урегулировании этого спора могла бы выступить Еврокомиссия.

ДЛЯ СПРАВКИ
В 2017 году Украина увеличила транзит природного газа через свою ГТС на 13,7% по сравнению с 2016 годом – до 93,457 млрд. кубометров. Импорт газа в 2017 году вырос на 26,8% – до 14,5 млрд.  кубометров.
Транзит газа через Украину в Европу в январе 2018 года составил 5,689 млрд. кубометров, в Молдавию – 366,1 млн. кубометров.
По данным «Укртрансгаза», импорт природного газа в январе 2018 года составил 801,5 млн. кубометров – на 44,8% меньше по сравнению с январем 2017 года. Со стороны Словакии поступило 596,7 млн. кубометров, Венгрии – 99,8 млн. куб. м, Польши – 105,1 млн кубометров. Украина с конца ноября 2015 года не импортирует природный газ по контракту с «Газпромом», закупая газ исключительно на своей западной границе.
«Укртрансгаз», который полностью принадлежит «Нафтогазу Украины», эксплуатирует систему магистральных газопроводов и 12 подземных хранилищ газа.

Тэги:

, , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,