Одним из критериев эффективности работы белорусского бизнеса является уровень налоговой нагрузки на предприятии. При этом само понятие «налоговая нагрузка» для большинства руководителей и собственников предприятий является понятием скорее абстрактным, нежели экономическим и количественно определенным.

Практика показывает, что руководители большинства белорусских предприятий на вопрос об уровне налоговой нагрузки ответят одинаково: «Много». При этом, сколько в цифрах составляет это «много» практически никто и не ответит. Тем более никто из руководства и собственников белорусского бизнеса не сможет ответить на вопросы о том, как изменилась налоговая нагрузка за последние годы и какие факторы на это повлияли.

Данная неразбериха во многом связана с тем, что белорусский бизнес зачастую не понимает, что такое налоговая нагрузка, а соответственно и не понимает, как налоговой нагрузкой можно управлять. По факту управление налоговой нагрузкой на белорусских предприятиях зачастую сводится лишь к применению высоко рискованных, а иногда и незаконных схем, направленных на то, чтобы не платить налоги вообще. Но есть ли необходимость в создании дополнительного экономического и налогового риска для работы предприятия, и так ли плохо платить налоги в Беларуси? Попробуем разобраться.

Что такое налоговая нагрузка

В теории существует два общих подхода к исчислению налоговой нагрузки. В первом случае, налоговая нагрузка – это отношение всех уплаченных предприятием налогов к прибыли предприятия. Во втором случаи налоговая нагрузка – это отношение всех уплаченных предприятием налогов к выручке предприятия.

Первый подход используется предприятиями, ценные бумаги которых котируются на фондовых биржах и для которых наиболее важным является уровень доходности бизнеса. Соответственно для этих предприятий важны все показатели, связанные с рентабельностью работы, в том числе и показатель доли налоговой нагрузки в прибыли предприятия. Сразу же отметим, что данный показатель не совсем актуален для Беларуси, в которой рынка ценных бумаг предприятий практически нет, и деятельность частного бизнеса направлена преимущественно не на формирование максимальной прибыли, а на то, чтобы задекларировать наименьшую прибыль для исчисления минимального налога на прибыль.

Для Беларуси актуален второй вариант расчета налоговой нагрузки, как отношение начисленных налогов к выручке предприятия. Далее в статье мы будем использовать именно этот показатель налоговой нагрузки по отношению к выручке предприятия.

Налоговая нагрузка в этом случае показывает, какую долю выручки предприятие вынуждено отдать государству в бюджет в форме налоговых платежей для возможности ведения легального бизнеса в Беларуси. На практике уровень налоговой нагрузки для различных белорусских предприятий отличен и зависит от многих факторов: вид деятельности, система налогообложения, система управления и так далее.

Если брать в расчет все виды деятельности, за исключением связанных с производством подакцизных товаров, то хорошим считается уровень налоговой нагрузки — до 10%, приемлемым — от 10 до 20% и высоким – более 20% от выручки предприятия. Именно эти ориентиры должны применяться предприятием при оценке качества управления налоговой нагрузкой на предприятии.

Как считать налоговую нагрузку

Для того, что определить возможности по управлению налоговой нагрузкой на предприятии, ее необходимо правильно посчитать. Так, в выручку предприятия включается не только непосредственная выручка от реализации товаров, работ и услуг, но и все внереализационные и прочие доходы. С последних доходов исчисляется налог на прибыль, а иногда и НДС, а значит, их учет необходим для объективной (не завышенной) оценки уровня налоговой нагрузки на предприятии.

При расчете уровня налоговой нагрузки необходимо учитывать все налоги, уплачиваемые предприятием. Так, помимо общепринятых налогов, таких как, налог на прибыль, НДС, земельный налог и налог на недвижимость в налоговую нагрузку необходимо учитывать и отчисления в  Фонд социальной защиты населения. Хотя формально отчисления в ФСЗН не являются налогом, по факту они включаются в государственный бюджетный фонд и являются налогом предприятия на заработную плату его работников.

НДС при расчете налоговой нагрузки необходимо учитывать только в том размере, который фактически был уплачен в бюджет. Так, учитывается НДС, уплачиваемый при ввозе товаров (импортный НДС) и НДС, начисляемый к фактическому перечислению в бюджет, при сдаче налоговой декларации за отчетный период (месяц или квартал). То есть, необходимо учитывать только непосредственно уплаченный в бюджет НДС за минусом налоговых вычетов. Кроме того при получении права на возврат НДС из бюджета, например при экспорте товара, сумма возврата уменьшает размер налоговой нагрузки предприятия, так как государство фактически возвращает деньги из бюджета.

В свою очередь, нельзя включать в налоговую нагрузку подоходный налог, потому что по факту данный налог уплачивается работником предприятия, уменьшая его заработную плату. Следовательно, подоходный налог не влияет на финансовый результат, а соответственно и налоговую нагрузку предприятия.

Объективность расчета налоговой нагрузки предприятия зависит от правильного учета всех доходов предприятия и всех налогов и обязательных платежей, уплачиваемых предприятием в бюджет.

В этом случае все дополнительные налоги и штрафы, уплаченные предприятием после проверок государственных контролирующих органов, по факту являются дополнительной налоговой нагрузкой предприятия и свидетельствуют о качестве управления налоговой нагрузки на предприятии.

Если после проведения налоговой проверки предприятие вынуждено доплатить в бюджет сумму налогов и штрафов, сопоставимую с несколькими процентами налоговой нагрузки, то можно говорить о неэффективном менеджменте на предприятии, связанном как с плохой работой финансовой и бухгалтерской службами предприятия, так и с общим низком качеством управления бизнесом. Для того, чтобы избежать последнего необходимо учитывать следующее.

Как нельзя управлять налоговой нагрузкой

Снижение налоговой нагрузки любыми средствами не является показателем эффективности менеджмента на предприятии. Так, изменение налоговой нагрузки в течение года может быть связано с сезонностью вида деятельности, изменением договорных схем или появлением новых видов деятельности. Объективным фактором оценки уровня налоговой нагрузки на предприятии является его сопоставление на протяжении нескольких лет, при условии неизменности видом деятельности и стабильности налоговых ставок по основным налогам.

В этой связи попытка добиться краткосрочного снижения уровня налоговой нагрузки на предприятии с использованием незаконных схем с лжепредпринимателями или «искусственным раздутием» затрат за счет договоров с аффилированными или дружественными субъектами предпринимательства, как правило, на практике ни к чему хорошему не ведет. Налоговые нарушения, которые могут быть выявлены контролирующими органами по незаконным или сомнительным сделкам на практике могут привести к доначислениям в бюджет в размерах (с учетом штрафных санкций и пени), превышающих эффект от управления налоговой нагрузкой. А, следовательно, налоговая нагрузка на предприятии в итоге будет даже выше, чем та, которая была бы на предприятии, если такой «налоговой оптимизации» по факту не было.

Вторым элементом, который не следует применять при управлении налоговой нагрузкой предприятия, является необдуманный выбор системы налогообложения. Так, зачастую принято считать, что применение упрощенной системы налогообложения автоматически ведет к снижению уровня налоговой нагрузки, а, следовательно, всю систему организации бизнеса необходимо строить таким образом, чтобы упрощенной системе налогообложения соответствовать.

Практика показывает, что применение упрощенной системы налогообложения не означает автоматического достижения минимально возможного уровня налоговой нагрузки.

Так, например, для экспортно ориентированных предприятий общая система налогообложения с умеренным уровнем рентабельности позволяет достигать меньшего уровня налоговой нагрузки, нежели использование 5% упрощенной налоговой системы без НДС.

В свою очередь применение упрощенной системы налогообложения с НДС зачастую оказывается даже более налогоблагаемой схемой, нежели применение общей системы налогообложения. Как правило, уровень рентабельности, а, следовательно, и размер налога на прибыль, на большинстве белорусских предприятий ниже размера начисляемого налога при упрощенной системе налогообложения. В свою очередь размер начисляемых отчислений в ФСЗН для обеих систем налогообложения одинаков.

Как нужно управлять налоговой нагрузкой

Управление налоговой нагрузкой предприятия должно строиться на анализе особенностей вида или нескольких видов деятельности предприятия, системе договорных отношений и учета изменения налогового законодательства в Беларуси. При этом эффективность управления налоговой нагрузкой на предприятии зависит от целей управления, а также возможностей, знаний и практических умений руководства по объективной и комплексной оценке работы предприятия.

Сразу же отметим, что ставить в качестве первоочередных приоритетов работы менеджмента предприятия достижение минимального уровня налоговой нагрузки — является изначально неверным посылом. Для того чтобы управлять уровнем налоговой нагрузки на предприятии, необходимо первоначально определить его размер. Как, было отмечено выше, если размер налоговой нагрузки на предприятии составляет менее 10%, то актуальность управления налоговой нагрузкой на предприятии отходит на второй план.

Первоочередной задачей работы менеджмента в этом случае является достижение высоко рентабельной работы предприятия и создание системы управления денежными потоками, позволяющей своевременно исполнять обязательства предприятия, в том числе перед бюджетом. Именно последние цели, а не размер налоговой нагрузки, как правило, являются определяющими при оценке работы белорусского бизнеса.

На практике о налоговой нагрузке и ее размерах руководство предприятий зачастую вспоминает лишь в те отчетные даты, когда необходимо уплачивать налоги, а денег на расчетном счете нет.

В свою очередь первопричиной проблем по расчетам с бюджетом зачастую является не сам уровень налоговой нагрузки, хотя он тоже влияет в ситуациях, когда предприятие вообще не отслеживает уровень налоговой нагрузки, а отсутствие элементарной платежной дисциплины на предприятии.

В этой связи управление налоговой нагрузкой на предприятии должно происходить в четкой взаимосвязи с системой управления денежными потоками, договорными отношениями, системой бухгалтерского учета, экономическими и налоговыми особенностями видов деятельности предприятия. Именно комплексный подход к системе управления предприятия позволяет на практике достигать эффективной системы управления, позволяющей достигать оптимального уровня налоговой нагрузки без проведения дополнительных мероприятий налоговой оптимизации, хотя и последнее зачастую бывает полезно, так как позволяет взглянуть на систему менеджмента предприятия с другой стороны.

Например, попытка оптимизации налоговой нагрузки, может заставить предприятие пересмотреть систему договорных отношений в части своевременности расчетов за реализованные товары, услуги, изменить подходы к географии закупок сырья и реализации товаров. Все указанные факторы напрямую влияют не только на уровень налоговой нагрузки на предприятии, но и на общие экономические показатели работы бизнеса: рентабельность, размер выручки, размер кредиторской и дебиторской задолженности. В этой связи систему управления налоговой нагрузкой необходимо рассматривать не как обособленный вид деятельности, а как один из элементов, направленных на повышение экономической эффективности работы предприятия в целом.

В заключении следует отметить, что процесс управления налоговой нагрузкой является долгосрочным и ежедневным, построенным на четкой системе критериев, учитывающих особенности деятельности конкретного предприятия. Использование общеизвестных схем управления налоговой нагрузкой на практике зачастую является малоэффективным, так как не учитывает специфику работы конкретного предприятия, а значит и не учитывает затраты на их внедрение в сопоставлении с реальной налоговой экономией для бизнеса. Управление налоговой нагрузкой предприятия – это процесс экономического творчества, основанный на хороших знаниях налогового законодательства и бухгалтерского учета, хозяйственного права и экономической теории, государственного контроля и правоприменительной практики в Республики Беларусь.

Тэги:

, , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,