В Минске ожидают подкрепления статуса Беларуси как форпоста России на важнейшем для Москвы западном направлении современными вооружениями.

Как заявил президент РБ Александр Лукашенко 13 февраля 2017 года на заседании Совета Безопасности Республики Беларусь, посвященном военной безопасности страны, «мы очень серьезно в ОДКБ недооцениваем опасность той ситуации, которая складывается».

Каждый из членов организации сам по себе занимается перевооружением своих армий. «Россия сама по себе модернизирует вооруженные силы. Мы что-то пытаемся вместе с другими членами вооружаться, модернизироваться и так далее.»

По словам главы государства, основное бремя по защите общего пространства в случае необходимости ляжет на Россию. «Но серьезного понимания у руководства России сегодня о том, что надо на наиболее опасных направлениях нашей общей совместной обороны укреплять национальные вооруженные силы — Беларуси, Казахстана, Армении, других стран, — такого понимания нет.»

Он подчеркнул, что Беларусь является основным форпостом ОДКБ на западном наиболее опасном направлении, хотя нельзя сбрасывать со счетов и Афганистан.

«Поэтому в этом отношении нам серьезнейшим образом, по крайней мере, после президентских выборов в России, нужно подумать и принимать решение. Нам нужно серьезнейшим образом не просто модернизировать наши вооруженные силы, а надо совершенствовать и более активно приспосабливать к возможным боевым действиям. Возможным. Исходя из опыта ведения войн и конфликтов в современное время».

По мнению экспертов, действительно, одна из главных проблем белорусской армии — это старение вооружений и военной техники (ВиВТ), основная часть которых достались ей от Краснознаменного Белорусского округа, а также инфраструктуры, обеспечивающей деятельность вооруженных сил.

С течением времени возрастает степень их морального и физического износа, все дороже становится поддержание боеготовности (сервис, ремонт и модернизация) парка ВиВТ. В определенный момент величина затрат на эти цели начинает превышать возможности госбюджета.

Как результат, в 2012 году из состава белорусских ВВС и войск ПВО были выведены все фронтовые бомбардировщики Су-24 и истребители Су-27. По этой же причине в резерве находится значительная часть имеющихся штурмовиков Су-25. Ряд истребителей МиГ-29 прошли уже три капитальных ремонта.

Непозволительно медленно идет модернизация танков и бронированной техники, благодаря чему эвентуальный (а может уже и потенциальный) противник на Западе может получить решающее превосходство в ударной мощи.

Для исправления ситуации необходимо начать срочные закупки новых ВиВТ взамен выбывающих, что представляется малоосуществимым из-за отсутствия необходимого количества денежных средств в белорусской казне. Сегодня новый боевой самолет стоит порядка 30-50 млн. долларов, один танк — 2,5-3 млн. долларов.

Небогатому белорусскому государству такие траты не по карману. Поэтому понятно обращение Александра Лукашенко к руководству России, помощь которой могла бы хотя бы частично исправить положение. Ведь последняя располагает неизмеримо большим, чем Беларусь потенциалом военной науки и оборонной промышленности.

Известно, что Минск давно направил Москве заказы на зенитные ракетные системы (ЗРС) С-400, оперативно-тактические комплексы (ОТРК) «Искандер» и на целый ряд других ВиВТ. В частности: боевые самолеты Су-30, Су-34, модернизированные транспортники Ил-76, ударные вертолеты Ми-28Н. Все эти образцы были заложены в Государственную программу перевооружения вооруженных сил РБ. Но их поступления белорусские военные пока так и не дождались.

Отметим, что о закупках в России экспортной модификации ОТРК «Искандер». впервые было заявлено еще в 2003 году, а конкретные планы на этот счет были озвучены в 2007 году. В ноябре того же года тогдашний начальник ракетных войск и артиллерии вооруженных сил Беларуси полковник Михаил Пузиков сообщил о возможности переоснащения ОТРК «Искандер-Э» одной из ракетных бригад сухопутных войск.

Поставки их, как следовало из заявления полковника Пузикова, должны были осуществляться в рамках ОДКБ на льготных условиях по внутрироссийским ценам. Но с той поры прошло уже десять лет, а поставки «Искандеров» в нашу страну до сих пор так и не состоялись.

По мнению некоторых аналитиков, первопричина — в серьезном дефиците производственных мощностей на заводе в Воткинске, где производятся ракеты для данного ОТРК. Это притом, что российские войска еще не обеспечены этим оружием. Полностью принять эту версию на веру мешает то обстоятельство, что недавно ОТРК «Искандер-Э» были переданы Россией вооруженным силам Армении.

По мнению другой группы экспертов, истинной причиной срыва намеченных сроков перевооружения ракетной бригады вооруженных сил Беларуси могла стать цена, которую затребовала Россия за свои ракеты. По оценкам специалистов ракетной промышленности, стоимость бригады «Искандеров» в составе 12 пусковых установок находится в пределах 200-300 млн. долларов.

Правда вычитание из этой суммы стоимости шасси для ОТРК, производимых Минским заводом колесных тягачей, могло бы серьезно уменьшит его общую стоимость для ВС Беларуси.

Так это или иначе, но российские власти, судя по всему, не готовы пойти навстречу пожеланиям белорусских партнеров: как сообщило в свое время издание «Коммерсант», предоставлять доступ к системам комплекса «Искандер» специалистам других стран спецслужбы России не считают возможным. (Вопрос — а как же Армения?)

Поэтому не случайно в день последних президентских выборов Александр Лукашенко заявил: «Но если бы Россия нас подкрепила ракетным вооружением, нам не надо было бы создавать, тратить огромные деньги для создания таких систем ракетных, как «Полонез». Беларусь была вынуждена сама их сделать, так как просьбы к Российской Федерации о помощи в приобретении такого оружия остались без последствий. И похоже дальше также придется надеяться на свои, более чем скромные, силы.»

Скандальную окраску приобрел и случай с 18-ю так называемыми «индийскими» Су-30. Они какое-то время использовались ВВС Индии и затем были возвращены России. В Минске всерьез рассчитывали, что Москва передаст эти б/у самолеты своему самому близкому союзнику безвозмездно или за символическую цену. Но большинство их ушло богатой алмазами братской Анголе, остальное уйдет прочим «друзьям».

Очень похоже, что все вышеизложенное не просто совокупность случаев, а следствие реализации определенного политического курса. Во всяком случае на эту мысль наталкивают высказывания замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. М. В. Ломоносова, члена Совета по международным отношениям при президенте России Богдана Безпалько: «Руководство Белоруссии хочет сразу все: и единый энергетический рынок для закупки газа по внутренним российским ценам, и новейшие вооружения, причем, желательно бесплатно. Все это упирается в реальность российско-белорусской интеграции, которая пока что носит либо экономический, либо чисто формальный характер».

По его словам, Россия конечно может и дальше поставлять высокотехнологичное вооружение Беларуси, но закономерен вопрос — «насколько Минск в этом процессе интеграции взаимен».

Так руководство РБ отказалось размещать у себя российскую авиационную базу и при этом одновременно потребовало от РФ передачи дорогостоящих современных боевых самолетов, мотивируя свои претензии тем, что «мы же единая группировка». Но такая позиция полностью обесценивает для России интеграцию с Беларусью в вопросах безопасности, сводит ее к нулю.

Тэги:

, , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,