Сталкиваясь с общемировыми проблемами, Беларусь пытается их решать без оглядки на мировой опыт

Жизнь продолжается. На смену декрету №3 «О предупреждении социального иждивенчества» чиновники подготовили, а Лукашенко подписал декрет №1 «О содействии занятости населения».

Если главным объектом первого (по времени) документа были граждане, то второго – государственные органы. Но почему возникла потребность вносить изменения в документ, подготовка которого в свое время была так широка разрекламирована?

Обратимся к истокам: «На данном этапе социально-экономического развития мы решаем те же задачи, что и большинство сопредельных стран, в том числе Евросоюза. Речь идет в первую очередь о сохранении и приумножении трудовых ресурсов. Это вопрос благополучия настоящих, будущих поколений, а также стабильности государства» (Лукашенко, 20 октября 2014 г.).

Спору нет, мы решаем те же задачи, но решаем их не теми же средствами. В Евросоюзе с социальным иждивенчеством борется «невидимая рука рынка». Она ранжирует население по классам на высший, средний и низший, но не по Марксу (в зависимости от роли в общественной организации труда), а по уровню потребления. При этом налогами облагается собственность и доходы.

Новизна декрета №3 возвращала Беларусь во времена Петра I с его подушной податью, когда налог взимался с каждого подлежащего обложению человека, по результатам переписи. А к таковым относились далеко не все, т.к. кроме податных сословий существовали и сословия служивые. Свой вклад в поддержание стабильности государства они вносили службой.

Однако прежде чем государство могло с человека что-то взять, оно должно было обеспечить его работой. Как первая, так и вторая задача на протяжении веков успешно решалось с помощью крепостного права.

Именем революции!

Знания не только умножают печаль, но и направляют порой по ложному следу. Иначе как объяснить следующее высказывание профессионального историка Лукашенко: «Пора прекращать это иждивенчество! 400 тыс. должны быть вовлечены именем революции в работу! Бездельников не должно быть в стране! Надо заставить этих людей работать и прекратить раздавать бесплатно блага тем, кто не работает».

Но вернуться в петровские времена не получилось, впрочем, не получается и камбэк в эпоху строительства социализма, с его уголовной ответственностью за тунеядство.

Интересная деталь: в стране, претендующей на роль донора региональной стабильности, внутренние проблемы продолжают решаться именем революции.

Единственное, что успокаивает, так это то, что правом на ношение пыльного комиссарского шлема и соответствующее комиссарам поведение наделен в Беларуси пока только один человек. Как долго он сможет удерживать свою монополию – вопрос открытый. Но если она будет нарушена, то мало никому не покажется.

Официальная статистика не зафиксировала успехов очередного прилива революционной активности Лукашенко . Если в ноябре 2014 г. в экономике было занято 4 465,2 человек, то в декабре 2017 г. – 4 349,4 человек (-2,6%).

Посмотрим на очередной «облом» главы государства с точки зрения его адекватности. «Нельзя жить в придуманном мире, – утверждает американский политолог Николай Злобин, – Очень часто политики разных стран придумывают себе мир и придумывают очень такую красивую, непротиворечивую внутри себя картину развития своей страны и живут в мифологии этой самой картины».

Придуманный мир Лукашенко – это мир, субъектом развития которого является «сильное государство» в лице властной вертикали. Этот мир он притянул за уши из своего советского прошлого вместе с главным уроком Перестройки: «Ни в коем случае нельзя допускать ситуации, когда власть валяется в грязи».

Как бы есть и как бы и нет

В докладе на пятом Всебелорусском народном собрании (5ВНС) слово с корнем «управлен» было упомянуто 20 раз, а в Послании-2017 государственному управлению посвящен специальный раздел. Однако, несмотря на осознание «необходимости кардинального совершенствования системы госуправления», по факту события развиваются как в миниатюре Михаила Жванецкого, когда формально все делается правильно, «а включаешь – не работает».

Советом сатирика «и не надо включать…» Лукашенко навряд ли решится воспользоваться. Поэтому ему остается только констатировать, что «В настоящее время под оперативным управлением министерств и концернов находятся 1.005 организаций – почти половина чистых активов экономики. Но при этом вклад их в общую выручку по стране составляет лишь четверть, примерно 25%. Цифры наглядно показывают, что эффективность деятельности этих предприятий остается невысокой. И одна из причин такого положения дел – низкое качество управления» (5ВНС).

Спору нет, желающие повышать эффективность государственного управления без работы не останутся, но какое это имеет отношение к борьбе с тунеядцами и иждивенцами?

Самим фактом своего существования данная группа граждан разрушает привычную картину мира Лукашенко. Они как бы есть, но одновременно их как бы и нет. Своему паллиативному существованию они обязаны… рынку, который позволяет им добывать хлеб насущный (иногда даже с маслом), не связывая себя при этом ни податными, ни служебными обязательствами с государством, что не мешает претендовать на получение социальной пайки.

Непорядок! На языке политологии его лучше всего характеризует формула «Жизнь уходит из системы». Она уходит из нерыночной перераспределительной системы, в которой единственным работодателем выступает государство. Процесс этот необратим. Вот почему попытка остановить его «именем революции» к успеху не привела.

Успех на старте

По информации начальника управления политики занятости Минтруда Олега Токуна, под действие декрета №1 могут попасть примерно 250 тыс. белорусов, что почти вдвое меньше количества извещений на уплату сбора на тунеядство (470 тыс.), направленных налоговыми службами по декрету №3.

Столь масштабное «усыхание», возможно, связано со стремлением чиновников на местах «подстелить соломку». Не зря же декрет №1, начинающийся словами «В целях активизации деятельности государственных органов по максимальному содействию гражданам в трудоустройстве…», предлагает в качестве «одного из основных показателей эффективности руководителей местных исполнительных и распорядительных органов» считать результат политики содействия занятости.

А оно чиновникам надо?!

Сумев существенно сократить зону своей ответственности уже на старте, чиновники, вне всяких сомнений, и на финише в грязь лицом не ударят. Поэтому январское изменение декрета №3 «О предупреждении социального иждивенчества», скорее всего, станет лишь «одним из» в череде так называемых «хромающих решений».

К такому выводу подталкивает и отказ от универсального подхода в пользу индивидуального. Если по первой редакции декрета в разряд тунеядцев зачислялись все, кто участвовал в финансировании государственных расходов менее 183 календарных дней в году, то новая редакция требует использовать «индивидуальный подход при оказании содействия в трудоустройстве гражданам, не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда (выделено. – С.Н.)». И это далеко не единственное требование!

В поисках глубины нормотворческого замысла

На этом головная боль руководителей местных исполнительных и распорядительных органов не заканчивается. Тут я не могу отказать себе в удовольствии, чтобы не привести слова председателя Постоянной комиссии ППНС по труду и социальным вопросам Тамары Красовской, сказанные при обсуждении новой редакции декрета о тунеядцах: «Для наших избирателей и для нас, представителей органов исполнительной и законодательной власти, сегодня самое главное – знать, как его правильно реализовать, как он будет на практике реализован. То есть узнать глубину нормотворческого замысла, который заложен в декрете (выделено. – С.Н.)».

Не имела баба хлопот и купила порося. Совету Министров поручено до 1 апреля 2018 г. определить:

– услуги с возмещением затрат и условия их предоставления;

– порядок расчета и внесения платы за услуги с возмещением затрат.

Не стану скрывать, очень хочется дожить до указанной даты, чтобы вместе с Тамарой Красовской и ее коллегами по ППНС «узнать глубину нормотворческого замысла» разработчиков указа.

Отдельная песня – правоприменение. Наблюдать исполнение властью собственных правовых предписаний смогут лишь те, кому «государство для народа» не помешает дожить до 1 января 2019 г. Гарантирую, скучно не будет.

В положении цугцванга

А как на счет социальной справедливости? Кто не работает на государство, тот не ест (не должен есть) с его рук. Логично? Логично!

В экономиках, основанных на рыночном распределении, подобная проблема решается просто: государство гарантирует минимум, а за все остальное необходимо платить. В XX в. так оно и было. Но в XXI в. экономика знаний начала переворачивать все с ног на голову. Сегодня не носители управленческих и технологических знаний (меньшинство) эксплуатируют рабочий класс и офисный планктон (большинство), а наоборот.

Что в таких условиях остается невостребованному большинству? Переходить на безусловный доход, своеобразный аналог подушной подати только с обратным знаком. Разумеется, мы сегодня являемся свидетелями лишь начальных шагов этой фундаментальной рокировки.

Беларуси мировых трендов также не избежать. Впустив в начале 90-х годов в свой социокультурный мир рынок, она постепенно оказалась в положении цугцванга, когда любой ход как в сторону рынка, так и административного регулирования ухудшает ситуацию.

Тэги:

, , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,