• EUR  2.4175
  • USD  2.1254
  • RUB (100)  3.1964
Минск  0.6 Погода в Минске

В Беларуси с 8 февраля цены на автомобильное топливо повышены на 2 копейки. НПЗ рассчитывали на большее – они обосновали необходимость повышения на 5-6 копеек. Это означает, что продажи топлива на внутреннем рынке для заводов остаются убыточными и в скором времени следует ждать очередного повышения.

По имеющимся данным, в начале года концерн «Белнетехим» направил в правительство предложение о повышении цен на автомобильное топливо на 5-6 копеек (около 5%). По оценкам регулятора, такое повышение не должно спровоцировать серьезный скачок инфляции, — динамика влияние новых ценников на рост инфляции оценивается на уровне около 1%.

Растет цена импортируемой нефти, выросли акцизы

Но аргументы производителей топлива не были услышаны. Цена на бензин АИ-92 с 8 февраля повышена на 1,68% до 1,21 рубля (0,6 доллара) за литр, на бензин АИ-95 – на 1,57% до 1,29 рубля (0,64 доллара), на дизельное топливо К5 – на 1,55% до 1,31 рубля (0,65 доллара). Концерн «Белнефтехим» обосновал повышение цен ростом мировых цен на нефть и повышением с 1 февраля 2018 года. Отметим, что в первом полугодии акцизы повышены на 5%, во втором полугодии они повысятся еще на 5%).

Цена на нефть для Беларуси растет не только в связи с мировой конъюнктурой (средняя цена за январь 2018 года на нефть марки Urals увеличилась на 29% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 68,46 долларов за баррель). Рост провоцирует также налоговый маневр, который с 1 января 2015 года проводит Россия в своей нефтяной отрасли. По этой причине, когда еще недавно нефть на мировых рынках дешевела, для Беларуси она дорожала. За три года мировые котировки снизились на 22%, но сырье для белорусских НПЗ подорожало на 35%. При этом цена нефтепродуктов в долларовом эквиваленте за это время снизилась примерно на 40%.

В 2017 году белорусские НПЗ покупали российскую нефть уже по цене 80% от мировой, хотя еще 3 года назад – по цене 50% от мировой.

В январе-ноябре 2017 года российская нефть подорожала для заводов на 34% по сравнению с таким же периодом 2016 годом (288 долларов за тонну) В результате затраты на ее покупку выросли на 29,4%, или на 1,081 млрд. долларов, — до 4,756 млрд. долларов, хотя объем импорта снизился на 3,5% — до 16,485 млн. тонн.

В 2018 году налоговый маневр также будет оказывать на цены российской нефти. Налоговый маневр стартовал в России с 1 января 2015 года, он предусматривает снижение экспортных пошлин на нефть с параллельным ростом ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В России параметры увеличения ставки НДПИ на нефть был установлены в конце 2016 года: в 2017 году — плюс 306 рублей за тонну, в 2018 году — плюс 357 рублей, в 2019 году — плюс 428 рублей. Увеличение ставки этого налога будет переложено в стоимость российской нефти. Так что стоимость российской нефти для Беларуси подрастет вне зависимости от мировой конъюнктуры.

В 2017 г. топливо подорожало на 7,4%. Регулятор менял ценники 7 раз: с 11 марта – в среднем на 0,9%; с 18 марта, 1 апреля, 8 апреля, 15 апреля и 6 мая — на 0,8%; с 26 октября — на 1,7%.

Что помогает сдерживать ценники в Беларуси?

В январе 2018 года заместитель председателя госконцерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков заявлял, что для компенсации роста цен на нефть цены на автомобильное топливо нужно повысить на 23%. Понятно, что повысить цену до такого уровня регулятору никто не позволил бы. Но вопрос, тем нее менее, остается: как в такой ситуации белорусским НПЗ удается удержаться на плаву, не обанкротиться?

Компенсировать убыточные продажи топлива на внутреннем рынке нефтепереработчикам помогает экспортная конъюнктура. Отметим, что средняя цена поставленных на экспорт белорусских нефтепродуктов в январе-ноябре 2017 года увеличилась на 30,7% в сравнении с аналогичным периодом 2016 годом — до 428 долларов за тонну. В результате хотя белорусские НПЗ и снизили экспорт нефтепродуктов в этот период на 10,3 % — до 11,049 млн. тонн, в стоимостном выражении экспорт вырос на 25,3%, или на 956,003 млн. долларов, — до 4,728 млрд. долларов.

Закрывать нерентабельные продажи на внутреннем рынке помогает также импорт автомобильного топлива. Поставки российских нефтепродуктов в Беларусь за 11 месяцев 2017 года увеличились чуть ли не в 2 раза (на 97,5%) до 2,903 млн. тонн. При этом средняя цена импортируемых Беларусью нефтепродуктов за это время увеличилась незначительно – на 0,5% до 334 долларов за тонну. Чем больше российского топлива поставляется в Беларусь, тем больше нефтепродуктов белорусские НПЗ могут экспортировать на ликвидные зарубежные рынки.

Поставки российского топлива на белорусский рынок растут, хотя розничные цены на моторное топливо в сопредельных регионах России выше белорусских: в частности, по бензинам — на 12%, по дизельному топливу – на 9%. Вероятно, российским компаниям выгоднее поставлять топливо в Беларусь на свои автозаправки из России, чем покрывать их потребности за счет переработки нефти на белорусских НПЗ.

Тем не менее, в условиях сдерживания цен на топливо на внутреннем рынке работать рентабельно белорусским НПЗ помогает не только внешняя конъюнктура. По неофициальным данным, в прошлом году правительство вынуждено было оказать финансовую поддержку «Нафтану», чтобы завод смог выйти на безубыточную работу и продолжить реализацию масштабной программы модернизации.

Главный «виновник» роста ценников в перспективе – налоговый маневр

В «Белнефтехиме» отмечают, что белорусские цены на автомобильное топливо нужно, как минимум, привести к паритету с ценами российского рынка.

В 2017 году цены на бензин в РФ выросли на 7,3%, а дизельное топливо подорожало на 9,9%. С 1 января 2018 года акцизы на моторное топливо в России увеличились на 678 рублей за тонну (или на 6,4%) для бензина класса 5 и на 593 рублей за тонну (8,4%) для дизельного топлива всех классов. С 1 июля акцизы увеличатся на 679 рублей за тонну (6%) на бензин и на 593 рублей за тонну (7,7%) на дизельное топливо. В общей сложности, по оценке ФАС, доля налогов в конечной цене горючего сейчас составляет порядка 65%.

Повышение акцизов традиционно оборачивается ростом стоимости топлива. Но российские аналитики считают, что в первой половине 2018 года цены на топливо в России возьмут «предвыборную передышку»: 18 марта в России выборы президента.

Эксперты называют три фактора, влияющие на внутреннюю стоимость горючего в России: цены на нефть в долларах, курс рубля и акцизы. Но в долгосрочной перспективе более значимым окажется налоговый фактор.

Уже в 2019 году динамика цен на топливо будет зависеть от того, продолжится ли налоговый маневр в нефтяной отрасли в виде снижения экспортной пошлины при одновременном повышении НДПИ. Если налоговую реформу доведут до логического завершения (а это предполагает, в частности, отмену экспортной пошлины и перенос всего налогового бремени на нефтедобычу), то рост цен на топливо продолжится и рано или поздно приблизится к европейским ценам

Завершить налоговый маневр нефтяной отрасли России можно уже в 2019 году, если решение будет принято весной, и при согласии всех заинтересованных сторон, заявил замминистра финансов РФ Илья Трунин в конце января «Мы считаем, это точка зрения Минфина, что это можно делать хоть со следующего года, если все согласны. Единственная необходимая предпосылка – это чтобы все успели подготовиться. Можно это делать за один этап. Я не могу сказать, с какого года. Решение и параметры должны быть определены достаточно задолго, чтобы не было такого, что мы в ноябре примем закон, а с января отменятся экспортные пошлины», — отметил он.

По словам Трунина, Минфин выступает за комплексную реформу налогообложения в нефтяной отрасли и за отказ от экспортных пошлин, так как их существование «дает неправильные стимулы развитию нефтепереработки» и «там есть масса негативных эффектов».

При этом эксперты обращают внимание, что создание общего энергетического рынка Евразийского экономического союза также подразумевает отказ от экспортных пошлин.

«Наши партнеры по ЕАЭС постоянно оказывают давление в направлении создания единого рынка энергоресурсов, и это подводит к логичному рассуждению: чтобы не терять доходы бюджета, необходимо переложить всю налоговую нагрузку на скважину в виде повышения НДПИ, хотя это приведет к подорожанию нефтепродуктов внутри страны», – отмечает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности РФ Игорь Юшков.

Изменения средневзвешенных годовых цен в РФ

Индекс потребительских цен 12,91% 5,40% 2,30% 6,87%
Источник: данные АО «СПбМТСБ», Росстата.
По Российской Федерации Изменения средневзвешенных
годовых цен в крупном опте
к аналогичному показателю прошлого года
Средний показатель
изменения цены
за три года
2015 2016 2017
Дизтопливо летнее 6,52% -2,69% 12,58% 5,47%
Дизтопливо межсезонное 3,86% -1,86% 19,87% 7,29%
Дизтопливо зимнее 2,03% -0,76% 18,62% 6,63%
Автомобильный бензин марки АИ-92 -1,44% 8,50% 9,53% 5,53%
Автомобильный бензин марки АИ-95 -0,54% 7,41% 7,20% 4,69%
Авиационный керосин 6,69% -7,79% 18,22% 5,71%
Мазут топочный -28,26% -10,27% 44,98% 2,15%

Для справки
Согласно рейтингу, подготовленному экспертами РИА Рейтинг, самый дешевый бензин на начало 2018 года на территории Европы имели возможность покупать жители Казахстана, Беларуси и России, самый дорогой — жители Нидерландов.
Первое место в рейтинге по дешевизне бензина сохранил Казахстан, где в пересчете на рубли литр 95-го бензина стоит 31 российский рубль. На втором месте — Беларусь, здесь литр бензина стоит 36,4 российского рубля. Россия находится на третьей позиции — 41 российский рубль за литр. Четвертое место в рейтинге занимает Украина, где бензин стоит на 35% дороже, чем в России: в пересчете на рубли — 55,6 российских рублей.
В 2017 году наиболее существенно — на 20,4% — вросла цена на бензин в Казахстане В Украине бензин подорожал на 18,7%, в Эстонии — на 12,2%. В остальных странах цены увеличились менее чем на 10%. Наиболее существенное сокращение цен произошло в Германии (-3,3%) и в Венгрии (-1,1%). В остальных странах цена снизилась менее чем на 1%.
Ситуация с изменением цен на дизельное топливо была схожа с динамикой цен на бензин. Стоимость дизельного топлива выросла практически везде. Наиболее существенно — в Казахстане и в Украине, где рост превысил 20%. Незначительное снижение цен на дизельное топливо отмечено в Венгрии, Германии, Финляндии и Болгарии.
Эксперты РИА Рейтинг также рассчитали количество бензина, которое могут приобрести на свои среднемесячные зарплаты жители разных стран. Лидером по этому показателю остался Люксембург, где жители могут приобрести на свои средние зарплаты более 2,7 тыс. литров бензина. Второе место заняла Норвегия с 2,5 тыс. литров. Также более 2 тыс. литров бензина могут приобрести жители Великобритании и Австрии. Россия в середине рейтинга — на 17-м месте, между Казахстаном и Грецией. Жители РФ могут приобрести на свои среднемесячные зарплаты порядка 821 литров 95-го бензина. На последнем месте по доступности бензина осталась Украина: ее граждане могут приобрести 217 литров топлива. Среди аутсайдеров — Болгария и Румыния, — жители этих стран могут приобрести на свои зарплаты не более 400 литров бензина.

 

 

Тэги:

, , , , , , , ,

Санитарные нормы торговли пищевой продукцией на рынках значительно упростились — текст постановления Минздрава

Постановленние Минздрава от 23 октября 2018 г. № 80 опубликовано на Национальном правовом портале. Постановлением утверждены Санитарные норм и правила «Требования к осуществлению торговли на рынках пищевой продукцией»в новой редакции и признается  утратившим силу постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 сентября 2012 г. № 151 Новыми Санитарными нормами и правилами устанавливаются требования к территории, освещению, микроклимату, содержанию и

Бум на рынке кредитования недвижимости продолжается

Как ни сопротивлялся Национальный банк Беларуси возникновению кредитного бума в стране, остановить этот процесс он не в состоянии: банки продолжают наращивать объемы кредитов, выдаваемых физическим лицам на недвижимость. Задолженность населения Беларуси по кредитам, выданным банками на финансирование недвижимости, в октябре текущего года выросла на рекордную величину – 134,5 млн. рублей (до 6,96 млрд. рублей), что

Прогноз курса рубля на неделю с 10 по 14 декабря

В понедельник 10 декабря возможно падение курса доллара на БВФБ на величину около 1%, однако затем он может частично восстановить позиции и потерять по итогам недели 0,5-1%. Средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе снизился, как и ожидалось, но в намного меньшей степени: всего на 0,1% и составил 7 декабря 2,1329 рублей

Минздрав значительно сократил перечень требований к осуществлению торговли на рынках пищевой продукцией

Постановлением Министерства здравоохранения от 23 октября 2018 г. № 80 утверждены новые Санитарные нормы и правила «Требования к осуществлению торговли на рынках пищевой продукцией», сообщает Национальный правовой портал. Требования к осуществлению торговли на рынках пищевой продукцией пересмотрены и значительно сокращены. Новые санитарные нормы и правила состоят из 35 пунктов (ранее в документе был 131 пункт).

Александр ШВЕЦ: «Сейчас нельзя лишить государство права вето на банкротство госпредприятий»

Эксперты считают, что в Беларуси назрела острая необходимость в реформировании законодательства о банкротстве, — новый закон должен заложить основы для реструктуризации и оздоровления экономики. Внести на рассмотрение депутатам новый законопроект «О банкротстве» планируется в 2019 году. Однако некоторые предложенные новации в этот документ уже сейчас вызывают серьезные вопросы у бизнеса. Об этом – в интервью

Баллада о технологии выращивания льна

К началу XVII века почти пятнадцать процентов населения северных провинций Нидерландов составляли предприниматели. За счет чего стал возможен, в том числе и по современным меркам, столь феноменальный предпринимательский бум?

Специальные колесные шасси и тягачи: «журавль» или «синица»?

Затягивание Камcким автозаводом реализации проекта "Платформа-О" позволяет Минскому заводу колесных тягачей сохранить статус главного поставщика шасси для российских мобильных ракетных комплексов.

Забавная арифметика рынка труда

Как сообщил Белстат, в сентябре текущего года число занятых в экономике составило 4.330,1 тыс. человек и уменьшилось на 18,1 тыс. человек или на 0,4% по сравнению с сентябрем 2017 года. Следует отметить, что сентябрь традиционно имеет свою специфику, которая отражается на общем состоянии занятости. Например, в сентябре 2017 года численность принятых на работу в 1,125 раза