• EUR  2.347
  • USD  1.9898
  • RUB (100)  3.2471
Минск  12.9 Погода в Минске

Вооружение

Вооруженный конфликт в Украине довершил распад когда-то могучего единого союзного ВПК на оборонные комплексы независимых постсоветских государств с меньшими возможностями.

После того как не так давно КБ «Южное» опубликовало видео испытаний твердотопливного ракетного двигателя для перспективного ракетного комплекса «Гром-2» и показало габаритный макет самоходной пусковой установки для него, в интернете началось бурное обсуждение данной новости. Надо сказать, что данная разработка ВПК Украины не в первый раз становится предметом пристального внимания экспертного сообщества.

Если обратится к истории проекта, то окажется, что одним из первых его предшественников был ракетный комплекс ближнего (до 100 км) и среднего (до 500 км) радиуса действия «Борисфен», разработку которого конструкторское бюро «Южное» начало в 1994 году.

Видео:Національний промисловий портал

Давно это было

Очевидно стоить напомнить, что последнее в свое время создало 12 из 20 типов советских межконтинентальных баллистических ракет. И хотя у «Южного» не было опыта проектирования ракет такого типа, специалисты КБ посчитали, что вполне способны создать ракетный комплекс с заданными тактико-техническими характеристиками. Однако из-за отсутствия финансирования реализация проекта была остановлены в 2003 году.

Через некоторое время работы над ним были возобновлены. Предполагаемая дальность полета ракеты комплекса, получившего название «Сапсан», должна была составить 280 км, вероятность поражения цели — 87%, круговое вероятное отклонение от цели — не более нескольких метров. Размещать «Сапсан» предполагалось на автомобильных шасси высокой проходимости. Но всем этим планам не суждено было сбыться, из-за финансовых и организационных трудностей в 2013 году работы вновь были свернуты.

Более совершенной версией этой разработки (выполняемой для иностранного заказчика) считается ОТРК «Гром», предназначенный для поражения одиночных и групповых стационарных целей на расстоянии от 80 до 290 км. Впервые проект комплекса «Гром» был анонсирован на выставке «Оружие и безопасность-2015» в Киеве. Его самоходная пусковая установка должна была нести две ракеты типа «земля-земля». Предполагаемая дальность стрельбы — до 280 км (с возможностью увеличения до 500 км).

По заверениям разработчиков, ракеты комплекса «Гром» получат возможность преодолевать ПВО любой сложности. В том числе — российский «зонтик» из С-300 и С-400, поскольку его боеприпасы, как и ракеты «Искандера», смогут летать по непредсказуемой траектории.

Но столь смелые (и пока ничем не подкрепленные) обещания сразу же породили немало скептических комментариев. Как заявил в свое время эксперт российского Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов, разработка ОТРК — это любимая тема украинских властей для «распила» бюджетных денег.

И с этим трудно было поспорить. Тесты опытного образца системы «Гром» должны были пройти еще зимой 2015 года, но из-за волокиты со стороны Национального космического агентства Украины, огневые испытания ОТРК были перенесены на осень 2016 года. Но и тогда не состоялись. Сроки вновь были сдвинуты на год.

По мнению ряда аналитиков, ввиду развала в украинском оборонно-промышленном комплексе и недостатка финансирования, перспективы ОТРК «Гром», как и его предшественников, выглядят весьма неопределенными.

Так заместитель главы Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко выразил серьезное сомнение в том, что в своем нынешнем состоянии Украина вообще может создавать высокотехнологичные системы. Для этого необходимо не только огромное количество времени и инвестиций (которых нет), но также кадры и опыт. Которые также утрачены.

В свою очередь первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский отметил, что в советское время инженерная школа Украины действительно была лучшей среди союзных республик и по ряду направлений превосходила российскую. Но теперь значительная часть этого потенциала потеряна.

Фиаско или преддверие грандиозного успеха?

Этот скепсис не смогло развеять и появление уже в текущем году кадров испытания твердотопливного ракетного двигателя для боеприпасов ОТРК «Гром-2». Также был продемонстрирован опытный образец самоходной пусковой установки. Но общая тональность большинства комментариев осталось прежней.

На этом фоне весьма интересным выглядит мнение было высказанное на сайте «Военное обозрение» (topwar.ru) автором под псевдонимом Equalized, который похоже в курсе положения дел с проектом «Гром».

Вопреки негативным откликам, он считает, что видео испытаний позволяет с уверенностью сказать, что при создании украинского ОТРК «Гром-2» применена более передовая элементная база и технология изготовления твердотопливных ракетных двигателей (ТТРД) чем у российских аналогов.

Его ТТРД выполнен по технологии «кокон», путем намотки из композитной нитки. Между тем, даже на ракетах самого современного российского ОТРК «Искандер-М» корпус двигателя выполнен из высоколегированной стали. Что очевидно является следствием кризисных 90-х, когда ради экономии средств и времени часто использовали паллиативные технические решения.

Согласно официальным данным, ракета ОТРК «Гром-2» сможет поражать цели на расстоянии до 280 км. Однако габариты ТТРД ракеты, сопоставимые габаритам и весу с двигателем боеприпаса «Искандер-М», дают основание говорить о том, что максимальная дальность поражения целей ракетой «Гром-2» сможет достигать 450-500 км.

И только потому, что «Гром-2» разрабатывается для поставок в Саудовскую Аравию, дальность экспортной версии приведена в соответствие с требованиями международного режима контроля за ракетными вооружениями (т.е. не может превышать 300 км). Полная аналогия с «Искандер-М» и «Искандер-Э».

В случае же закупки данного ОТРК вооруженными силами Украины, эти ограничения действовать не будет и ракетой «Грома» можно будет стрелять на максимальную дальность.

Не все пропало

Один из самых важных вопросов (относительно которого, как мы уже видели, имеется более всего разногласий среди экспертов) касается способности ВПК Украины (в его нынешнем состоянии) освоить массовое производство столь сложной продукции, как оперативно-тактические ракетные комплексы. В отличие от многих других комментаторов Equalized считает, что украинской оборонке по силам создать необходимую для этого технологическую цепочку.

Бывший флагман советской ракетной индустрии «Южный машиностроительный завод» имеет огромные резервные мощности (в данный момент он загружен максимум на 20-30%). Разрыв кооперации с РФ сильно ударил по предприятию, но не уничтожил его до конца. И в случае получения заказа «Южмаш» сможет без проблем мотать корпуса ТТРД.

Топливо к ним вполне в состоянии производить «Павлоградский химический завод», который после начала конфликта на Донбассе работает не только над переснаряжением старых боеприпасов, но и ведет разработку топлива к двигателям реактивных снарядов РСЗО «Ольха».»

Украина вполне в состоянии разработать и систему управления/наведения ОТРК. В стране есть предприятия военно-космической отрасли, которые специализируются именно на производстве отдельных компонентов систем наведения и систем в целом.

В их числе, в частности, «Казенное предприятие специального приборостроения «Арсенал», которое в свое время даже принимало участие в разработке систем наведения ракет для ОТРК «Искандер». Ранние версии этих ракет оснащены гирокомпасами украинского производства.

Системы наведения для космической отрасли разрабатывает предприятие «Хартрон-Аркос», в чьей компетенции сомневаться не стоит. Именно оно сейчас работает над системой наведения ОТРК «Гром-2».

Но и чрезмерному оптимизму предаваться не стоит. ОТРК «Гром-2» скорее всего будет готов не ранее чем через 3-4 года (хотя обещано было за 2), комплекс очень серьезный, лишь немногие страны мира могут разрабатывать подобную технику.

Россия и Украина входят в их число. Разница лишь в том, что у первой есть деньги, а вторая сегодня — нищая. Единственная причина по которой ракетный комплекс «Гром-2» вообще смог появился в металле, это финансирование Саудовской Аравии. Именно благодаря этим деньгам были проведены НИОКР, практически создана технология производства всех компонентов ОТРК, налаживается производственная цепочка.

И даже если заказчик не примет предложенную ему версию ОТРК, на ее основе с минимальными затратами средств вполне может быть сделан проект «под себя». Правда не стоит ожидать, что украинские военные сразу же начнут закупать данные ракетные комплексы. Копить деньги для этого вооруженным силам придется очень долго, даже для того что бы оснастить хотя бы одну ракетную бригаду.

Нетрудно заметить, что последний тезис во многом обесценивает предыдущие, ведь именно недостаток финансирования погубил многие прорывные разработки Украинского ВПК.

Колеса колесам — рознь

Еще одним яблоком раздора в среде экспертов является вопрос происхождения шасси для самоходной пусковой ОТРК «Гром-2». Одни из них уверены в чисто украинском происхождении этого транспортера. Другие пытаются обнаружить его белорусские корни.

Первой точки зрения, в частности, придерживаются авторы украинского издания AUTO-Consulting. По их данным, разработкой и постройкой «с нуля» самоходного 5-осного шасси для ОТРК «Гром-2» занимается ЧАО «Харьковский завод транспортного оборудования» при участии ГП «Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. А. А. Морозова».

Вторая представлена в статья Сергея Ищенко озаглавленной «Три ножа в спину Москвы от «батьки» Лукашенко» (Под несмолкающие разговоры о вечной дружбе Минск разрушает союз между нашими странами.). Которая на днях появилась в российском интернет-издании «Свободная Пресса».

В этой публикации одним из «ножей» загнанных коварным Лукашенко в спину доверчивой России называется то самое самоходное шасси для ОТРК «Гром-2». Опыта создания таких машин Украина не имеет. И единственное разумное объяснение успехам украинцев в этой области, по мнению Сергея Ищенко, предложил киевский военный эксперт Михаил Жирохов в киевском издании «Деловая столица»: все произошло «вполне вероятно, не без некоторого участия белорусских специалистов, участие которых не афишируется».

В принципе, в этом суждении нет ничего нового. Еще летом прошлого года на основании фото выложенных интернет-порталами, некоторые комментаторы сделали вывод, что пусковая установка ОТРК «Гром-2» размещена на шасси Минского завода колесных тягачей — МЗКТ-79292 либо, по крайней мере, очень похожем на него.

А так как МЗКТ не выступал с какими-либо претензиями к украинским оборонщикам по нелицензионному выпуску изделий своей разработки, то либо готовые МЗКТ-79292 поступают на Украину непосредственно из Беларуси, либо на одном из тамошних предприятий ведется их сборка из белорусских машинокомплектов.

Между тем, внимательный анализ и сопоставление конструктивных особенностей шасси пусковой комплекса ракетного комплекса «Гром-2» и шасси МЗКТ-79292 приводит к выводу, что это — две разные машины несмотря на одинаковое количество осей (10).

На первой расстояние между всеми 5-ю мостами (первые 4 из которых ведущие, а последний, судя по фото, сделан поддерживающим) — одинаковое. Управляемыми являются первых 2.

Ходовой макет самоходной пусковой установки ОТРК «Гром-2». Фото bmpd.livejournal.com

В случае с полноприводным шасси МЗКТ-79292 (10х10), три последних моста образуют 3-осную тележку. Два передних последних смонтированы обособленно и находятся на значительном расстоянии от нее и друг от друга. Чтобы придать этому автомобилю большую маневренность, четыре его моста (первых три и последний) сделаны управляемыми.

Шасси МЗКТ-79292. Фото russianarms.ru

Учитывая, что на Украине действительно нет опыта разработки колесных шасси более чем c четырьмя ведущими мостами, можно предположить, что за основу транспортера для установки «Гром-2» взято старое шасси советского выпуска МАЗ-543. Большое количество таких машин досталось украинской армии в наследство от советской. На их базе размещены ЗРК С-300, РСЗО «Смерч» и ряд других видов вооружения и военной техники.

ЗРК С-300 на автомобиле МАЗ-543М. Фото kolesa.ru

В процессе переделки МАЗ-543 вместо двух узких была смонтирована одна широкая кабина, а к четырем ведущим осям (с целью увеличения размера платформы для размещения более длинной ракеты) добавлена пятая — поддерживающая. Это хорошо заметно на фото СПУ сверху при поднятых ракетных контейнерах

Примерно также поступали китайцы до тех пор, пока с помощью МЗКТ не наладили производство шасси с числом ведущих осей больше четырех.

Таким образом было бы большим преувеличением говорить о передаче Беларусью Украине технологий способных настолько продвинуть ее ракетную программу, чтобы в будущем, хотя бы теоретически нанести ущерб России.

 

 

Тэги:

, , , , , ,

Комментарии

Курс белорусского рубля определяется в Москве

Еще не успели затихнуть на валютном рынке Беларуси волнения, вызванные скачками курса российского рубля в апреле, как в России возникла новая угроза для нашего рубля: новые поручения президента РФ Владимира Путина новому правительству.

Кадры: Дмитрий Мирончик назначен послом в Швецию, Павел Легкий стал первым замом министра информации

Александр Лукашенко 22 мая рассмотрел кадровые вопросы. Дмитрий Мирончик назначен Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Беларусь в Королевстве Швеция,  Александр Лукашевич — Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Беларусь в Республике Болгария и по совместительству в Греческой Республике и Республике Кипр,  Вячеслав Качанов — Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Беларусь в Эстонской Республике,   Владимиир Астапенко — Чрезвычайным

Прогноз курса рубля на неделю с 21 по 25 мая

Ожидаем снижения средневзвешенных курса доллара США на БВФБ на величину около 0,5% в условиях укрепления белорусского рубля по отношению к корзине валют. В понедельник, 21 мая, возможен рост курса доллара на доли процента.

Что может остановить рост цен на топливо?

Принятая в Беларуси копеечная тактика повышения цен на автомобильное топливо рискует стать непрерывной. Причина – продолжающийся рост цен в России, на которые сейчас ориентируются белорусские ценники, а также растущие цены на нефть.

Кому и чему аплодируют депутаты

В споре рождается истина. По крайней мере так гласит пословица. Но что-то я не могу припомнить, когда в последний раз был свидетелем ее рождения в процессе спора. Почему народная мудрость не подтверждается практикой? Попытаюсь сформулировать свой дилетантский ответ по данному вопросу.

Прогноз курса рубля на неделю с 21 по 25 мая

Ожидаем снижения средневзвешенных курса доллара США на БВФБ на величину около 0,5% в условиях укрепления белорусского рубля по отношению к корзине валют. В понедельник, 21 мая, возможен рост курса доллара на доли процента.

Что может остановить рост цен на топливо?

Принятая в Беларуси копеечная тактика повышения цен на автомобильное топливо рискует стать непрерывной. Причина – продолжающийся рост цен в России, на которые сейчас ориентируются белорусские ценники, а также растущие цены на нефть.

Стратегические ядерные силы: вывозите, «родимые»

Белорусский ВПК дает России возможность в срок завершить перевооружение РВСН на новейшие ракетные комплексы стратегического назначения.