Вооружение

Вооруженный конфликт в Украине довершил распад когда-то могучего единого союзного ВПК на оборонные комплексы независимых постсоветских государств с меньшими возможностями.

После того как не так давно КБ «Южное» опубликовало видео испытаний твердотопливного ракетного двигателя для перспективного ракетного комплекса «Гром-2» и показало габаритный макет самоходной пусковой установки для него, в интернете началось бурное обсуждение данной новости. Надо сказать, что данная разработка ВПК Украины не в первый раз становится предметом пристального внимания экспертного сообщества.

Если обратится к истории проекта, то окажется, что одним из первых его предшественников был ракетный комплекс ближнего (до 100 км) и среднего (до 500 км) радиуса действия «Борисфен», разработку которого конструкторское бюро «Южное» начало в 1994 году.

Видео:Національний промисловий портал

Давно это было

Очевидно стоить напомнить, что последнее в свое время создало 12 из 20 типов советских межконтинентальных баллистических ракет. И хотя у «Южного» не было опыта проектирования ракет такого типа, специалисты КБ посчитали, что вполне способны создать ракетный комплекс с заданными тактико-техническими характеристиками. Однако из-за отсутствия финансирования реализация проекта была остановлены в 2003 году.

Через некоторое время работы над ним были возобновлены. Предполагаемая дальность полета ракеты комплекса, получившего название «Сапсан», должна была составить 280 км, вероятность поражения цели — 87%, круговое вероятное отклонение от цели — не более нескольких метров. Размещать «Сапсан» предполагалось на автомобильных шасси высокой проходимости. Но всем этим планам не суждено было сбыться, из-за финансовых и организационных трудностей в 2013 году работы вновь были свернуты.

Более совершенной версией этой разработки (выполняемой для иностранного заказчика) считается ОТРК «Гром», предназначенный для поражения одиночных и групповых стационарных целей на расстоянии от 80 до 290 км. Впервые проект комплекса «Гром» был анонсирован на выставке «Оружие и безопасность-2015» в Киеве. Его самоходная пусковая установка должна была нести две ракеты типа «земля-земля». Предполагаемая дальность стрельбы — до 280 км (с возможностью увеличения до 500 км).

По заверениям разработчиков, ракеты комплекса «Гром» получат возможность преодолевать ПВО любой сложности. В том числе — российский «зонтик» из С-300 и С-400, поскольку его боеприпасы, как и ракеты «Искандера», смогут летать по непредсказуемой траектории.

Но столь смелые (и пока ничем не подкрепленные) обещания сразу же породили немало скептических комментариев. Как заявил в свое время эксперт российского Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов, разработка ОТРК — это любимая тема украинских властей для «распила» бюджетных денег.

И с этим трудно было поспорить. Тесты опытного образца системы «Гром» должны были пройти еще зимой 2015 года, но из-за волокиты со стороны Национального космического агентства Украины, огневые испытания ОТРК были перенесены на осень 2016 года. Но и тогда не состоялись. Сроки вновь были сдвинуты на год.

По мнению ряда аналитиков, ввиду развала в украинском оборонно-промышленном комплексе и недостатка финансирования, перспективы ОТРК «Гром», как и его предшественников, выглядят весьма неопределенными.

Так заместитель главы Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко выразил серьезное сомнение в том, что в своем нынешнем состоянии Украина вообще может создавать высокотехнологичные системы. Для этого необходимо не только огромное количество времени и инвестиций (которых нет), но также кадры и опыт. Которые также утрачены.

В свою очередь первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский отметил, что в советское время инженерная школа Украины действительно была лучшей среди союзных республик и по ряду направлений превосходила российскую. Но теперь значительная часть этого потенциала потеряна.

Фиаско или преддверие грандиозного успеха?

Этот скепсис не смогло развеять и появление уже в текущем году кадров испытания твердотопливного ракетного двигателя для боеприпасов ОТРК «Гром-2». Также был продемонстрирован опытный образец самоходной пусковой установки. Но общая тональность большинства комментариев осталось прежней.

На этом фоне весьма интересным выглядит мнение было высказанное на сайте «Военное обозрение» (topwar.ru) автором под псевдонимом Equalized, который похоже в курсе положения дел с проектом «Гром».

Вопреки негативным откликам, он считает, что видео испытаний позволяет с уверенностью сказать, что при создании украинского ОТРК «Гром-2» применена более передовая элементная база и технология изготовления твердотопливных ракетных двигателей (ТТРД) чем у российских аналогов.

Его ТТРД выполнен по технологии «кокон», путем намотки из композитной нитки. Между тем, даже на ракетах самого современного российского ОТРК «Искандер-М» корпус двигателя выполнен из высоколегированной стали. Что очевидно является следствием кризисных 90-х, когда ради экономии средств и времени часто использовали паллиативные технические решения.

Согласно официальным данным, ракета ОТРК «Гром-2» сможет поражать цели на расстоянии до 280 км. Однако габариты ТТРД ракеты, сопоставимые габаритам и весу с двигателем боеприпаса «Искандер-М», дают основание говорить о том, что максимальная дальность поражения целей ракетой «Гром-2» сможет достигать 450-500 км.

И только потому, что «Гром-2» разрабатывается для поставок в Саудовскую Аравию, дальность экспортной версии приведена в соответствие с требованиями международного режима контроля за ракетными вооружениями (т.е. не может превышать 300 км). Полная аналогия с «Искандер-М» и «Искандер-Э».

В случае же закупки данного ОТРК вооруженными силами Украины, эти ограничения действовать не будет и ракетой «Грома» можно будет стрелять на максимальную дальность.

Не все пропало

Один из самых важных вопросов (относительно которого, как мы уже видели, имеется более всего разногласий среди экспертов) касается способности ВПК Украины (в его нынешнем состоянии) освоить массовое производство столь сложной продукции, как оперативно-тактические ракетные комплексы. В отличие от многих других комментаторов Equalized считает, что украинской оборонке по силам создать необходимую для этого технологическую цепочку.

Бывший флагман советской ракетной индустрии «Южный машиностроительный завод» имеет огромные резервные мощности (в данный момент он загружен максимум на 20-30%). Разрыв кооперации с РФ сильно ударил по предприятию, но не уничтожил его до конца. И в случае получения заказа «Южмаш» сможет без проблем мотать корпуса ТТРД.

Топливо к ним вполне в состоянии производить «Павлоградский химический завод», который после начала конфликта на Донбассе работает не только над переснаряжением старых боеприпасов, но и ведет разработку топлива к двигателям реактивных снарядов РСЗО «Ольха».»

Украина вполне в состоянии разработать и систему управления/наведения ОТРК. В стране есть предприятия военно-космической отрасли, которые специализируются именно на производстве отдельных компонентов систем наведения и систем в целом.

В их числе, в частности, «Казенное предприятие специального приборостроения «Арсенал», которое в свое время даже принимало участие в разработке систем наведения ракет для ОТРК «Искандер». Ранние версии этих ракет оснащены гирокомпасами украинского производства.

Системы наведения для космической отрасли разрабатывает предприятие «Хартрон-Аркос», в чьей компетенции сомневаться не стоит. Именно оно сейчас работает над системой наведения ОТРК «Гром-2».

Но и чрезмерному оптимизму предаваться не стоит. ОТРК «Гром-2» скорее всего будет готов не ранее чем через 3-4 года (хотя обещано было за 2), комплекс очень серьезный, лишь немногие страны мира могут разрабатывать подобную технику.

Россия и Украина входят в их число. Разница лишь в том, что у первой есть деньги, а вторая сегодня — нищая. Единственная причина по которой ракетный комплекс «Гром-2» вообще смог появился в металле, это финансирование Саудовской Аравии. Именно благодаря этим деньгам были проведены НИОКР, практически создана технология производства всех компонентов ОТРК, налаживается производственная цепочка.

И даже если заказчик не примет предложенную ему версию ОТРК, на ее основе с минимальными затратами средств вполне может быть сделан проект «под себя». Правда не стоит ожидать, что украинские военные сразу же начнут закупать данные ракетные комплексы. Копить деньги для этого вооруженным силам придется очень долго, даже для того что бы оснастить хотя бы одну ракетную бригаду.

Нетрудно заметить, что последний тезис во многом обесценивает предыдущие, ведь именно недостаток финансирования погубил многие прорывные разработки Украинского ВПК.

Колеса колесам — рознь

Еще одним яблоком раздора в среде экспертов является вопрос происхождения шасси для самоходной пусковой ОТРК «Гром-2». Одни из них уверены в чисто украинском происхождении этого транспортера. Другие пытаются обнаружить его белорусские корни.

Первой точки зрения, в частности, придерживаются авторы украинского издания AUTO-Consulting. По их данным, разработкой и постройкой «с нуля» самоходного 5-осного шасси для ОТРК «Гром-2» занимается ЧАО «Харьковский завод транспортного оборудования» при участии ГП «Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. А. А. Морозова».

Вторая представлена в статья Сергея Ищенко озаглавленной «Три ножа в спину Москвы от «батьки» Лукашенко» (Под несмолкающие разговоры о вечной дружбе Минск разрушает союз между нашими странами.). Которая на днях появилась в российском интернет-издании «Свободная Пресса».

В этой публикации одним из «ножей» загнанных коварным Лукашенко в спину доверчивой России называется то самое самоходное шасси для ОТРК «Гром-2». Опыта создания таких машин Украина не имеет. И единственное разумное объяснение успехам украинцев в этой области, по мнению Сергея Ищенко, предложил киевский военный эксперт Михаил Жирохов в киевском издании «Деловая столица»: все произошло «вполне вероятно, не без некоторого участия белорусских специалистов, участие которых не афишируется».

В принципе, в этом суждении нет ничего нового. Еще летом прошлого года на основании фото выложенных интернет-порталами, некоторые комментаторы сделали вывод, что пусковая установка ОТРК «Гром-2» размещена на шасси Минского завода колесных тягачей — МЗКТ-79292 либо, по крайней мере, очень похожем на него.

А так как МЗКТ не выступал с какими-либо претензиями к украинским оборонщикам по нелицензионному выпуску изделий своей разработки, то либо готовые МЗКТ-79292 поступают на Украину непосредственно из Беларуси, либо на одном из тамошних предприятий ведется их сборка из белорусских машинокомплектов.

Между тем, внимательный анализ и сопоставление конструктивных особенностей шасси пусковой комплекса ракетного комплекса «Гром-2» и шасси МЗКТ-79292 приводит к выводу, что это — две разные машины несмотря на одинаковое количество осей (10).

На первой расстояние между всеми 5-ю мостами (первые 4 из которых ведущие, а последний, судя по фото, сделан поддерживающим) — одинаковое. Управляемыми являются первых 2.

Ходовой макет самоходной пусковой установки ОТРК «Гром-2». Фото bmpd.livejournal.com

В случае с полноприводным шасси МЗКТ-79292 (10х10), три последних моста образуют 3-осную тележку. Два передних последних смонтированы обособленно и находятся на значительном расстоянии от нее и друг от друга. Чтобы придать этому автомобилю большую маневренность, четыре его моста (первых три и последний) сделаны управляемыми.

Шасси МЗКТ-79292. Фото russianarms.ru

Учитывая, что на Украине действительно нет опыта разработки колесных шасси более чем c четырьмя ведущими мостами, можно предположить, что за основу транспортера для установки «Гром-2» взято старое шасси советского выпуска МАЗ-543. Большое количество таких машин досталось украинской армии в наследство от советской. На их базе размещены ЗРК С-300, РСЗО «Смерч» и ряд других видов вооружения и военной техники.

ЗРК С-300 на автомобиле МАЗ-543М. Фото kolesa.ru

В процессе переделки МАЗ-543 вместо двух узких была смонтирована одна широкая кабина, а к четырем ведущим осям (с целью увеличения размера платформы для размещения более длинной ракеты) добавлена пятая — поддерживающая. Это хорошо заметно на фото СПУ сверху при поднятых ракетных контейнерах

Примерно также поступали китайцы до тех пор, пока с помощью МЗКТ не наладили производство шасси с числом ведущих осей больше четырех.

Таким образом было бы большим преувеличением говорить о передаче Беларусью Украине технологий способных настолько продвинуть ее ракетную программу, чтобы в будущем, хотя бы теоретически нанести ущерб России.

 

 

Тэги:

, , , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,