Правительство Беларуси надеется в 2018 году на рост ВВП не менее 3,5%. Прогнозы экспертов скромнее: Всемирный банк прогнозирует  рост на уровне 2,1%,  МВФ – 0,7%. С чем все эксперты солидарны — ожидаемый рост обусловят не структурные сдвиги белорусской экономики, а более благоприятная внешняя конъюнктура.

Власти настроены оптимистично

Правительство ожидает по итогам 2017 года роста ВВП на 2% при прогнозе 1,7%, а по итогам 2018 года — на 3,5%, сообщил премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков на заседании Совмина 5 декабря. Что касается инфляции, то Минэкономики и  Нацбанк Беларуси ожидают, что она по итогам  2017 года не превысит 7%. Изначально прогноз белорусских властей  на 2017 год предусматривал рост ВВП  на уровне 1,7% при инфляции не выше 9%.

ВБ: пока помогает внешнеэкономическая конъюнктура

Всемирный банк прогнозирует, что ВВП Беларуси в 2017 году увеличится на 1,8%, инфляция составит 9%,  дефицит счета текущих операций — минус 3,2% к ВВП.

Умеренное восстановление белорусской экономики в 2017 году обеспечили несколько факторов, считают эксперты ВБ. А именно: улучшилась конъюнктура на внешних рынках, укрепился экономический рост в России, повысились цены на сырьевые товары, что стимулировало рост белорусского экспорта и поддержало деловую активность внутри страны. Важное условие: жесткая денежно-кредитная политика и бюджетно-налоговая политика, которую белорусское правительство и Нацбанк  проводят с 2015 года.

В 2018 году Всемирный банк ожидает роста ВВП Беларуси на 2,1%, инфляцию – в пределах 7,2%. Прогноз дефицита счета текущих операций – минус 3,6%.

По оценкам банка, в 2018 году сохранится более благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, и это поддержит темпы роста в размере 2% ВВП. Восстановление роста доходов в свою очередь стабилизирует уровень бедности (если рассматривать уровень бедности как траты в 5,5 доллара в день, измеренных по паритету покупательной способности). Ситуация на рынке труда будет сложной из-за тяжелого финансового состояния госпредприятий.

Высоких темпов экономического роста в Беларуси эксперты ВБ не ожидают из-за структурных недостатков экономики. Цены на импортируемые энергоресурсы не будут для Беларуси такими благоприятными, как раньше. Значит, Беларусь в меньшей степени сможет полагаться на Россию и на высокие цены на сырьевой экспорт. Следовательно, если страна остановится в развитии, то попадет в ловушку медленного роста.

Среди потенциальных факторов роста белорусской экономики эксперты ВБ называют улучшение бизнес-среды для развития частного предпринимательства и  решение проблемы неэффективных госпредприятий. Если комбинация этих мер сработает, то Беларусь в среднесрочной перспективе может выйти на более высокие темпы  роста.

Риски: долги, сырьевая зависимость и искусственное стимулирование роста

В 2018 году Беларусь должна выплатить 3,1 млрд. долларов внешнего долга. Чтобы сделать это, Беларусь нуждается в долгосрочном финансировании. Прежние договоренности Беларуси с РФ о рефинансировании белорусских долгов по российским кредитам и выпуск еврооблигаций обеспечат лишь временное сокращение давления на платежный баланс, но в среднесрочной перспективе нужны источники более устойчивого решения проблемы внешнего финансирования, убеждены эксперты ВБ.

Вторая группа рисков связана с тем, что Беларусь по-прежнему зависит от поставок нефти из России и  колебаний мировых цен на сырьевые товары.

Раньше серьезный рост ВВП Беларуси обеспечивала нефтяная субсидия. В частности, в 2007 году он достигал 8%, опережая все страны региона, включая Россию В целом в некоторые годы нефтяная субсидия достигала 15% белорусского ВВП. Резкое падение на нефть сократило размер этих выгод. В  2016 году нефтяная субсидия составляла около 4,6% ВВП Беларуси, — на 9 процентных пунктов ниже  в сравнении с предыдущим годом, что имело негативные последствия для темпов экономического роста, отмечают эксперты ВБ.

 

Рисунок 1: Темпы роста ВВП: Республика Беларусь, Российская Федерация и регион ЕЦА, 2000-2016 годы

 

Рисунок 2: Размер «энергетических субсидий» и  динамика реального ВВП, 2004-2016 годы

Источник: расчеты сотрудников Всемирного банка на основе данных Белстата и ПМР.

Еще один серьезный риск, который, по мнению экспертов ВБ может угрожать макроэкономической стабильности в Беларуси, — искусственное стимулирование роста ВВП и административный рост заработных плат.

 

Рисунок 3: Составляющие экономического роста: вклад в рост реальной добавленной стоимости в ВВП, в процентных пунктах, 2006-2016 годы

 

Рисунок 4: Фондообеспеченность, доход на капитал и динамика ВВП на душу населения (в текущих долл. США), 2005-2016 годы

Источник: расчеты сотрудников Всемирного банка на основе данных Белстата.

 

МВФ: переговоры о новой программе заморожены

МВФ повысил прогноз динамики ВВП Беларуси в 2017 году до 0,7% (с минус 0,8% в апрельском обзоре). При этом эксперты фонда ожидают, что инфляция в Беларуси по итогам 2017 года будет на уровне 8%, а не 9,3%. Прогноз дефицита счета текущих операций Беларуси в 2017 году ухудшен до минус 5,3% к ВВП (прежний прогноз – минус 4,7% к ВВП).

По мнению экспертов фонда, основным стимулом роста белорусской экономики стало улучшение динамики в регионе и в России в частности. При этом они особо отмечают положительное влияние подписанных в апреле 2017 года нефтегазовых соглашений с Россией.

В 2018 году МВФ прогнозирует прирост ВВП в Беларуси на 0,7% , инфляцию – на уровне 7,5%, дефицит счета текущих операций Беларуси — минус 4,6% к ВВП.

Напомним, в 2015-2016 годах Беларусь вела переговоры с МВФ о новой программе сотрудничества, предполагающей кредит в размере около 3 млрд. долларов под 2,28% годовых на 10 лет, с условиями, что Беларусь в сжатые сроки проведет реформы в оплате услуг ЖКХ и госсекторе. Белорусские власти на реформы не решились. Они нашли альтернативные источники внешних займов, хотя и более дорогие. В июне 2017 года Беларусь разместила 7-ми и 10-летние выпуски еврооблигаций общим объемом 1,4 млрд. долларов, получила 3 транша евразийского кредита в размере 800 млн. долларов. А в августе привлекла 10-летний кредит от правительства России в размере 700 млн. долларов.

Переговоры о новой программе с МФВ застопорились. В ноябре 2017 года завершилась очередная миссия МВФ в Беларусь. Консультации носили преимущественно технический характер.

Эксперты: рост уперся в потолок, обесценение белорусского рубля предопределено

Директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик на конференции «Экономическая среда для развития бизнеса» 20 декабря отметил, что в 2017 году началось восстановление белорусской экономики, чему способствовала циклическая составляющая, рост внутреннего спроса и экспорта. По его оценкам, в 2017 году ВВП Беларуси вырастет на 2,3%, а в 2018 году — на 2,5%.

Эксперт подчеркнул, что в 2017 году росту не нефтяного экспорта Беларуси способствовало не только восстановление экономики РФ, но и ослабление реального эффективного курса белорусского рубля. «Рубль понемногу обесценивается, и конкурентоспособность белорусских товаров вроде бы не ухудшается, – конечно, это в первую очередь касается российского рынка», — отметил он.

Эксперт прогнозирует, что роль не нефтяного экспорта Беларуси будет снижаться. К концу 2018 года рост нефтяного экспорта составит около 40%, а это — довольно значимый вклад в ВВП.

Рост реального ВВП в Беларуси начнет замедляться уже в первом квартале 2018 года, считает А. Чубрик. По его оценкам, в 2018 году рост денежной массы в Беларуси замедлится, также произойдет некоторое ослабление белорусского рубля вслед за российским рублем. Обменный курс в четвертом квартале 2018 года составит 2,07-2,08  рубля к доллару. Сохранится жесткая монетарная политика. Ожидается некоторое ускорение инфляции к концу 2018 года, что обусловит оживление потребительского рынка и возможный рост тарифов ЖКХ.

Старший научный сотрудник BEROC Дмитрий Крук считает, что обозначившийся в 2017 году рост национальной экономики вряд ли следует считать восстановлением роста – скорее, это — выход из долгой рецессии и возвращение в период стагнации, окончания которой пока не просматривается.

«Ключевая проблема в том, что весь наш рост был основан на накоплении основных фондов. Мы накапливаем капитал и продолжаем делать то, что умеем, в больших объемах. Но такая модель исчерпаема. У нас имеет место острая нехватка производительности», — констатировал эксперт.

По этой причине возможный рост национальной экономики —  2,5%- 3,5%. «При этом рост может просесть до минус 5%, если скажется груз накопленных долгов или какие-то другие проблемы», — считает Д. Крук.

По его оценкам, в ближайшие годы отставание Беларуси от стран региона, за исключением Украины. «Экономика не справляется со своим предназначением — наращивать доходы и обеспечивать рост благосостояния», — подчеркнул Д. Крук.

Как следствие, низкая производительность в рамках белорусской экономики влечет за обесценивание национальной валюты. Для конкурентоспособности важна производительность. «Если технологические преимущества не позволяют обеспечить преимущество, вступают в игру ценовые факторы. Виден устойчивый тренд на обесценивание нашей валюты. Он предопределен тем, что у нас не хватает производительности», — сказал Д. Крук.

Если не хватает производительности, то, очевидно, нужно продолжать обесценивать реальный обменный курс. Средние ежегодные темпы за последние 15 лет около составляли около 3 п.п. в год. «Моя консервативная оценка: тренд сохранится, а обесценивание будет идти несколько меньшими темпами. Обесценение примерно на 2% в год может оказаться достаточным, чтобы компенсировать потери в производительности», — считает эксперт.

Согласно его расчетам, учитывающим ожидаемую инфляцию в размере 6% годовых, обесценивание реального обменного курса в 2% и инфляцию в сопредельных странах в 2%, для поддержания конкурентоспособности белорусской экономике нужна будет девальвация, пропорциональная инфляции — то есть, примерно в 2%.

«К чему это ведет? Мы будем продолжать обесцениваться. Это значит, что в долларах номинальные показатели будут барьером, в который мы уперлись. Мы имеем реальный рост очень малый — 2%, и его съедает пусть и малая, но девальвация. Такой режим роста ведет к дефициту конкурентоспособности и консервации реального роста. Такой сценарий роста не является приемлемым», — констатировал Д. Крук.

Как Беларусь будет погашать долги в 2018 году

Валютные платежи Беларуси по госдолгу в 2018 году суммарно оцениваются более чем в 3,7 млрд. долларов: 2,5 млрд. долларов нужно на погашение основного долга, более 1,2  млрд. долларов — на его обслуживание.

Для этого Беларусь в 2018 году планирует привлечь 1,2 млрд. долларов заимствований на внешнем и внутреннем рынках. В том числе предполагается до конца первого квартала 2018 года получить 6-й и 7-й транши кредита ЕФСР (отметим, что единственная международная финансовая организация, с которой Беларусь сейчас имеет кредитную программу, — это Евразийский фонд стабилизации и развития), а также осуществить выпуск еврооблигаций на 600 млн. долларов на внешнем рынке и привлечь на внутреннем рынке 400 млн. долларов,  рассказал министр финансов Беларуси Владимир Амарин 18 декабря. В первом случае это предположительно будут новые евробонды, во втором – валютные долгосрочные облигации Минфина с обращением в Беларуси.

Минфин в 2017 году вышел на внешний рынок еврооблигаций — заимствовал 1,4 млрд. долларов (евробонды были размещены двумя траншами доходностью на уровне 7,125% и 7,625%). По словам В. Амарина,  в том числе и для того, чтобы исполнять обязательства в текущем году и по второму траншу еврооблигаций в январе 2018 года в сумме 800 млн. долларов.

«В следующем году мы планируем завершить наше размещение еврооблигаций, общая сумма которого планировалась в размере 2 млрд. долларов  Из них 1,4 млрд. долларов мы привлекли в текущем году, осталось еще 600 млн. долларов. Думаю, в первом квартале будущего года мы выйдем с этим размещением», — отметил министр.

В начале декабря В. Амарин сообщал, что в 2018 году Беларусь не исключает возможности размещения облигаций на российском и азиатском рынках. По его словам, при размещении облигации в России и в Азии «суммы будут несравнимые с евробондами, потому что это разные рынки и условия». «В пределах до 500 млн. долларов в сумме на двух рынках. Но мы еще не так глубоко вошли в эти процессы, чтобы уже суммы знать. Все еще в процессе проработки», — сказал он. И добавил, что Беларусь стремится диверсифицировать инструменты заимствований, чтобы быть не только на европейском рынке еврооблигаций.

В Минфине отмечают, что обслуживание госдолга Беларуси полностью осуществляется за счет общих доходов бюджета. На погашение валютного госдолга будут направлены недолговые источники, то есть вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты (это 486,5 млн. долларов), а также валютные остатки средств республиканского бюджета в сумме 850 млн. долларов, сформированные от размещения в текущем году еврооблигаций Беларуси.

Проектом бюджета на 2018 год предлагается утвердить лимит внутреннего государственного долга Беларуси в размере 10 млрд. рублей, а лимит внешнего госдолга Беларуси — в размере 19,6 млрд. долларов. «При соблюдении указанных лимитов индикаторы экономической безопасности по госдолгу на конец 2018 года будут выполнены. Соотношение государственного долга к ВВП не превысит 44,5%, а долга сектора госуправления — 46,9% при пороговых значениях экономической безопасности 45% и 50% соответственно», — отметил В. Амарин.

Тэги:

, , , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,